Марины Айвазовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:02, курсовая работа

Описание

К концу первой половины XIX века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм (морские пейзажные картины). Маринизм – или Марина - (ит. marina, от лат. marinus — морской) — морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в.

Работа состоит из  1 файл

Марины айвазовского.docx

— 65.69 Кб (Скачать документ)

мира и являются гордостью  нашей отечественной школы живописи. Художник, создавший этот поток шедевров, обязан не только своему таланту и  трудолюбию. Прежде всего, создание мира его образов определено родиной - Феодосией, где с детства он привык видеть и научился любить море.

Творческий путь Айвазовского объединил два поколения, его  творческое наследие насчитывает более  шести тысяч работ. Существует ряд  противоречивых мнений по поводу значения творчества Айвазовского для развития русской живописи вообще и морского пейзажа в частности. Например, Волошин  говорит о том, что Айвазовский  не имел творческого роста, копировал  сам себя, его ученики сбегали  от него, чтобы раскрыть свой талант. С другой стороны, отзывы современников  Айвазовского настолько восторженны, что не приходится сомневаться в его гениальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. МАРИНИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

 

1.1 Маринизм как течение живописи

 

Море появилось в изобразительном  искусстве тысячи лет тому назад: сначала в декоративно-прикладном, а, начиная с XVII века – когда мир  для европейцев стал шире благодаря  развитию мореходства, - в живописи и графике. Первоначально маринистике  отводили роль исторической живописи, призванной запечатлеть прославленные  суда и морские битвы. С развитием  жанра художников стало все больше интересовать само море, изменчивость его состояний.

К концу первой половины XIX века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм (морские пейзажные картины). Маринизм – или Марина - (ит. marina, от лат. marinus — морской) — морской  вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре  марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также  изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась  в Голландии в начале XVII в.

Основоположником данного  жанра в русской живописи был  Иван Константинович Айвазовский. В XIX столетии изображенное море, морская  стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.

Пейзаж в этот период понимается как портрет данной местности. Написанный с натуры, он выражает миропонимание  художника через непосредственно  изображенный вид, реально существующий пейзажный мотив, хотя и с некоторой  идеализацией, использованием мотивов  и тем романтической направленности.

Значительное внимание морскому пейзажу уделяли М. Н. Воробьев и  С. Ф. Щедрин. Дальнейшее свое развитие морской пейзаж получил в творчестве И. К. Айвазовского и его современников. Ранние картины Айвазовского свидетельствуют  о внимательном освоении канонов  морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена, о влиянии М. Н. Воробьева  и позднего Сильвестра Щедрина. Видовая  точность соединяется здесь с  классицистской рациональностью композиционных планов («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835). Чисто романтическое  мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит  зрелое выражение в работах 1840-х  годах, когда художник завоевывает  европейскую известность. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер пишет восторженную оду  в честь одной из его картин. Известнейшее произведение этого периода - картина «Девятый вал» (1850). Типичная для иконографии романтизма тема кораблекрушения дана тут в окружении  сильных светотеневых эффектов, усиливающих  общее впечатление безграничности бушующего пространства.

Айвазовский занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной живописи. Слава одного из самых лучших маринистов пришла к художнику очень рано и венчала его творческий путь на протяжении шестидесяти лет.

Под прямым влиянием Айвазовского сложились русские маринисты  Боголюбов, Лагорио, Богаевский, Судковский, Феслер, Ганзен и такой самобытный пейзажист, как А. Куинджи.

 

 

 

 

 

 

1.2 Айвазовский – как основоположник русского маринизма

 

Не все было так просто и однозначно в ту далекую пору. Николай I, самодержец, лично занимался  Академией, и дух, царивший в ней, был казенный, серый, далекий от романтических  грез шестнадцатилетнего Гайвазовского.

Молодому Гайвазовскому  посчастливилось попасть в класс  к профессору Максиму Воробьеву - человеку из народа, солдатскому сыну, тонкому лирику, прекрасно чувствующему красоту природы. Большой удачей было то, что Максим Никифорович  обожал музыку, сам играл на скрипке  и великолепно ощущал незримую связь  музыки и живописи.

Он сразу полюбил своего нового юного ученика за его талант художника, за музыкальность, за скрипку, которой он так прекрасно владел. И, что очень важно, профессор  Воробьев отлично писал воду. Вот  что он говорил о Неве, которую  изображал неоднократно в любую  погоду и время дня: "У нас  Нева - красавица, вот мы и должны ее на холстах воспевать. На тона ее смотрите, на тона!"

Гайвазовский с первых дней заявил о себе как о талантливом  ученике, он много трудился и был  с первых шагов отмечен. Президент  Академии художеств Оленин, зная любовь Гайвазовского к морю, подсказывает ему написать к академической  выставке пейзаж моря.Ученик блестяще выполняет задание. "Этюд воздуха  над морем" - называет он полотно (1835г. За картину присуждена серебряная медаль 2-го достоинства).

В 1836 году Гайвазовскому  впервые разрешили выйти в  море на боевом воeнном корабле. Перед  молодым художником раскрылись во всей красе грозная мощь Балтики, свинцовые  штормы и лазурные дни штилей. Вся, вся радуга капризной морской  стихии предстала перед ним.

Так были созданы семь картин из жизни русского военно-морского флота. В них было не только море, но корабли и люди, написанные с  великим тщанием и знанием  дела. Гайвазовский нашел свое призвание.

Увенчанный европейской  славой, в середине лета 1844 года он возвращается на родину. Петербург встретил Айвазовского как триумфатора. Он вскоре был удостоен звания академика живописи и несколько  дней спустя узнал, что его причисляют к Главному морскому штабу в звании «первого живописца» с правом носить мундир Морского министерства и поручают написать виды русских портов - Кронштадта, Петербурга, Петергофа, Ревеля, Гангута.

Блестящий русский маринист И.К.Айвазовский прожил в искусстве  долгую жизнь. Он много путешествовал, бывал во Франции и в Италии, в Голландии и Англии, на Кавказе  и в Малой Азии, в Египте и  в Америке. Им написано около шести  тысяч картин. Он был известен и  признан едва ли не с самых молодых  лет. Английский пейзажист Тернер, восхищаясь его живописью, посвятил ему такие  строки: «Прости мне, художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною».

Менялись стили и направления, сменяли друг друга поколения  художников, но для многих Айвазовский  оставался по-прежнему непревзойденным  мастером морского пейзажа. Романтические  черты творчества Айвазовского особенно ярко проявились в картине «Девятый вал», написанной в 1850 году. Айвазовский  передает силу морской стихии с необыкновенным темпераментом. Его герои находятся  во власти судьбы, рока.

По поводу картин Айвазовского, относящихся к Крымской войне, в  журнале „Пантеон" была высказана  очень знаменательная мысль: „Нельзя  не чувствовать глубокой признательности  к таланту, который не забывает увековечить  все, что только может иметь впоследствии интерес для будущего поколения, потому что люди умирают и в  памяти народной остаются лишь их дела и имена". Это была высокая похвала и признание исторического значения искусства Айвазовского.

В дальнейшем Айвазовский  написал много батальных картин. Изображение героических подвигов русского народа вполне отвечало искреннему патриотизму художника, повышенной эмоциональности его творчества и романтической направленности его искусства. На протяжении всей жизни он обращался в своем творчестве к сюжетам, прославляющим подвиги моряков.

Но не только эпизоды из русской истории волновали Айвазовского и вдохновляли на создание батальных  картин. Он живо откликался своим искусством на многие события, сопутствующие освободительной  борьбе народов в Италии, Греции, на Балканах.

Чувство величественной красоты  морской стихии отличает творчество мастера и выделяет его искусство  из всего, что было создано в XIX веке в области маринистической живописи. Айвазовский был последним и  самым ярким романтиком русской  живописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА АЙВАЗОВСКОГО

 

2.1 Творческий  метод художника

 

В основе творческого метода Айвазовского лежало романтическое  восприятие мира. И это особенно характерно для его живописи 40-60-х  годов. Художник всегда стремился и  в жизни, и в явлениях природы  выделять не типическое, а исключительное, необычное, редкое. В эти годы им созданы картины, отличающиеся особой звучностью, мажорностью цветового  решения. В них с большим мастерством  изображены ликующее в солнечных  лучах море, сверкающие всеми красками закаты, тихие лунные ночи.

Среди работ этой поры особенно выделяются «Георгиевский монастырь» (1846), «Вечер в Крыму. Ялта» (1848), «Венеция» (1849), «Морской берег. Прощание» (1851), «Суда  на рейде» (1851), «Севастопольский рейд» (1851), «Море» (1853), «Лунная ночь в Крыму» (1859), «Море» (1864), «Буря на Северном море» (1865) .

После поездки в Италию окончательно сформировался оригинальный творческий метод Айвазовского: создавать  морские пейзажи не с натуры, а  по памяти. «Движение живых стихий неуловимо для кисти», – считал художник. Он писал воду с таким  мастерством, что этот секрет не могут разгадать до сих пор.1

Живописец не мыслил творчество без домысла, фантазии, поэтического воображения, которому он больше доверял  и которое больше вдохновляло  его, чем непосредственное восприятие натуры. Зрительная память сохраняла  на долгое время самое главное, существенное, очищенное от случайных, ненужных деталей  представление о поразивших художника  впечатлениях, и он смело переносил  их на полотно. Этим, надо думать, и объясняется  удивительная обобщенность живописных образов Айвазовского.

Непосредственные натурные наблюдения, по-видимому, лишь давали толчок творческому воображению мастера; в дальнейшем он мог свободно импровизировать, развивать первоначальный замысел  уже в процессе создания произведения. «Обаяние лунной южной ночи, нега ясного заката, ужас, нагоняемый на душу бурей  или ураганом, — вот те чувства, которые вдохновляют меня, когда  я пишу картину», — утверждал  художник. Он овладел различными приемами изображения неба, моря, эффектов солнечного и лунного освещения, доведя в  лучших своих маринах живописное мастерство до вершин совершенства.

Однако отказ Айвазовского от постоянного изучения природы  таил в себе опасность; именно следствием такого творческого метода явилось  то, что многочисленные работы талантливого художника оказались неравноценными. Интересно, что сам маринист писал  по этому поводу: «Я должен признаться с сожалением, что слишком рано перестал изучать природу с должною, реальною строгостью...».2

Н. С. Барсамов справедливо  указывал, что избранный Айвазовским  метод работы «полностью отвечал  характеру его дарования, его  натуре. И если во второй половине жизни, наставляя академистов, он говорил  о необходимости настойчивого изучения природы и отмечал недостатки своего искусства, то это следует  воспринимать не как отрицание им своего метода, а скорее как предостережение  старого опытного мастера начинающим художникам».3

Айвазовский обладал исключительно  разносторонним дарованием, в котором  счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.

С ранней молодости и до последних дней Айвазовский всегда предпочитал работать способом а-ля прима, доводя до завершения по сырому красочному слою, не давая ему просохнуть, если размер картины не был очень  велик.

По мере того как складывался  творческий метод Айвазовского и  накапливались огромный творческий опыт и мастерство, в процессе работы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а не по натурному рисунку, как  он это делал в ранний период творчества. Не всегда, разумеется, Айвазовский  сразу удовлетворялся найденным  в эскизе решением. Имеются три  варианта эскиза к последней его  картине "Взрыв корабля". Он стремился  к лучшему решению композиции даже в формате рисунка: два рисунка  сделаны в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Все три  выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции.

Подобные рисунки как  бы иллюстрируют слова Айвазовского, относящиеся к методу его работы: "Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой  отдаюсь ей". Графика Айвазовского обогащает и расширяет наше привычное  представление о его творчестве и о его своеобразном методе работы.

Информация о работе Марины Айвазовского