Методы и технологии организации слушания музыки детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы музыкального воспитания в процессе слушания музыки.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические вопросы слушания музыки, как метода общего музыкального образования.
Выяснить особенности детского музыкального восприятия.
Охарактеризовать методы и технологии организации восприятия музыки.
Рассмотреть принципы подбора репертуара, позволяющего многосторонне развивать ребенка.
Выявить черты наиболее широко применяемых методик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности.
§1. Характеристика слушания музыки, как части музыкально-эстетического воспитания………………………………………………………………………..5
§2. Особенности музыкального восприятия ребенка…………………………...8
Глава 2. Характеристика методов и технологий организации слушания музыки.
§1. Основные методы и приемы, их общая характеристика…………………11
§ 2. Проблема отбора репертуара для слушания музыки……………………14
§ 3. Принципы построения технологии организации слушания музыки детьми……………………………………………………….……………………21
§4. Вербальные средства раскрытия выразительности музыки……………..26
§5. Наглядность как метод обучения………………………………………….29
Заключени………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Характеристика деятельности слушание музыки в дошкольном детстве.docx

— 58.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Глава 2. Характеристика методов и технологий организации слушания музыки.

§1. Основные методы и приемы, их общая характеристика.

 

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной  функции музыки – ее восприятие и анализ.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно  вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет  познакомить детей со значительно  более сложной музыкой по сравнению  с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем  исполнении. Слушание дает возможность  услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных  видов технических средств, способных  воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной  формой общения с искусством широких  слоев населения. Поток музыкальной  информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации  целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность  потребления музыкальных впечатлений  в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей  активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был  активным, творческим.

Большое значение имеет вопросы  и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие  вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три  основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.

Восприятие музыки и умение анализировать  ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление  произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать  по два или три произведения.

Одно из произведений является основным, и на нем сосредотачивается больше внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому позволяют углубиться в решение поставленной проблемы.

Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части  произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление  характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание  в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что  от него требуется. С помощью такого простого задания можно более  точно контролировать работу детей, заставляет активно вслушиваться в  музыку, ведь в поисках ответа они  должны внимательно прослушать всю  «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и  потому, что уровень усвоения материала  можно проверить тут же, в самом  процессе преподавания.

Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать, какое произведение исполнено и  кто его автор.

Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно  дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно  пользоваться таблицами, на которые  помещаются контрастные по своему значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблицу целесообразнее использовать на начальном этапе работы. Так же после прослушивания можно дать детям творческое задание  - передать услышанное на бумаге, то есть нарисовать рисунок подходящий к данному музыкальному произведению.

Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение  этой проблемы связано с необходимостью:

- специально подбирать музыкальный  репертуар и методы работы  с ним;

- использовать на занятиях других  видов музыкальной деятельности  детей: музыкального движения, пения,  игры в оркестре, дирижирования;

- использование на занятиях  произведений других видов искусства,  прежде всего изобразительного  и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное  восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа  музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы  они отвечали двум ведущим принципам  – высокой художественности и  доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные  эмоции.

В методике слушания ведущее  место занимает выразительное исполнение песни, пьесы педагогом, эмоционально затрагивающее слушающих детей. Большой интерес у них вызывает инсценирование песни, применение игрушек, что позволяет зрительно представить  динамику музыкального образа.

 

§ 2. Проблема отбора репертуара для слушания музыки

Какую музыку может и хочет  слушать ребенок? Какая музыка оказывает на него развивающее влияние? Всякая ли музыка понятна ребенку? Вот примерный круг вопросов, на которые мы попытаемся ответить.

Традиционно принято считать, что ребенку лучше давать слушать  программную музыку. Она понятнее по содержанию, т.е. доступнее детям.

Подчеркнем, что именно музыкальное  восприятие является тем «каналом», который позволяет ребенку обогащать  индивидуальный музыкальный опыт. От того, какая музыка окружает ребенка, зависит становление у него музыкального вкуса, интереса к музыкальной деятельности.

Как же отбирается репертуар  для слушания? 

Многомерность — ведущий принцип искусства вообще и музыки особенно. Непостижимое количество вариантов интерпретации разными слушателями одного и того же музыкального образа, в том случае если музыка программна; огромнейшая палитра переживаний и образов в непрограммной музыке. Соединение несоединимых чувств в одном и том же музыкальном произведении...

Основными требованиями при  отборе музыкальных произведений для  слушания детьми являются требования художественности и доступности.

Художественность предполагает отбор разнообразных музыкальных произведений — образцов музыкальной классики и современности. Гармония музыкального образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки — именно в этих критериях может быть охарактеризовано данное требование.

Доступность традиционно трактуется следующим образом:

·         содержание музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными образами, что предполагает использование преимущественно программной музыки;

·         музыкальное произведение должно иметь контрастную форму;

·         музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка;

·         подбор музыкальных произведений должен соответствовать возможностям детского восприятия.

С точки зрения концепции  ребенка как субъекта детской  музыкальной деятельности требования к отбору репертуара для слушания могут быть конкретизированы рядом  принципов.

Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход — разным детям предлагается разная музыка.

Избирательное отношение  ребенка к музыке может проявляться  по-разному — от предпочтения какого-либо конкретного инструмента до музыки определенного композитора...

Знакомясь с портретом  современного ребенка-слушателя, можно обратить внимание на то, что дети любят взрослые ретро-песни. Это песни, ставшие классикой, но, к сожалению, ребенку практически негде их услышать, хотя они могли бы составить прекрасный репертуар для слушания, а также для последующего исполнительства и творчества.

Принцип учета деятельностной природы ребенка, который предполагает, что музыкальный репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия — в рисунке, слове, игре. Кроме того, музыка может допускать интерактивное включение ребенка — его непосредственные эмоциональные и двигательные реакции уже по ходу прослушивания. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребенка.

Принцип учета эмоционального опыта ребенка выражается в подборе музыкальных произведений, соответствующих эмоциональному состоянию и переживанию ребенка. В том случае, если педагог и родители знают, чем живет ребенок, что его волнует и радует, музыка может стать источником обогащения его эмоционального и жизненного опыта. Ребенок получает возможность «прожить» в музыке те события, которые вызвали в нем сильные эмоциональные переживания.

Кажется, что самый простой  способ реализации данного принципа на практике — подбор произведений, в названии которых уже заложено соответствие детскому эмоциональному опыту. Например: «Новая кукла» из «Детского  альбома» П. Чайковского, «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» Р. Шумана и др.

Однако более глубокое понимание данного принципа позволит подобрать произведение, передающее нюансы детских переживаний.

Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком. Реализация данного принципа возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей отношения ребенка к процессу слушания музыки. Есть дети, для которых в музыке главное — зрительный ряд, есть дети-музыковеды, которых интересует и биография композитора, история создания произведения. Есть дети, которые воспринимают музыку только эмоционально, и выражение в слове результатов прослушивания для них неприемлемо. Поэтому и музыкальный репертуар, и технология организации восприятия музыки должны осуществляться с учетом данных особенностей.

Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки. Данный принцип определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой — многомерной природой музыки. Поскольку процесс восприятия музыки организуется для решения разных задач, то и палитра музыкальных произведений, которые может слушать дошкольник, становится практически безгранична.

Остановимся более подробно на раскрытии последнего принципа.

Какие же задачи можно решать, подбирая специальный музыкальный  репертуар для слушания?

Эти задачи связаны:

·         с процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта;

·         с развитием психических процессов — мышления, воображения, креативных способностей ребенка;

·         с развитием художественного восприятия музыки, со становлением умений ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений; приобретением знаний о музыке, расширением музыкального кругозора.[5, c. 97-23]

Музыкальный репертуар для  обогащения эмоционального опыта ребенка. Напомним, что в дошкольном возрасте процесс развития ребенка может быть охарактеризован как процесс активного вхождения в социум, культуру, и на этой основе — как процесс самоидентификации собственного «Я», своих возможностей и способностей. Иными словами, ведущей линией развития ребенка становятся процессы социализации и культурации. Ребенок приобщается к «общественной технике чувств» (Л. С. Выготский), познает мир человеческих отношений и способов выражения эмоций.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Ведь, как мы уже говорили выше, музыка — это и есть собственно эмоция. Какие же эмоции может испытывать ребенок, слушающий музыку?

Для характеристики эмоций ребенка-слушателя воспользуемся  классификацией типов эмоций, предложенной В. Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как чувство жизни; эмоции как  фактор саморегуляции личности; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыке эмоции; природные  эмоции музыки.

Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребенку «проживать»  собственные эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребенка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие ребенка. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога и психолога детского сада. Только знание и понимание ребенка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребенок  может «сообщить» педагогу или сверстникам  о своем эмоциональном состоянии. Если настроение у него невеселое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.

Информация о работе Методы и технологии организации слушания музыки детьми