Методы и технологии организации слушания музыки детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы музыкального воспитания в процессе слушания музыки.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические вопросы слушания музыки, как метода общего музыкального образования.
Выяснить особенности детского музыкального восприятия.
Охарактеризовать методы и технологии организации восприятия музыки.
Рассмотреть принципы подбора репертуара, позволяющего многосторонне развивать ребенка.
Выявить черты наиболее широко применяемых методик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности.
§1. Характеристика слушания музыки, как части музыкально-эстетического воспитания………………………………………………………………………..5
§2. Особенности музыкального восприятия ребенка…………………………...8
Глава 2. Характеристика методов и технологий организации слушания музыки.
§1. Основные методы и приемы, их общая характеристика…………………11
§ 2. Проблема отбора репертуара для слушания музыки……………………14
§ 3. Принципы построения технологии организации слушания музыки детьми……………………………………………………….……………………21
§4. Вербальные средства раскрытия выразительности музыки……………..26
§5. Наглядность как метод обучения………………………………………….29
Заключени………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Характеристика деятельности слушание музыки в дошкольном детстве.docx

— 58.00 Кб (Скачать документ)

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребенок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желания заниматься музыкальной  деятельностью.

В-четвертых, в процессе слушания музыки ребенок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ  музыкального произведения наделен  определенным эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить  детям с помощью музыки тот  или иной образ, то лучше это сделать  на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет  целый пласт так называемой «детской музыки» — произведений, предназначенных  для слушания и исполнения детьми. 

Эмоциональное состояние  отражают и непрограммные пьесы. Широта использования музыкальных  произведений зависит от музыкальной  культуры и вкуса самого педагога. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна  передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.

В-пятых, в процессе слушания музыки ребенок воспринимает природные  эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Для растущего  человека предпочтительно отражение  в музыке позитивных эмоций. Чем  устойчивее связь ребенка и музыки, тем успешнее его эмоциональное  развитие.

Музыкальный репертуар для  решения задач психического развития ребенка. Особенности музыкального искусства позволяют рассматривать репертуар в качестве фактора развития психических процессов, и в первую очередь, конечно, креативности, творческого воображения и мышления ребенка.

Яркие музыкально-художественные образы стимулируют фантазию ребенка, рождают необычные интерпретации, ассоциации.

Музыкальный репертуар для  развития музыкального восприятия, музыкальной  образованности, музыкального кругозора. Круг этих задач решается, как правило, на музыкальных занятиях. Педагог-музыкант помогает ребенку накопить опыт ориентации в жанрах и стилях музыки, средствах музыкальной выразительности, музыкальных формах, интонационной специфике музыки разных композиторов. Примеры таких музыкальных произведений, как правило, рекомендуются образовательными дошкольными программами. Это произведения:

·         небольшие по объему, время их звучания не должно превышать 5 — 8 мин, что связано с особенностями детского внимания (отвлекаемость, плохое сосредоточение) и недостаточностью развития произвольных процессов;

·         с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);

·         разнообразные по стилям и жанрам;

·         программные и непрограммные.

Итак, репертуар определяет содержание работы с детьми по восприятию музыкальных произведений — это  существенная часть работы, но еще  не вся работа. Помимо содержания представляется важным познакомиться с технологиями организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста. Какие  же существуют педагогические технологии развития музыкального восприятия детей?

 

§ 3. Принципы построения технологии организации слушания музыки детьми.

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной  деятельности, на вечерах досуга и  праздниках. Педагог традиционно  посвящает часть музыкального занятия  слушанию музыки, используя для его  организации определенные методы и  приемы. К слушанию музыки обращается и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя  детей к самостоятельному восприятию музыкальных произведений. Слушают  музыку дети и в семье, посещая  с родителями концерты, музыкальные  спектакли и т. п.

Существует неоспоримая  важность разработки и презентации вариативных педагогических технологий организации процесса восприятия музыки детьми. Это связано с тем, что сегодня, как уже неоднократно подчеркивалось на страницах нашего пособия, возможности музыки в целостном развитии и воспитании ребенка-ребенка существенно расширены. Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом осуществляется профессионально-педагогическая работа по музыкальному восприятию, какие технологии и с какой целью используют воспитатель, музыкальный педагог, родители в работе с детьми в детском саду и дома.

Предлагаемые исследователями  методы и приемы организации восприятия музыки детьми требуют сегодня, на наш взгляд, определенной систематизации действий педагога с учетом направленности восприятия на определенный аспект развития ребенка. Широко применяемые традиционные методы и приемы также нуждаются в обновлении.

Конкретизируем возможности  процесса восприятия музыки в целостном  развитии ребенка-ребенка, т.е. назовем аспекты развития, которые обеспечивают процесс восприятия музыки детьми:

·         эмоциональное развитие;

·         социализация и культурация;

·         развитие основных познавательных процессов — мышления, памяти, внимания, воображения, интереса, собственно восприятия;

·         особым образом организованный процесс восприятия музыки, влияющий на развитие исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности — речевой, игровой, изобразительной.

Что же понимается под педагогической технологией в современной педагогической науке?

Педагогическая технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что  она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом из них, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные  и итоговые результаты собственной  профессионально-педагогической деятельности.

Подчеркнем, что эффективность  педагогической технологии всегда зависит  от знания педагогом последовательности, поэтапности развития того или иного  психического процесса, детской деятельности, возрастных особенностей ребенка. Поэтому, прежде чем проектировать авторские  технологии организации процесса восприятия музыки ребенками, следует изучить своеобразие процесса восприятия в целом и особенности становления данного вида детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте. [7, С. 352—376]

На каких же принципах  базируются предлагаемые вариативные  педагогические технологии организации  процесса восприятия музыки детьми?

1.              Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.

2.      Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки.

3.      Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенкав ходе восприятия музыки, означающий учет музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта; развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.

4.      Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение педагогом насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.

5.              Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки. Основной задачей воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.

6.      Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества,означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки детьми, как в целом и всего процесса музыкального воспитания. Принцип подразумевает тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.

7.      Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми. Восприятие — это целенаправленный процесс. Задачи, которые решаются ребенком в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны, и педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется музыкальное восприятие. Целенаправленность процесса восприятия позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ.

8.      Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации восприятия музыки детьми, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для достижения конкретной цели посредством их слушания. Данные критерии, их вариативность представлены в предыдущем параграфе данного раздела.

9.      Принцип систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми, предполагающий планомерную работу по восприятию музыкальных произведений детьми, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.

10.  Принцип продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т. д.

11.  Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности детей. [8,С. 175—182.]

Обобщенный алгоритм действий педагога в процессе организации  восприятия музыки детьми дошкольного  возраста обусловлен логикой четырех  последовательных этапов:

1.              привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него;

2.              повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности;

3.              закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще раз;

4.      создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности — игровой, художественной, двигательной.

Напомним, что в условиях вариативности технологий организации  восприятия музыки детьми данный алгоритм может дополняться подэтапами, новыми этапами, не нарушающими общий ход  музыкального восприятия, каждый этап должен оснащаться новыми педагогическими  приемами, отличаться разнообразием  этих приемов с учетом музыкального опыта ребенка, его индивидуальных особенностей.

Рассмотрим некоторые  технологии организации восприятия музыки детьми, апробированные в практике образования и позволившие получить высокие развивающие результаты.

 

§4. Вербальные средства раскрытия выразительности музыки.

Сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование  художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.

Исполнение музыки и слово  педагога – методы обучения

Художественное исполнение музыки — это выразительность, простота, точность. Здесь недопустимы различного рода упрощения и искажения, которые  лишают ребят нужных эмоциональных  переживаний. Так как вокальные  и инструментальные произведения слушают  дошкольники, то важно, чтобы звучность  и темп были умеренными (без эффектной  эстрадности), а звучание естественным и мягким.  
Слово педагога о музыке должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Можно считать лишенными педагогического смысла беседы, побуждающие детей к формальным ответам: музыка громкая, тихая, быстрая и т. д. Но перед слушанием песен и пьес необходимо направляющее слово руководителя.  
Слово педагога должно разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога при пояснениях эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения. Тепло, ласково рассказывается о колыбельной песне, радостно, с подъемом о праздничном, торжественном марше, игриво, весело о пляске.

Информация о работе Методы и технологии организации слушания музыки детьми