Массовая работа библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание

Массовая работа библиотеки предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Это одно из действенных средств влияния на формирование интересов и пользователей, и социума в целом.
Основными видами массовой работы являются:

Содержание

Введение 3
Массовая работа в библиотеке 6
1.1 Методика подготовки массовых мероприятии 6
1.1.1 Целевое и читательское назначение 6
1.1.2 Выбор названия 6
1.1.3 Место, время и продолжительность 7
1.1.4 Состав организаторов, исполнителей 7
1.1.5 Предварительная реклама 8
1.1.6 Формирование читательской аудитории 8
2. Формы и методы массовых мероприятий 9
2.1.1 Библиографический обзор 15
2.1.2Читательские конференции 17
2.1.3 Клубы по интересам 18
2.2. Игровые формы в массовой работе библиотеки 19
2.2.1 Праздник для детей 22
3.Наглядная форма массовой работы.Организация
книжныхвыставок 23
3.1 Информирование о новых поступлениях
документов в библиотеку 23
3.2 Пропаганда лучших документов 24
4. Значение и особенности массовой работы 28
5. Анализ практической работы 29
Заключительная часть 31
Литература 32
Приложение А. Сценарий мероприятия 33
Приложение Б. Приглашение на мероприятие 36
Приложение В. Фотоматериалы 3

Работа состоит из  1 файл

Курсовая библиотекарь.docx

— 4.57 Мб (Скачать документ)

4.Разработка символики и атрибутики: эмблема, девиз, устав, членский билет, значок, и даже гимн. Можно даже объявить конкурс на лучший проект. Все это выступает как часть рекламы клуба. 
5.Выбор органов управления: председателя, членов совета, актива.  
6.Планирование работы клуба. План составляется на основе результатов исследования, могут быть долгосрочными (год, перспектива) и оперативными (месяц, квартал). 
7.Разработка основных форм заседаний клуба. Они должны быть разнообразными, включать все формы массовой библиотечной деятельности. 
8.Пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности. Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам.  
9. Распределение обязанностей между отделами библиотеки.

 

2.2Игровые формы в массовой работе библиотеки

Игра - специально организованное развлечение, состязание по заранее согласованным и определенным правилам. Разновидности: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая, интеллектуальная, развлекательная и т. д. Ряд форм массовой работы насыщен игровыми элементами. Это викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, парад литературных героев, литературные загадки и  т.д. Занимательность игровых форм не тождественна развлекательности.

Игра библиографическая - специально организованное развлечение, содействующее развитию информационно-библиографической эрудиции читателей. Библиографические игры стимулируют обращение детей к справочной литературе, библиографическим пособиям, помогают приобрести навыки самостоятельной работы с книгой.

Игра литературная - специально организованное развлечение, содействующее развитии литературной эрудиции читателей. Разновидности: ролевые (перевоплощение читателя в литературного героя) и интеллектуальные (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев). Популярны такие формы, как литературные загадки (угадывающие произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя); викторины (занимательные вопросы по содержанию книги, развивающие память,  сметливость у детей). Игры возможны в работе с читателями всех возрастных групп. Определив тему игры, библиотекарь готовит вопросы и задания. Вопросы игрового характера должны сочетаться с вопросами, позволяющими библиотекарю оценить, как восприятию читателями художественное мастерство автора, как дети представляют себе литературные образы, описания. Сценарный план игры: конкурсы, викторины, подвижные и музыкальные паузы в определенной последовательности. Оформление библиотечного помещения предполагает: книжную выставку рисунки, поделки, карты, схемы, отзывы, сообщения ребят.

Игра-путешествие - маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра-эстафета. Цель игры-путешествия  - усилить впечатление, придать содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что не замечается ими. Обязательный элемент — процедура целенаправленного движения группы участников по определенной схеме обозначенной в маршрутном листе, к особенностям игры-путешествия относятся; превращение группы читателей в экипаж путешественников где у каждого своя роль; разработка маршрута путешествия и его оформление в виде красочной карты, где обозначены остановки, имеющие интересные названия; выбор транспорта, с помощью которого совершается путешествие. На остановках происходят основные действия сюжета, которые реализуются за счет использования различных форм, методов, приемов, видов деятельности. Пройденные остановки на карте могут отмечаться флажками или другими знаками. Тематика игр-путешествий может быть различной.

«Качели дискуссионные» - диалог-обсуждение, построенный на  имитации раскачивающихся качелей; два партнера поочередными толчками раскачивают доску-качели; чем сильнее толчок, тем выше взлет качелей. Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. Предметом обсуждения на «дискуссионных качелях» может быть все, что окружает и занимает детей, что происходит с ними в каникулы, книги, животные, родители, уроки, музыка, а также сквернословие, драка и т.п. Обсуждаться могут ситуативные вопросы проблемные темы конфликтные коллизии. Дискуссионные качели могут иметь предварительно оглашенные правила поведения: правило одного класса, правило плюрализма, правило деликатности и т.п. После того как предложен вопрос для обсуждения, участники от каждой группы поочередно высказывают суждения. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, библиотекарь поддерживает ход и ритм дискуссионных качелей, пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. По завершении дискуссии подводятся ее итоги.

КВН(клуб веселых и начитанных) - познавательно-развлекательная командная игра-соревнование. Обычно принимают участие две команды подростков по 10-15 человек. Структура КВН: приветствие команд разминка (блиц-опрос викторина), конкурсы (литературные, интеллектуальные, задания на смекалку), конкурс капитанов конкурс на лучшее домашнее задание.

Композиция литературно-музыкальная - комплексное мероприятие посвященное определенной теме либо персоне. Сценарий обычно состоит из занимательных сведений расположенных в определенном порядке, поэтических и музыкальных фрагментов. Желательно оформить книжно-иллюстративную выставку, экспозицию живописного, декоративно-прикладного искусства. Если есть возможность — использовать компьютерную проекцию. Оформление интерьера должно быть простым и строгим; журнальный столик, несколько стульев и банкеток.

Конкурс - личное или командное соревнование с целью выявления лучших участников, исполнителей, лучшей работы и т.д. Конкурс может быть самостоятельной формой работы (литературный, поэтический, фольклорный, музыкальный, экологический) или составной частью комплексного мероприятия, праздника, игры.Основные вопросы, требующие решения библиотекаря: определение участников (отдельные участники, команды); подбор заданий (от 1 до 12) с разной степенью сложности; создание коллегиального органа для оценки деятельности соревнующихся (жюри, ученый совет, совет мудрейших и т.п.); определение критериев оценки; выбор награды для победителей (грамоты, дипломы, призы, подарки, медали и т. д); подбор реквизита, оформление помещения, приглашение болельщиков и пр.

 

 

 

2.2.1 Праздник для детей

Еще одна крупная  форма массовой работы – праздник.

Например, для детей: праздник для дошкольников (День дошкольника). На них всегда бывает много родителей, поэтому мамы и папы не должны оставаться посторонними наблюдателями, к тому же малышам очень нравится, когда взрослые вместе с ними участвуют во всем происходящем. На таких праздниках зачастую родители по-новому видят своих детей, открывают их для себя, удивляются неожиданным способностям маленьких читателей. Участниками Дней дошкольника чаще бывают дети – читатели библиотеки, но всегда находятся несколько малышей, которые пришли в библиотеку впервые. После праздника они тоже становятся постоянными читателями.

Традиционным  стал праздник Масленицы «Угощайся солнышком». Надо видеть, с каким удовольствием дети едят блины, испеченные дома, а чай, в компании с косолапым Мишей, кажется особенно вкусным. Из сказок ребята знают, что Мишка тоже любит полакомиться блинами с медом. После чая праздник обычно выплескивается на улицу. Без грусти ребята прощались с зимой, сжигали чучело и весело приветствовали Весну. Конечно, блины, сжигание чучела, всеобщее веселье были самыми яркими событиями праздника, но хочется отметить неподдельный интерес детей к традициям русского народа. Они, действительно, хотят знать о старинных играх, обрядах и обычаях. Во время рассказа Петушка о масляной неделе многие дети записывали, что означает каждый день и к кому когда надо ходить в гости.

Самое главное мероприятие  в библиотеках, работающих с детьми – Неделя детской книги, когда  в течение 7 дней школьных каникул  читателей ждут неожиданные интересные массовые мероприятия и праздник, который открывает программа «Книжкины именины!»

Любой праздник –  это комплексная форма, включающая в себя множество различных элементов, игр и сюрпризных моментов. Детские  праздники бывают яркими, радостными, запоминающимися надолго. Но нельзя забывать о том, что это не просто праздник, а праздник в библиотеке, поэтому независимо от тематики, в  центре всегда находится книга и  чтение, даже если это чисто развлекательное  мероприятие.

 

 

 

 

 

 

  1. Наглядные формы массовой работы.

Организация книжных выставок

 

Определимся с понятием «библиотечная выставка». Являясь результатом библиотечной деятельности, средством удовлетворения потребительского спроса, библиотечная выставка – форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации документов, других экспонатов информирование об изданиях, событиях, проблемах.

Книжная выставка – широко распространенная в библиотеке оперативная форма массовой работы. Выставки бывают: тематические, жанровые, посвященные определенному виду литературы, творчеству одного писателя, выставки новых поступлений. Выбор литературы для них определяется задачами, которые решает библиотека в информационном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании читателей в помощь самообразовательному процессу. Это форма наглядной пропаганды литературы – книга приближена к читателю, повернута к нему «лицом».

Раскрытие фондов библиотеки, приближение документов к читателю.  Одно   из   самых   главных   преимуществ   выставок  —   возможность  непосредственного знакомства с документом. Как известно, ни каталог, ни картотека, ни информационное издание не дают возможности адекватно оценить документы. Только на выставке читатели могут полистать их ознакомиться с оглавлением,  содержанием,  иллюстрациями и т. д. Выставки позволяют приближать документы из библиотечных фондов читателям, пользователям. На них могут быть представлены как новейшие поступления, так и редко экспонируемые раритеты.

 

3.1 Информирование о новых поступлениях документов в библиотеку.

Информационная функция  библиотек во многом реализуется с помощью выставок. Библиотеки широко используют разнообразные выставки новых поступлений.

Предварительно проводится рекламная деятельность (рекламные  ролики), возможно рекламу разместить в средствах массовой информации (телевидение, радио, интернет) о новых  поступлениях, объявление о поступлений  новых изданий по отраслям в учреждениях  и организациях, учебных заведениях.

Перед проведением выставки, подготовить пригласительные билеты

 

 

3.2 Пропаганда лучших документов.

В современных условиях, когда! книжный рынок предлагает огромное количество публикаций не всегда высокого уровня, порой трудно выделить из них наиболее ценные издания.Но библиотека должна пропагандировать только лучшие документы.

Большое  разнообразие   выставок   определяется     задачами,читательским назначением, типом и видом библиотек. Явления можно классифицировать, положив в основание один признак.Так подразделяют и библиотечные выставки.Первый признак — содержание.Поэтому основанию выделяются выставки универсальные и отраслевые

Выставка экспонируется  в течение определенного времени. Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание. По времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические. Постоянные выставки посвящаются наиболее крупным событиям, происходящим в стране и мире. К постоянным относятся и выставки новых поступлений. Наиболее распространены в библиотеках эпизодические выставки, срок действия которых не превышает 15-20 дней.

По месту использования различают выставки внутрибиблиотечные и внебиблиотечные (выездные в организациях).  
     Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность.

Комфортность предполагает удобное расположение книг на выставке, дополнительное освещение (при необходимости), место отдыха для читателя, удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами в спокойной атмосфере, т. е., выставка должна функционировать гармоничной библиотечной среде.

Наглядность необходимо отметить как наиболее действенный способ реализации выставки. Различают три вида наглядности:

- документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа;

- образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы, библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.

Конечная цель принципа наглядности  – показать пользователю наличие  документа в фонде и убедить в его доступности.

Доступность заключается в предоставлении читателям возможности изучения содержания демонстрируемых документов. Кроме того, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом способы группировки литературы на тематических, проблемного характера выставках. Доступность библиотечных выставок считается выражением уважения, доверия к читателям.

Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как оперативность отражения нового документа, актуальной темы, проблемы. Во-вторых, возможность ознакомления одновременно и с книгой, и ее библиографическими данными.

Комплексное выполнение этих требований обеспечивает создание уникальной библиотечной среды.

Библиотечные выставки ориентированы  на удовлетворение определенных потребностей: образовательных, культурных, информационных, развлекательных.

Целибиблиотечных выставок библиотековеды определяют по-разному. Это и «повышение стандарта чтения, увеличение обращаемости, обеспечение эффективности использования каждой книги (С. Боргвардт), и, главное, раскрытие фондов.

Информация о работе Массовая работа библиотеки