Массовая работа библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание

Массовая работа библиотеки предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Это одно из действенных средств влияния на формирование интересов и пользователей, и социума в целом.
Основными видами массовой работы являются:

Содержание

Введение 3
Массовая работа в библиотеке 6
1.1 Методика подготовки массовых мероприятии 6
1.1.1 Целевое и читательское назначение 6
1.1.2 Выбор названия 6
1.1.3 Место, время и продолжительность 7
1.1.4 Состав организаторов, исполнителей 7
1.1.5 Предварительная реклама 8
1.1.6 Формирование читательской аудитории 8
2. Формы и методы массовых мероприятий 9
2.1.1 Библиографический обзор 15
2.1.2Читательские конференции 17
2.1.3 Клубы по интересам 18
2.2. Игровые формы в массовой работе библиотеки 19
2.2.1 Праздник для детей 22
3.Наглядная форма массовой работы.Организация
книжныхвыставок 23
3.1 Информирование о новых поступлениях
документов в библиотеку 23
3.2 Пропаганда лучших документов 24
4. Значение и особенности массовой работы 28
5. Анализ практической работы 29
Заключительная часть 31
Литература 32
Приложение А. Сценарий мероприятия 33
Приложение Б. Приглашение на мероприятие 36
Приложение В. Фотоматериалы 3

Работа состоит из  1 файл

Курсовая библиотекарь.docx

— 4.57 Мб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение                                                                                3

  1. Массовая работа в библиотеке                                      6

1.1 Методика подготовки массовых мероприятии               6

1.1.1 Целевое  и читательское назначение                         6

1.1.2 Выбор названия                                                            6

1.1.3 Место, время и продолжительность                            7

1.1.4 Состав организаторов, исполнителей                         7

1.1.5 Предварительная реклама                                           8

1.1.6 Формирование читательской аудитории                     8

2. Формы и  методы массовых мероприятий                       9

2.1.1 Библиографический обзор                                          15

2.1.2Читательские конференции                                         17

2.1.3 Клубы по интересам                                                     18

2.2. Игровые формы в массовой работе библиотеки         19

2.2.1 Праздник для детей                                                      22

3.Наглядная форма массовой работы.Организация

книжныхвыставок                                                                   23

3.1 Информирование о новых поступлениях

документов в библиотеку                                                      23

3.2 Пропаганда лучших документов                                     24

4. Значение и особенности массовой работы                     28

5. Анализ практической  работы                                            29

Заключительная часть                                                           31

   Литература                                                                           32

   Приложение А. Сценарий мероприятия                            33

   Приложение Б. Приглашение  на мероприятие                 36

   Приложение В. Фотоматериалы                                         37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Массовая работа библиотеки предполагает совокупность методов  и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Это одно из действенных средств  влияния на формирование интересов и пользователей, и социума в целом.

Основными видами массовой работы являются:

наглядная пропаганда (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность);

устная пропаганда (обзоры, тематические вечера, диспуты и т.д.).

Методика массовой работы по сути своей разнообразна. Это может быть и организация досуга, и помощь образовательному процессу и т.д. Массовые формы используются в самой библиотеке, по месту работы или учебы и  рассчитаны как на небольшую группу, так и на широкие круги пользователей.

Подготовка массового  мероприятия требует творческого  подхода, гибкого мышления библиотекаря, постоянного поиска нестандартных решений.

Прежде всего, следует отметить основное требование к деятельности библиотек в современных условиях, а именно – демократизацию. Это означает проявление большего внимания к интересам пользователей; создание условий, когда их мнения, представления о библиотеке определяют характер и содержание работы.

Актуальность массовой работы в современном понимании – это возможность донести до широкого круга пользователей информацию, соответствующую их ожиданиям. С требованием актуальности тесно связана оперативность массовой работы. Она означает не только своевременную постановку актуальных задач, отклик на значимые события, но и использование мобильных средств, в первую очередь – средства массовой коммуникации (например, использование сведений, сообщаемых по телевидению, как основу для выставки «По следам телепередачи…» и т.д.). Следует отметить также комплексный подход в массовой работе, который реализуется через ряд аспектов: широкое, многомерное раскрытие темы; сочетание устной и наглядной деятельности (пригл. билеты, афиши, рекомендат. списки и т.д.); сочетание устной познавательной формы с театрализованным представлением и т.д. С комплексным связан дифференцированный подходв массовой работе, т.е. библиотекарю для успеха мероприятия важно точное знание аудитории, на которую он собирается воздействовать (например, «Дни специалиста», помощь общеобразовательному процессу, организация досуга – выявление общности интересов у различных категорий пользователей).

Любая деятельность начинается с определения целей  и задач. Для массовой работы они  вытекают из целей библиотечного  обслуживания в целом и звучат таким образом: наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей  библиотеки. Как видим, цель состоит  из двух компонентов – удовлетворение и развитие. И это, действительно, так. Любая информация, полученная читателем, развивает, расширяет его потребности  и стимулирует появление новых.

Говоря же о массовой работе с читателями, очень важно не забывать следующее: если мы хотим, чтобы книга и чтение прочно вошли в жизнь читателя, значит систематическая взаимосвязь массовой работы и работы индивидуальной просто необходима. Поэтому мы стараемся, чтобы при встречах с конкретной читательской группой непременно использовался комплекс форм индивидуальной и массовой работы, рассчитанный на все стадии читательской деятельности ребенка (т.е. выбор книги, мотивы этого выбора, сам процесс восприятия и понимания, читательские оценки прочитанного).

Хочется отметить, что в «Гостиную» (зал, где проходят массовые мероприятия) многие читатели идут также охотно, как, например, в досуговый зал. Наверное, это результат того, что к подготовке массовых мероприятий библиотекари относятся очень серьезно, с большой выдумкой и фантазией.

Целью моей курсовой работы является показать массовую работу библиотеки, на примере своей, сельской библиотеки, где я работаю. В современной библиотеке массовая работа - совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Это одно из действенных средств, которое влияет на формирование интересов и пользователей, и социума в целом.Так как любая деятельность начинается с определения целей и задач, то для массовой работы они вытекают из целей библиотечного обслуживания в целом и звучат таким образом: наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей библиотеки. Как видим, цель состоит из двух компонентов – удовлетворение и развитие. И это, действительно, так. Любая информация, полученная читателем, развивает, расширяет его потребности и стимулирует появление новых.

Важность массовой работы в современном понимании – это возможность донести до широкого круга пользователей информацию, соответствующую их ожиданиям. Любое массовое мероприятие важно для читателя, пользователя, поэтому мы должны также важность, актуальность связать с оперативностью массовой работы. Оперативность  означает не только своевременную постановку актуальных задач, отклик на значимые события, но и использование мобильных средств, в первую очередь – средства массовой коммуникации (например, радио, телевидение, компьютер и т.д.). Следует отметить также комплексный подход в массовой работе, который реализуется через ряд аспектов: широкое, многомерное раскрытие темы; сочетание устной и наглядной деятельности (пригласительные билеты, афиши, рекомендательные списки, буклеты и т.д.).

Задачей моей курсовой работы является описание массовой работы библиотеки, виды массовой работы, ее цели и задачи, порядок проведение, какую воспитательная роль имеет любое мероприятие, которое проводится в библиотеке.

Массовая работа — система  реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий. Она имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Так же при написании курсовой работы, я ставила своей задачей показать теоретические сведения, а так же применение теории на практике.

Работа состоит из 5 частей.

Ч.1 Массовая работа библиотеки

Ч.2 Формы и методы массовой работы

Ч.3 Наглядная форма массовой работы

Ч.4 Значение и особенности массовой работы

Ч.5 Анализ практической работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Массовая работа в библиотеке

 

«Массовая работа — система  реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий». Она имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия. Необходимо рассмотреть  часто употребляемые понятия  «форма» и «метод». В литературе утвердилось мнение, что методы массовой работы могут существовать в различных  формах — устной, наглядной и  комплексной. В современных условиях это достаточно условное разделение, так как в настоящее время  устные и наглядные формы практически  не существуют в чистом виде. Библиотечные выставки, относимые к наглядным  формам, зачастую сопровождаются обзорами, беседами. Обзоры, относимые к устным формам, нередко проводятся сшироким привлечением наглядного материала  — репродукций, слайдов и другой видеопродукции, а в современных  условиях — с использованием мультимедийных технологий. Таким образом, устные и наглядные формы стремятся к комплексированию, то есть сочетанию.

 

1.1Методика подготовки массовых мероприятии

 

1.1.1 Целевое  и читательское назначение

Целевое назначение – постановка конкретных задач, уточняющих цели работы с определенной читательской категорией, условия, содержательное направление мероприятий.

Читательское назначение – учет ожиданий аудитории, уровень  комфортности мероприятия, вовлечение присутствующих в его проведение, общение участников и т.д.

В принципе, целевое назначение взаимосвязано с читательским, в известной степени подчинено ему. Например, в мероприятия, адресованные молодежи, можно включить элементы игры, соревнования (конкурсы, викторины).

 

1.1.2 Выбор названия

Выбор названия мероприятия, определение его формы играют значительную роль: дают читателям первоначальные представления о теме, ее содержании, включает элементы рекламы (привлекает к участию в мероприятии), сообщает о методических особенностях. При выборе названия используют цитаты, крылатые выражения, общеязыковые метафоры  и т.д.

 

 

1.1.3 Место, время и продолжительность

Конечно, идеальным является вариант, когда в библиотеке есть специально отведенное место для мероприятий и можно соответственно мероприятию оформить его. В тех случаях, когда такой возможности нет, не должны быть ущемлены интересы посетителей библиотеки. Поэтому мероприятия лучше проводить в выходной день библиотеки. По возможности время мероприятия согласовывают с соорганизаторами и участниками вечера, обзора, обсуждения.  Продолжительность устного мероприятия зависит от возрастных, профессиональных и других особенностей читательской аудитории, формы мероприятия, характера сообщаемых сведений. Например, лекция для взрослых не должна превышать 1 час. 20 мин. – 1 час. 30 мин., беседа – 20-30 мин. В подростковой или юношеской аудитории предельная продолжительность лекции – 45-50 мин. При условии сменяемых отдельных сюжетов – «страниц» устного журнала или динамического построения тематического вечера, устное мероприятие может длиться 1,5-2 часа. 

Оптимальная продолжительность  книжно-иллюстративных выставок – 2-3 недели. При увеличении срока экспонирования проводится частичная замена выставленных изданий, меняются элементы оформления.

Ведущих мероприятий, лекторов, приглашенных гостей, а также самих слушателей следует поставить в известность о планируемом регламенте и помочь в его соблюдении.

 

1.1.4 Состав организаторов, исполнителей

Основными организаторами и исполнителями массовой работы традиционно выступают отделы обслуживания ЦБ, в библиотеках-филиалах – библиотекари.  Ими осуществляется непосредственная подготовка и проведение мероприятий, организуется изучение читательских интересов. Конечно, в условиях централизации за действенность массовой работы несут ответственность и другие подразделения ЦБС. Например, организация крупных выставок, Дней специалиста, тематических вечеров и т.д. требует привлечения ресурсов всей ЦБС, консультативной помощи методиста, библиографа, каталогизаторов и др. специалистов. Распределение обязанностей между организаторами мероприятий желательно осуществлять еще на стадии планирования. В сельских библиотеках особенно оптимальны соединения библиотечных форм работы с формами работы клубных учреждений. Это – художественная самодеятельность, музейные экспозиции, кинопросмотры.

 

 

1.1.5 Предварительная реклама

Успех мероприятия невозможен без предварительной работы.

Один из ее элементов – реклама: объявление, пригласительные билеты, афиши, в средствах массовой информации (сообщения по местному радио, телевидению, интернету), в газете.

Информация о работе Массовая работа библиотеки