Культовая архитектура древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:49, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы -изучить культовую архитектуру Древнего Египта, пирамиды в Гизе.
Задача курсовой работы состоит в том, чтобы глубоко изучить культовую архитектуру Древнего Египта, её значение; основные принципы древне -египетского искусства, его историческое развитие; каноны и традиции Древнего Египта. Узнать о возможных способах- строительства египетских пирамид, план архитектурного комплекса в Гизе. Отображение Древнеегипетской архитектуры в заметках учёных, писателей, искусствоведов. Выяснить, как архитектура Древнего Египта повлияла на современное зодчество, и как сейчас в школах объясняется мировая художественная культура. Провести беседу по истории изобразительного искусства. В результате проведённого исследования подвести итог по курсовой работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2- 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА-ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ.
1.1. Историческое развитие культовой архитектуры в Др. Египте .4 - 12
1.2. Возникновение пирамид в Гизе. Технология постройки………...12- 18
1.3. Отображение древнеегипетской архитектуры в заметках учёных, писателей и искусствоведов………………………………………………...18- 20
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ОТНОСИТЕЛЬНО ДОСТИЖЕНИЙ ЕГИПЕТСКИХ ЗОДЧИХ.
2.1. Специфика проявления особенностей древнеегипетской архитектуры в современном зодчестве……………………………………………………21- 24
2.2. Беседы по истории изобразительного искусства по теме: «Архитектура Древнего Египта»…………………………………………...24- 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...31- 32
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….33- 34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Первые три вопроса.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

          Среднее царство (2000-1570 г.).

        Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало каноны и традиции Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы, государство в 21в. до н.э. снова объединилось под властью фиванских правителей - этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территориях номов. Пирамиды стали скромнее, меньше размерами.

       Новое царство (1570-525 г.).

         Новое Царство - эпоха третьего, и последнего, подъема египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксосов. Искусство Нового царства величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим светом. Многие традиции уже изживали себя.  
        Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Жрецы в ту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому облик Египта Нового царства стали определять храмы Амону, а не фараонам. В течение нескольких веков достраивались храмы Амона-Ра - современные Карнакский и Луксорский. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль - аллея сфинксов.  
       Замечательным памятником фиванской архитектуры 18-й династии является заупокойный храм царицы Хатшепсут. Она была единственной в истории Египта женщиной-фараоном.  
       Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо роскошным, относительно светский дух проникает и в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Переселяясь в загробный мир, египетские дамы и туда с собой брали наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, кольца, туалетные ложечки. Все эти предметы не пестры и не вычурны, исполнены с великолепным чувством материала и цвета, например - туалетная ложечка в виде плывущей обнаженной девушки.

         При таком наплыве светских мотивов со старыми канонами начинают обращаться свободнее. Появляются непривычные позы и ракурсы - в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится изысканным.

         Можно сделать вывод, что египетские зодчие в основном придерживались соблюдению канонов и традиций Древнего Египта на протяжении последующих двух эпох. Но в результате развития культовая архитектура дополнялась новыми приёмами.

         В древнем Египте главной темой в архитектуре было строительство царских гробниц. Для их сооружения посвящались огромные средства, технические изобретения и идеи зодчих. Древнему Египту свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность. В эпоху Среднего Царства снижается пафос монументальности, в искусстве появляется оттенок сниженности, обиходности В эпоху Нового Царства появляется архитектура храмов. В рельефах и росписях появляется изображения пиров, праздников, изображения танцовщиц, приёмы послов и т.д.

 

 

 

1.2. Возникновение пирамид  в Гизе. Технология постройки.

            До настоящего времени ученые спорят о способах строительства этих гигантских сооружений. Наиболее достоверные гипотезы основаны на сообщениях, дошедших до нас благодаря древнегреческому историку Геродоту, который рассказал о том, что многие люди были заняты перевозом камня из карьеров на больших плотах по Нилу. Десять лет ушло на сооружение дороги, по которой тащили каменные блоки, двадцать — на воздвижение пирамиды Хеопса. Ее строили ступенями и затем облицовывали гладко отполированными плитами. Вероятно, в условиях жаркой пустыни их сверкание представляло собой завораживающее зрелище. Сейчас облицовка сохранилась только на вершине пирамиды Хеопса. Геродот упоминает также об особых механизмах, которые служили для поднятия строительного материала с одного уровня пирамиды Хеопса на другой. По своему устройству они напоминали коромысло, подвижно укрепленное на опоре. К одному концу этого «коромысла» крепили груз, к другому — веревочную сетку, куда бросали камни. Они перевешивали и поднимали груз. В последнее время высказываются предположения о том, что блоки отливали на месте. Многое в строительстве пирамид еще остается загадкой. Вход в пирамиду обычно находился на северной ее грани. От него в погребальную камеру вел коридор. Угол наклона пола коридора равнялся углу, под которым была видна Полярная звезда, куда, по представлениям египтян, отправлялись души умерших. Наиболее распространенная теория — использование большого временного пандуса, сооружавшегося с одной стороны пирамиды и наращивавшегося по мере ее роста. По пандусу сотни рабов, один за другим, волокли на самый верх каменные блоки. Эта теория нам представляется несостоятельной. Во-первых, для организации движения такого количества тяжелых блоков и достижения столь внушительной высоты необходим был пандус из камня. Во-вторых, по мере нарастания кладки угол наклона пандуса стал бы практически таким же, как у пирамиды. Учитывая все это, данная теория оправданна лишь в том случае, когда речь идет о высоте порядка нескольких метров. Для транспортировки же строительного материала на высоту более 140 м с помощью пандуса нужно было бы выстроить массивную стену, втрое превосходившую саму пирамиду. Другое ложное представление — это картинный образ огромной массы рабов, связанных бесконечной веревкой и тянущих гигантские блоки. Эта идея родилась на основе некоторых изображений транспортировки колоссальных статуй, но совершенно не соответствует реальности. Практически невозможно наладить перетаскивание многотонных грузов вручную по пустыне, к тому же сохранилось много изображений животных, волокущих грузы. Предшественниками пирамид древнего Египта являлись так называемые «мастабы», погребальные здания состоявшие из подземной погребальной камеры и прямоугольного каменного сооружения над поверхностью земли. Первая пирамида — ступенчатая пирамида Джосера, построенная приблизительно в 2670 году до нашей эры, напоминает несколько поставленных друг на друга мастаб уменьшающегося размера. Скорее всего, именно таков и был замысел архитектора этой пирамиды, Имхотепа. Имхотеп разработал способ кладки из тёсаного камня. Впоследствии, египтяне глубоко почитали зодчего первой пирамиды, и даже обожествили его. Он считался сыном бога Птаха, покровителя искусств и ремёсел. Сама пирамида Джосера расположена в Саккаре, неподалёку от древнего Мемфиса. Её высота составляет 62 метра. Великими пирамидами называют расположенные в Гизе пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. В отличие от пирамиды Джосера, эти пирамиды имеют не ступенчатую, а строго геометрическую, пирамидальную форму. Эти пирамиды относятся к периоду IV династии. Самой большой пирамидой Древнего Египта является пирамида Хеопса. Первоначально её высота составляла 147 метров, однако, из-за того, что сейчас отсутствует облицовка пирамиды, её высота к настоящему времени уменьшилась на 7,5 метров. Длина стороны пирамиды — 230 метров. Для того, чтобы обойти пирамиду нужно прошагать целый километр. Пирамида была построена в XXVII веке до н. э. Предположительно, строительство длилось 23 года (период правления Тутанхамона). Пирамида сложена из 2,3 миллионов каменных блоков, которые были подогнаны к друг другу с непревзойдённой точностью. При этом не использовался цемент или другие связующие вещества. Каждый блок весил 2 тонны. Пирамида является практически монолитным сооружением за исключением погребальной камеры и ведущих к ней коридоров, в пирамиде практически нет внутреннего объёма. По мнению Геродота, который первым подробно описал пирамиды, на строительстве пирамиды Хеопса были заняты   сто тысяч рабов, однако последние данные позволяют поставить эти данные под сомнение. Скорее всего, пирамиды Древнего Египта возводили крестьяне, свободные во время разливов Нила от полевых работ. Возведение пирамид древнего Египта было, видимо, своего вида трудовой повинностью. За последние двадцать лет археологами было откопано поселение, в котором жили строители пирамиды Древнего Египта. Оно было отделено стеной от сакральной части плато, где расположены великие пирамиды Древнего Египта. В деревне имелось две хлебопекарни, сушильня для рыбы и даже пивоварня. Судя по найденным в поселении строителей надписям и рисункам, можно предположить, что рабочие трудились в командах, между которыми даже проводилось нечто вроде «социалистического соревнования». Каждой командой руководил «прораб». Найденные на кладбище этого поселения останки умерших строителей свидетельствуют о том, что при жизни они занимались тяжёлым физическим трудом. Несмотря на эти данные, сам способ строительства пирамид Древнего Египта до сих пор остаётся загадкой. В ходе раскопок были обнаружены стены, могущие быть основанием наклонной плоскости, по которой на строящуюся пирамиду древнего Египта поднимались блоки, но так как раскопки на этом месте всё ещё не завершены, пока что рано делать выводы. С концом IV династии строительство пирамид египетскими царями не прекратилось. Пирамиды царей V—VI династий сохранили для нас древнейший свод погребальных текстов. Наиболее грандиозная из трех - пирамида Хуфу, была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона в Древнем Египте, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Древнем Египте дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. Она была построена на 40 лет позже первой. Иной раз кажется, что пирамида Хефрена даже больше, чем Хеопса. На самом деле она немного меньше. Сторона квадратного основания пирамиды Хефрена - 215 метров. Высота - 136 метров. Впрочем, в древности, как и пирамида Хеопса, она была на 9 метров выше. Угол наклона острее, чем у первой пирамиды: 53o8'. Здесь более четко просматривается весь комплекс сооружений, состоящий из храма в долине, дороги, храма мертвых и собственно пирамиды. Нижний храм, в котором когда-то стояли 25 статуй фараонов, известен тем, что здесь, на пороге царства мертвых, была произведена мумификация Хефрена. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

         Завершает ансамбль великих пирамид Гизы пирамида Микерина. Ее строительство было закончено в 2505 году до н.э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. Сторона основания - 108 метров, первоначальная высота - 66,5 метров (сегодня - 62 м), угол наклона - 51o . Единственная погребальная камера пирамиды вырублена в ее скальном основании. Пирамида Микерина подчеркивает величие пирамид Хеопса и Хефрена. Последние нетрудно отличить друг от друга: у пирамиды Хефрена возле верхушки частично сохранилась белая базальтовая облицовка.

       Многолетние исследования ученых показали, как создавались пирамиды. Каменные блоки вырубали в горе Мукаттам на другом берегу Нила. Древние каменоломни и сейчас хорошо видны. Затем их доставляли на судах в Гизу по специально прорытому для этого каналу. Недавно археологи нашли рядом с пирамидами причал. Блоки затаскивали на пирамиду по наклонной земляной насыпи.

        У каждой из великих пирамид существовал еще триединый комплекс: нижний погребальный храм - дорога - верхний погребальный храм. Но сохранился этот комплекс в более или менее целостном виде только у пирамиды Хефрена. Мощеная камнем дорога от нижнего храма, где проводилось бальзамирование, к верхнему, где перед погребением прощались с фараоном, протянулась более чем на полкилометра. Возле нижнего гранитного храма, лишенного кровли, лежат развалины храма Сфинкса. А за ними устремил свой взгляд на восток и сам древний хранитель пирамид - Большой Сфинкс. Сфинкс, отдыхающий лев с головой человека (мамлюкские солдаты отстрелили ему нос. Считается, что сфинкс был вырублен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо носит черты этого фараона.

         Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры. Погребальная камера фараона представляет собой комнату длиной около 11 метров, шириной пять метров и высотой почти шести метров. Стены усыпальницы отделаны гранитными плитами. Саркофаг из красного гранита пуст. Ни мумия фараона, ни погребальная утварь не были найдены. Предполагают, что пирамида была разграблена еще в глубокой древности.

         На южной стороне пирамиды находится сооружение, по форме напоминающее корабль. Это так называемая Солнечная ладья - одна из пяти, на которых Хеопс должен был отправиться в потусторонний мир. В 1954 г. ладья длиной 43,6 м, разобранная на 1224 части, была обнаружена при раскопках. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса еще плавала по Нилу.

         С позиции архитектуры интересен сам факт проявления забытой науки — гномоники, той удивительной связи композиции и астрономии, которая может натолкнуть нас на разгадку секретов ныне забытого, задавленного проблемами требований и технологий искусства строительства по звездам.

        Таким образом, в результате стремления человека найти истину, было выдвинуто много гипотез о технологических возможностях постройки пирамид. Однако, некоторые из них не могут быть оправданы полностью, и возникает много вопросов. Так как раскопки незавершенны, то рано делать точные выводы.

 

 

 

1.3.Отображение Древнеегипетской архитектуры в заметках учёных, писателей и искусствоведов.

         С искусствоведческой точки зрения слово пирамида произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы, или же большая куча пшеницы могла стать прообразом пирамиды.

        В V в. до н.э. Геродот, путешествуя по Египту, был зачарован пирамидами. Он может считаться первым "западным" историком, который изучал цивилизацию долины Нила и дал подробное описание (во второй книге своей "Истории") этих монументальных сооружений и жизни фараонов, воздвигнувших их. По сути дела, именно он поведал миру те многочисленные небылицы, которые со временем прочно укоренились в массовом сознании: изнурительный труд десятков тысяч рабов, подгоняемых кнутами надсмотрщиков, был, фактически, плодом его пылкого воображения.

            На рубеже XVIII и XIX веков, И.-В. Гёте писал о пирамидах, что это самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно превзойти.

         «Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу», - предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков

       Наполеон также был очарован ими и, построив накануне битвы свои войска, произнес знаменитую фразу - «Солдаты, сорок веков смотрят на вас с вершин этих пирамид». Тем временем, бывшие в составе его экспедиции ученые отмечали, что три пирамиды Гизы настолько огромны, что камней, использованных для их строительства, хватило бы на сооружение стены вокруг всей Франции. Чрезвычайно сложно объяснить ту загадочную энергию, которую, вне всякого сомнения, излучают пирамиды Гизы. В результате бесплодных попыток истолковать назначение пирамид, были израсходованы реки чернил теми, кто создал о них фантастические теории. Их рассматривали как сокровищницы утраченного знания. Завеса таинственности и сейчас покрывает пирамиды, так как, несмотря на все исследования и изыскания, мы до сих пор не имеем определенного представления о том, каким образом они были сооружены. Весьма странно, что древние египтяне не оставили нам свидетельства о своих технических возможностях. Поэтому строить предположения и теории — это все, что мы можем себе позволить. Эти колоссы, воздвигнутые для того, чтобы служить царскими гробницами, к сожалению, не смогли противостоять недостойным потомкам тех, кто их построил. Надругательство над ними начали грабители, похищавшие сокровища, затем их разрушали, выламывая из них каменные блоки для строительства мечетей и дворцов, и, наконец, уже в наши дни окружающую их территорию испортили, построив здесь убогие здания.

         Всего пирамид насчитывается около семидесяти, а может и около восьмидесяти. Совсем недавно, в 1952 году, египетский археолог Мохаммед Закария Гонейм открыл ещё одну не известную доселе пирамиду в Сакара, в двадцати километрах от Каира.

        Филон называл среди чудес света «пирамиды у Мемфиса», большинство авторов-пирамиды вообще, некоторые - три пирамиды в Гизе, а самые придирчивые считают чудом света только Большую пирамиду Хеопса.        Иногда даже высказывалось мнение, что пирамиды не мог построить народ, живший в бронзовом веке, и в создании этих колоссальных сооружений принимали участие инопланетяне. Уже относительно недавно (по сравнению со временем создания пирамид), на рубеже XVIII и XIX веков, И.-В. Гёте писал о пирамидах, что это самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно превзойти. Когда на рассвете  вершина Хеопса тонет в тумане, пирамида кажется розово – персиковой, в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками – серовато – чёрной, а при холодном свете напоминает заснеженную горную вершину.

        В заключении главы можно утверждать, что в религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля

 пирамид гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач в своей жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования человека. Каждая пирамида должна была служить защитой для запрятанной в ней мумии от любого возможного врага, от любых дерзостных поступков, от нарушения покоя.

         Пирамиды были построены при помощи мускульной силы. Качество работы этих строителей, живших сорок семь столетий назад, было таково, что несовпадения горизонтальных и вертикальных линий пирамиды не превышают ширину большого пальца. Камни настолько плотно пригонялись один к другому, что между ними нельзя просунуть даже иголку.

 

 

ГЛАВА 2: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ОТНОСИТЕЛЬНО ДОСТИЖЕНИЙ ЕГИПЕТСКИХ ЗОДЧИХ.

2.1. Специфика проявления  особенностей древнеегипетской архитектуры в современном зодчестве.

         Архитектура Древнего Египта  оказало влияние на западноевропейскую культуру. Это влияние заметно в архитектуре Санкт-Петербурга. "Египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве. Сфинксы с университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством.

Информация о работе Культовая архитектура древнего Египта