Костюм Скифов и других кочевых народов этого периода.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:43, контрольная работа

Описание

Исторические рамки, общая характеристика,Мужской костюм,Женская одежда, Обувь, головные уборы, ювелирные украшения

Содержание

1.Костюм Скифов и других кочевых народов этого периода.
Исторические рамки, общая характеристика.
Мужской костюм.
Женская одежда.
Обувь, головные уборы, ювелирные украшения.
Эстетический идеал красоты.
Основные виды одежды, ткани, цветовая гамма.
2.Костюм начала 19 века – стиль Ампир
Исторические рамки, общая характеристика.
Мужской костюм.
Ткани, цветовая гамма.
Основные виды одежды, её конструктивное решение.
Обувь, головные уборы, причёски, ювелирные украшения.

Работа состоит из  1 файл

Костюм Скифов и других кочевных народов этого периода.docx

— 974.33 Кб (Скачать документ)

1.Костюм Скифов и других кочевых народов этого периода.

                Исторические рамки, общая характеристика:     

Аланы-сарматы, прямые потомки скифов, "заселяли бескрайние пустоши Великой  Скифии" в 4в. н.э. Материальная культура южнорусских степей 1-го тысячелетия н.э. на территории Восточноевропейской равнины как-то вдруг, на огромной территории появляются культуры, которые археологи приписывают восточными славянами - русским; начиная с этого времени, имя "Русь" в современных источниках встречается постоянно.  
     Казалось бы, самых простых соображений достаточно, чтобы понять: аланы-сарматы и в раннем средневековье населяли тот же регион, что и прежде, но... до недавних пор считалось, что в это самое время они "исчезли в неизвестном направлении"! Все дело в том, что это была "эпоха великого переселения народов.     

Куда же на самом  деле "девались" племена земледельцев и скотоводов, скифы=сарматьг=аланы, многочисленный народ, который еще в 4-5в. населял огромные просторы Великой Скифии до Дуная до берегов Ганга?..  
     ...Разумеется, они никуда не "исчезли". Антропологические исследования показали, что в формировании современного русского типа главное значение имела именно "степная", скифская-сарматская внешность.          

Собственно говоря, ничего поразительно нового в этом нет. Сходство древних "скифов" и современных русских бросается в глаза как на сохранившихся изображениях, так и в описаниях современников. Все эти описания говорят об одном: довольно высокий рост, стройное и крепкое сложение, светлые глаза и волосы - русого оттенка, то есть типичные черты нордической белой расы.  
Одежда "скифов" не слишком сильно отличалась от той, которую носили русские чуть ли не до 20-го века.
 
 

                                 

                                       
 
 
 

                                 Мужской костюм:

 Если судить по сохранившимся настенным фрескам, изображениям на золотых украшениях, вазах, состоял из длинной рубахи, кафтана с поясом и часто длинными откидными рукавами, плаща-накидки с застежкой на груди или одном плече, широких шароваров или, наоборот, узких штанов, заправлявшихся в мягкие кожаные сапоги, на голове — войлочный башлык. Мужская прическа: обязательная борода, довольно длинные волосы у причерноморских скифов, но короткая стрижка у сарматов и стрижка "под горшок" у среднеазиатских саков и парфян.  

Зимняя одежда сибирского скифа. Реконструкция. Никаких  отличий от русской одежды (как  и от русского лука и русских лыж) нет. Обратите внимание на шапку — это, с одной стороны, зимний вариант классического арийского-скифского башлыка, с другой — прямой предшественник русских «бумажных шапок» XIV — XVII веков, часто использовавшихся казаками.

 
 
 
 
 

 

 
 Конная охота скифов. Скифские (а  точнее, ещё древнеарийские) головные уборы были историческим прототипом русских башлыков, колпаков и треухов. Так же, впрочем, как колпаков персов, мидян, фракийцев, фригийцев, этрусков, эллинов и прочих… Знаменитые скифские колпаки-башлыки были не только «национальной», «этноопределяющей» деталью одежды. Они были прежде всего головными уборами воинов, так как годились на любую погоду и служили идеальными подшлемниками. Форме скифского колпака подражали скифские, сакские, фракийские, македонские, эллинские (а в раннее средневековье — и скандинавские) мастера-оружейники, создавая разнообразные           типы шлемов. 
  
  
 
 
«Стильные» кожаные прототипы русских зимних полушубков. «Классическая» скифская (русская) одежда, давшая начало «модам» в Парфии, Кушанской державе, сасанидской Персии, в раннесредневековой Скандинавии, у тохаров и т.д.. С более поздней русской мужской одеждой её роднит обилие узоров. Это характерная черта русской материальной культуры — достаточно сказать, что в Западной Европе традиция украшать одежду ритуально-обережными узорами исчезла. 
 
 Для сравнения, стоит напомнить, что "штаны длинные, обыкновенные" в Западной Европе носят всего лишь последние два столетия (в средние века предпочитали чулки, а с 16в. - чулки с короткими шортиками).  
     

                                   

                                   Женская одежда: 

Как следует  при скифском образе жизни и как  свидетельствуют источники, женщины часто носили такой же "брючный костюм", как и мужчины (так изображали амазонок на греческих вазах). Но "для красоты" скифские и сарматские женщины одевались все же в длинные платья. Платья эти украшались вышивками, бисерными обшивками на груди, рукавах и подоле, бусами, пуговицами; шились из доморощенной шерсти и из импортной парчи. 
 
Варианты предметов женской одежды скифов. По древним изображениям и данным археологии. Среди предметов древнего гардероба мы в изобилии встречаем русские повойники и кокошники, сорочки и душегреи, юбки-панёвы. За две с половиной тысячи лет русская одежда изменилась на удивление мало — например, исчезли конические головные уборы, сарматско-«амазонские» женские штаны. В остальном всё осталось по-прежнему. Особое внимание обратите на собранные рукава и вороты длинных женских сорочек — это чисто русская особенность одежды.

Скифская расшитая узорами шуба с характерными длинными рукавами. Скифосибирский прототип русских шуб XIII-XVII веков. 
 
 

           Обувь, головные уборы, ювелирные украшения:

Оказывается, древние скифы и  сарматы не только выглядели так  же, как русские - они так же причесывались  и одевались. Женские украшения-височные кольца - в северском княжестве, в отличие от других регионов Киевской Руси, выполнялись в форме спирали. Известно, что спиралевидные украшения самых разных видов кольца, браслеты - широко использовались сарматскими "амазонками", служившие для поддержки прически в виде длинных кос, уложенных вокруг головы, и головного убора.                 
Обувь средневековых новгородцев по данным археологии. Все представленные здесь типы обуви (сапоги, туфли, полусапожки) известны со скифских времён. Некоторые образцы обуви украшались точечным растительно-спиральным узором, характерным именно для скифской материальной культуры.

Парадный убор скифской княгини. Как сами украшения  и тип головного убора, так  и схема размещения деталей неотличимы от русских. Единственная возможная  неточность реконструкции — сетка-оплечье, скорее всего, покрывала княжеские бармы.

Головные уборы знатных скифянок (реконструкция). «Модные» конические наголовья с течением времени  исчезли (впрочем, на какое-то время  аналогичные головные уборы были возрождены среди знати Западной Европы). Тип же головного убора, изображённого справа, оказался более живучим.

 
 

Высокого искусства  достигли скифы в изготовлении ювелирных  изделий. Выполненные из золота, серебра, электра (сплав из золота и серебра) и бронзы, они изобиловали в  костюме знати. Прежде всего это  золотые тисненые бляшки-пластинки  с изображением растений и животных, сплошь нашиваемые на одежду, головной убор, обувь. Большую роль в мужской  и женской одежде играли дорогие  украшения: шейные обручи, ожерелья, ручные и ножные браслеты, подвески, серьги. 

 Скифские  обручи-браслеты. Они выполняли двойную  функцию: с одной стороны, держали  на запястье длинные рукава  сорочки или платья, с другой — служили оберегами. 
                                   

                              

                                     Эстетический идеал красоты:

Большинство предметов, выполненных в зверином стиле, были найдены в захоронениях. Интересные детали стилизации в зверином стиле отдельных элеменьтов царских доспехов IV и III вв. до н.э., на вещах повседневного обихода и даже украшениях в этом стиле встречается лишь в единичных случаях.

   Как правило, это дикие животные, и в любом случае сильные или быстрые. В зверином стиле проявлялся эстетический идеал скифов, который они определяют так: "Красота – не самоцель и не абсолют. Красиво то, что в наибольшей степени способствует выживанию и победе. Красивое – это прежде всего быстрое, сильное, стремительное"

        

Скифы. Традиционные сюжеты звериного стиля русов: барс, свернувшийся кольцом, лежащий («сплюснутый») оскалившийся кошачий хищник, парная композиция.

 
            
Основные виды одежды, ткани, цветовая гамма:

Скифы также  очень любили нарядные украшения  на одежде. Они могли выполнить  аппликацию с такой точностью  и мастерством, что она походила на самую изысканную вышивку. Они  делали для себя великолепную, но чрезвычайно  практичную одежду, часто используя  мех и кожу. Действительно, их кожи и шкуры были такой искусной выделки, что находили покупателей и в  далеких краях. Одежды шились меховой стороной внутрь. Для одежды использовали также льняные, конопляные, пеньковые ткани, кожу и войлок. Однообразный характер одежды был предопределен ограниченным выбором материалов и суровыми климатическими условиями.

Нижняя  одежда Скифов

Основой мужской  одежды являлась рубаха, сшитая из прямых полотнищ. Мужчины носили меховые  или войлочные неширокие штаны, которые сужались книзу и заправлялись в сапоги.

Верхняя одежда

Поверх мужчины  надевали узкорукавный распашной кафтан в виде короткого полушубка мехом  внутрь.

Кафтан кроился  с косоидущими на перед двумя  фалдами, которые в свою очередь  заходили одна на другую (с запахом  правой стороны на левую) и удерживались в таком положении туго перетянутым поясом.

Рукава иногда были такими длинными, что закрывали  кисти рук, в этом случае рукава, посредством боковых наборных складок  по всей руке, сокращались по длине  или же просто подворачивались.

По краям кафтан обрамлялся меховой опушкой. Костюм дополнял короткий кожаный или из волокнистого материала плащ, по форме  напоминающий бурку, закрывающий одно или оба плеча.

Плащ на груди  застегивался фибулой.  
 
 
 

               2.Костюм начала 19 века – стиль Ампир

              Исторические рамки, общая характеристика:

XIX в. начинался так же с зарождения  ампир (от фр. «империя») – это  стиль, который отражал вкусы  представителей буржуазии, а так  же был своеобразной «рекламой»  Наполеоновским победам. Этот  стиль много вобрал в себя  из античных времен. Орнамент  в этом стиле заключал в  себе характерные лавровые венки,  пальмовые ветви и львы. Орнаментом  и росписями были покрыты все  стены дворцов, мебель, и т.д.  Отличием ампира от классицизма  является больший блеск и пышность.

Считается, что  законодательницей моды в стиле  ампир была Жозефина – первая супруга  Наполеона.

Действительно, в начале этого столетия шмиз еще  сохраняет свое «господство». Его  постоянно носят с глубоким вырезом  и высоко поднятым поясом, юбка по-прежнему ниспадает длинными мягкими складками, переходящими в шлейф.

 Около 1801 года в украшении  платья еще преобладает греческий  орнамент, а к 1804 году - этрусский  и египетский. Однако в этом  же году шлейф исчезает, а в  последующие годы на украшение  шмиза начал основательно влиять  готический орнамент. Декольте уменьшилось,  особенно у дневных платьев.  В последующие годы длина шмиза  сокращается настолько, что сначала  стали видны туфли, а после  1810 года - и щиколотка. В эти  годы в Париже появились первые  привозные меховые пальто. Но  наиболее желаемым дополнением  к женскому платью были кашемировые  шали из Египта. Производство  шалей во Франции началось  около 1805 года, что ставится в  заслугу первой жене Наполеона  Жозефине Богарнэ. Считается,  что законодательницей моды в  стиле ампир была Она. 

Жозефина возвеличила  также творца моды «ампир» портного Леруа, который одевал по последней  моде весь императорский двор. Он считался лучшим парижским портным. Из приходно-расходных  книг Леруа видно, что для своих  заказчиц он создавал не только индивидуальные модели, но и предлагал к ним специальные шляпы и, кроме того, особую парфюмерию, что позже стало обычным делом больших французских салонов.

Несколько позже, около 1815 года, при известном салоне Жака Дусе было основано первое небольшое  производство шляп. Портные тогда  присвоили себе возвышенный титул - «академики». Они имели собственные  мастерские, которые были чем-то средним  между ателье и мануфактурой, где  работало несколько сот работниц.

Информация о работе Костюм Скифов и других кочевых народов этого периода.