Марины Айвазовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:02, курсовая работа

Описание

К концу первой половины XIX века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм (морские пейзажные картины). Маринизм – или Марина - (ит. marina, от лат. marinus — морской) — морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в.

Работа состоит из  1 файл

Марины айвазовского.docx

— 65.69 Кб (Скачать документ)

Это и создавало ту артистичность  и легкость, которой отличалась его  живопись. И в этом отношении он был верным последователем Брюллова, говорившего, что «работа ничего не стоит, когда готовый подходишь к холсту».

Палитра Айвазовского на протяжении шестидесяти лет творческой деятельности, естественно, претерпела ряд изменений, но ограниченный подбор красок для  каждой отдельной картины оставался  у него неизменным на протяжении всей жизни.

Палитра Айвазовского была богата и разнообразна. Но для каждой отдельной картины он брал три-пять, редко больше красок тех цветов, какие ему нужны были для данного  случая. Этот совершенно своеобразный метод работы был очень рано найден Айвазовским, и он придерживался  его в течение всей жизни. Картины  Айвазовского независимо от времени  их создания, как правило, выдержаны  в каком-либо определенном цвете. Еще Стасов и Боголюбов справедливо отметили эту особенность.10 Они обычно голубые или розовые, желтые или лиловые, зеленые или синие... Этот определенный цветовой строй создавался подбором палитры определенного красочного состава.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. МАРИНЫ АЙВАЗОВСКОГО

 

3.1 Батальные марины

 

Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых  годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании  искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к  созданию грандиозных красочных  полотен, могущих прославить русское  искусство. С Брюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин "Чесменский бой", написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся  морскому сражению.

Айвазовский, носивший почетное звание живописца Главного морского штаба, создал немало картин, посвященных  славной боевой истории русского военно-морского флота. Исполненные  в разные годы, они являются свидетельством глубочайшего восхищения прославленного мариниста доблестью русских  моряков. В основу сюжета картины  «Бой в Хиосском проливе» (1848) положен  эпизод исторического сражения между  русской и турецкой эскадрами, состоявшегося 24 июня 1770 года. Изображен момент боя  двух головных кораблей — русского и турецкого. Низкая линия горизонта, уходящая вдаль армада боевых кораблей, клубы пушечного дыма, затянувшие небо, — все это создает ощущение напряженной динамики битвы.

Другой выдающейся победе русского флота в той же войне  посвящена картина «Чесменский бой». После Хиосского сражения турецкий флот укрывшийся на ночь в Чесменской бухте, у анатолийских берегов, был уничтожен вошедшей в бухту русской эскадрой, которой командовал адмирал Г. А. Спиридов. В этом бою особенно отличился брандер под командованием лейтенанта Д. С. Ильина, сумевший поджечь неприятельское судно. Пожар перекинулся на другие турецкие суда; дело довершили русские корабельные пушки. После Чесменского боя адмирал Г. А. Спиридов докладывал Адмиралтейству: «Честь Всероссийскому флоту. С 25 на 26 неприятельский военный флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили... а сами стали быть на всем Архипелаге господствующими».

Слева на переднем плане  картины изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа — темная масса корабля, маленькая  шлюпка с гребцами, взорванные турецкие суда; на дальнем плане виден освещенный заревом пожара восточный город, террасами расположившийся по уступам  холма. Впечатление от картины ночного  пожара усиливается благодаря резкому  контрасту между багряно-золотистыми  всплесками огня и бледным светом луны, выглянувшей из-за облаков.

Необычность сюжета, яркость  и сочность колорита, некоторая театрализованность композиционного решения приближают это полотно к романтическим  произведениям К. П. Брюллова.

Заметное место в творчестве И. К. Айвазовского занимают работы, в  которых нашли отражение исторические события Крымской войны 1853—1856 годов. Картина «Осада Севастополя» (1859) воскрешает один из эпизодов обороны города. В  ней изображена панорама города и  его окрестностей в предзакатный час. Серебристо-сизые облака на горизонте, белые клубы пушечного дыма создают  тревожное ощущение напряженности  боя на подступах к Севастополю.

Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо  всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две  картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Выставку посетил адмирал Нахимов; высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: "Картина чрезвычайно  верно сделана". Посетив осажденный Севастополь, Айвазовский написал  также ряд картин, посвященных  героической обороне города.

Много раз в дальнейшем возвращался Айвазовский к изображению  морских сражений; его батальные  картины отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов  и пониманием тактики морского боя. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно–морского флота, в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев.

Памяти одного из вдохновителей  и организаторов сухопутной обороны  Севастополя 1854—1855 годов В. А. Корнилова  посвящена картина «Малахов курган» (1893). На переднем плане изображены фигуры ветеранов Севастопольской обороны, пришедших поклониться священному для них месту, где был смертельно ранен адмирал. Голубоватыми сумерками  окутаны город и бухта, лучи заводящего солнца осветили Малахов курган.

Выдающееся событие русско-турецкой войны 1828 — 1829 годов — бой русского брига «Меркурий» с двумя турецкими  судами — особенно поразило воображение  художника, и в 1848 году он создал картину  «Бриг «Меркурий» после победы над  двумя турецкими судами встречается  с русской эскадрой».

Русский военно-морской флот очень высоко ценил заслуги живописца  Главного морского штаба и гордился им. В 1846 году, когда отмечалось десятилетие  творческой деятельности художника, в  Феодосию пришли из Севастополя корабли  Черноморского флота, чтобы приветствовать выдающегося мариниста. На флагманском  корабле «Двенадцать апостолов» прибыл замечательный русский флотоводец адмирал В. А. Корнилов. Этому событию  художник посвятил картину «Черноморский флот в Феодосии».

Айвазовский был последним  и самым ярким представителем романтического направления в русской  живописи, и эти черты его искусства  особенно проявились, когда он писал  полные героического пафоса морские  баталии; в них была слышна та "музыка боя", без которой батальная  картина лишена эмоционального воздействия.

 

 

 

 

 

 

3.2«Георгиевский монастырь», 1846

 

Самое большое количество картин Айвазовского посвящено Черному  морю. Превосходный вид на скалы  в окрестностях Георгиевского монастыря  под Севастополем художник писал  не один раз.

Самая известная картина  на эту тему - «Георгиевский монастырь» - написана И. К. Айвазовским в 1846 году. Эта работа относится к числу  самых ярких произведений раннего  периода творчества художника и  в полной мере выражает романтические  настроения молодого художника.

Художник создает на холсте пейзаж, полный прелести и очарования. Перед нами – изображение мыса Фиолент, являющегося одним из достопримечательностей Крыма. Как обычно, основным «натурщиком» выступает море. Айвазовский изображает море в лунную ночь, снова показывая  себя непревзойденным мастером лунного  пейзажа.

Лунная дорожка пробегает  по морю, подернутому рябью волн. На фоне темного неба, серебрящегося  в свете луны, толпятся прибрежные скалы. Картина покоряет живописной естественностью и жизненностью. Зритель словно ощущает дуновение  свежего ночного ветерка и  слышит шорох волн, набегающих на скалистый  берег.

Композиция полотна построена  так, что при изменении места  просмотра картины зритель отмечает удивительный эффект «перемещения»  лунной дорожки. В картине Айвазовский  сумел добиться настоящей цветовой гармонии. Цветовая палитра холста отличается насыщенностью при огромном богатстве нюансов и переходов. Сочность красок сочетается с графически ясным и четким рисунком – и  это, несомненно, придает картине  особую выразительность и притягательность.

 

 

 

 

 

3.3 «Девятый вал», 1857

 

Картина «Девятый вал» была написана в 1848 (или в 1850) году, когда  художнику было всего 33 года и он находился в самом расцвете творческих сил. Картины его восторженно  встречались широкими кругами зрителей, знатоками и ценителями искусства, критиками.

Своим названием картина  обязана распространенному мнению, будто бы каждый девятый вал во время шторма является особенно большим  и страшным, превосходящим все  другие.

На своем полотне И. Айвазовский изобразил рассвет  после бурной ночи. За обломок мачты  погибшего корабля цепляются  четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего  с нее своего товарища.

Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение.

И. Айвазовский во многих своих картинах изображал кораблекрушения  и людей, борющихся с морской  стихией. В «Девятом вале» он особенно резко противопоставляет бушующее море и упорство нескольких человек. Золотой свет солнца, разгорающийся  над людьми и пронизывающий картину, усиливает ее общий оптимистический  характер.

Восходящее солнце своим  золотистым сиянием пронизывает  водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с  их гребней.

Красочное великолепие раннего  солнечного утра над волнующимся  еще морем передано И. Айвазовским  с замечательной смелостью и  силой. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится в  движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися  и рушащимися волнами. В смене  тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый  вал, то тяжело спадает темно-синяя  волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину.

Изображением только нескольких волн и солнечного сияния И. Айвазовский  позволяет зрителю почувствовать  мощь и красоту бушующего после  урагана моря. Это было возможно только при действительно хорошем  знании натуры. Сам художник говорил: «Движения живых струй неуловимы  для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо  с натуры. Для этого-то художник и  должен запоминать их».

Верхняя часть картины  вся наполнена фиолетово-розовой  мглой, пронизанной золотом низко  стоящего солнца и расплывающихся, клубящихся, похожих на горящий туман  облаков. Под ними хрустальное, зеленовато-синее  море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами  радуги.

Свою картину художник выставил в Москве, и она с самого начала стала шедевром. О ней складывались легенды, и на «Девятый вал» приходили  смотреть по многу раз, как когда-то на «Последний день Помпеи». В истории  русской живописи это полотно  блестит, как светлый луч, может  быть, еще и потому, что И. Айвазовский  выступил со своей «живой» любовью  к природе в то время, когда  мало кто из русских художников интересовался  тем, что мы называем «душой» природы.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 «Морской пейзаж», 1870

 

В творчестве И. К. Айвазовского есть ряд элегических картин, изображающих море, ликующее в лучах полуденного  солнца. Очарование подобных полотен  – в мажорной красочной гамме, в чарующей мягкости и чистоте  цвета и какой-то прозрачной ясности, которую они излучают.

Именно поэтому эти  полотна носят название «голубых марин» Айвазовского. Одна из самых  замечательных среди них –  картина «Морской пейзаж», написанная в 1870 году.

Картина «Морской пейзаж»  будит в памяти образ парусника  из стихотворения Лермонтова «Белеет  парус одинокий…». Мы видим волнующееся  море, исчезающие в солнечной дымке  высокие скалы на берегу, накренившийся  парусник с парусом, наполненным ветром.

Полотно очень эмоционально по своему содержанию. Художник стремится  показать настроение одного мгновения  из жизни бесконечно изменчивой морской  стихии. Замечательно показан стремительный  бег облаков на небе, передано ощущение влажного свежего ветерка, поднимающего череду волн.

Огромное место в композиции картины занимает небо. Оно написано с тем же мастерством, что и  море – с помощью серебристо-голубых  и золотистых оттенков великолепно  передан беспредельный простор  неба, очертания облаков и мягкое их сияние в лучах солнца.

Пейзаж удивительным образом  сочетает в себе реалистичность изображения  и поэтичность. Полотно «Морской пейзаж» - гимн красоте окружающего  мира. Используя богатство цветовой палитры, художник прославляет красоту  природы, живой и бесконечно изменчивой.

 

 

 

 

 

3.5 «Радуга», 1873

 

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга". В  сюжете этой картины - буря на море и  корабль, гибнущий у скалистого берега, - нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту  бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди  бушующих волн. Ураганный ветер срывает  водяную пыль с их гребней. Как  бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны  силуэт тонущего корабля и неясные  очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой  на воду, сообщив колориту картины  многокрасочную расцветку. Вся картина  написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в  цвете, передана и сама радуга. Она  мерцает едва уловимым миражем. От этого  радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая  нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в  творчестве Айвазовского.

Информация о работе Марины Айвазовского