Казімір Малевич. «Чорний квадрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:19, реферат

Описание

Есть художники - наблюдатели и интерпретаторы. Они смотрят на жизнь из некоторого отдаления и судят о ней как бы со стороны. А есть мастера, которые любой сюжет трактуют как неотъемлемую часть собственной биографии, видят себя прямыми участниками изображаемого, пусть даже это возможно лишь при помощи мечтательных допущений или фантасмагорий.
Долгое время живописное искусство Казимира Малевича считалось "идеологически вредным", и в своих исследованиях советские искусствоведы главным образом отмечали формальные качества его произведений, ибо они были действительно очень существенны для развития художественной культуры XX века.

Работа состоит из  1 файл

Малевич К.doc

— 705.50 Кб (Скачать документ)

МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ

 

Красноградский медичний коледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Казімір Малевич. «Чорний квадрат»

 

 

 

 

 

 

 

 

Виконала:

студентка групи 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 м. Красноград

2012

 

 

Есть художники - наблюдатели  и интерпретаторы. Они смотрят на жизнь из некоторого отдаления и судят о ней как бы со стороны. А есть мастера, которые любой сюжет трактуют как неотъемлемую часть собственной биографии, видят себя прямыми участниками изображаемого, пусть даже это возможно лишь при помощи мечтательных допущений или фантасмагорий.

Долгое время живописное искусство Казимира Малевича считалось "идеологически вредным", и  в своих исследованиях советские  искусствоведы главным образом  отмечали формальные качества его произведений, ибо они были действительно очень существенны для развития художественной культуры XX века.

 

 

 

 

 

Сейчас о творчестве К. Малевича написано много книг и  еще больше статей, а в 1930-е годы художник был вообще "закрыт", хотя его и не забыли. Но он был знаком зла, самым последовательным выразителем модернизма, который знаменовал в официальной критике "полный упадок буржуазного искусства". Однако именно это низведение К. Малевича на самое дно (как отмечают Д. Сарабьянов и А. Шатских - авторы одной из книг о художнике) и "поддерживало интерес к его личности - классика русского авангарда".

В настоящее время  значение К. Малевича выходит далеко за пределы только русской художественной культуры и приобретает уже общемировой  характер. И вместе с тем его  творчество неотделимо от тех художественных процессов, которые происходили в России на рубеже веков; от той своеобразной ситуации, которая сложилась в русской художественной школе, когда туда вошел К. Малевич.

В своем творчестве он как бы сконцентрировал несколько  потоков, воплотил в своей жизни и своем искусстве все особенности русского художественного авангарда. Хотя начинал К. Малевич (еще будучи в Киеве) с натурализма, но сам не придавал серьезного значения натуралистическому периоду своего творчества: "Путь этот был неожиданно приостановлен большим событием, когда я наткнулся на вон из ряда выходящее явление в моем живописном восприятии природы. Передо мной среди деревьев стоял заново беленный мелом дом, был солнечный день, небо кобальтовое, с одной стороны дома была тень, с другой - солнце. Я впервые увидел светлые рефлексы голубого неба, чистые и прозрачные тона. С тех пор я начал работать светлой живописью, радостной, солнечной. Один такой находится в Третьяковской галерее ("Садик"). Таких этюдов за несколько лет было написано огромное количество. С тех пор я стал импрессионистом".

Импрессионистский цикл был пройден К. Малевичем к 1907 году, и за ним должна была последовать  новая фаза его живописной эволюции - авангард. Его уход из импрессионизма состоялся через наследие П. Сезанна к фовизму и кубизму. Был в творчестве К. Малевича и период неопримитивизма, когда на его творчество оказали большое влияние икона и городская вывеска.

В декабре 1915 года в старинном  петербургском особняке на набережной реки Мойки, в котором располагалось Художественное бюро Н.Е. Добычиной, открылась выставка "0.10". Никто тогда не задумывался над ее странным цифровым названием, видимо, воспринимая это как очередную причуду футуристов - обозначение последней их выставки. А между тем в одном из своих писем К. Малевич так расшифровывает его: "Мы затеваем журнал и начинаем обсуждать, как и что. Ввиду того, что собираемся свести все к нулю, то порешили назвать его "Нулем". Сами же после перейдем за нуль". Эта идея - свести все предметные формы к "нулю", а потом "шагнуть за нуль" (в беспредметность) - принадлежала К. Малевичу.

На этой выставке была показана серия его картин под  общим названием "Супрематизм  живописи". Название это многим тогда  показалось произвольным, а между  тем художник решил подкрепить свой новаторский творческий опыт теоретическим сопровождением. К выставке он выпустил брошюру "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм". По объяснению самого К. Малевича, слово "супрематизм" означает первенство (то есть главенство) цветовой проблемы.

Больше всего шума наделала на выставке его картина "Черный квадрат". Чёрный супрематический  квадрат — самая известная  работа Казимира Малевича, созданная  в 1915 году.

 

 

 

 

«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ  Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции. «Чёрный квадрат» является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест». " Чёрный квадрат", со дня его появления, - одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве. Работа была выполнена Малевичем летом и осенью 1915 года.

На последней футуристической  выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года Малевич впервые представил свою супрематическую систему. Супрематические работы занимали отдельный зал. Среди тридцати девяти супрематических картин, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат». Этой экспозицией художник демонстрировал главный модуль новой пластической системы. "Чёрный квадрат" демонстрировал стилеобразующий потенциал супрематизма.

Воображаемое движение чёрного квадрата - его вращение в пространстве, или переставление  клеток чёрного и белого цвета  рождали новые супрематические  формы. Эти формы - круг и крест, в свою очередь также становились эталонными, стимулируя дальнейшее усложнение супрематической системы «Чёрный круг» и « Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом», экспонировались на той же выставке «0.10» и составляли вместе с квадратом основной блок супрематической системы. Первоначальным названием «Чёрного квадрата», под которым он значился в каталоге, было «Четырёхугольник». Не имея строго прямых углов, с точки зрения чистой геометрии он действительно являлся четырёхугольником, это была принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму

Малевича интересовало «безвесие», полёт супрематических  форм, возможность «отряхнуть землю».

В 1913 г. К.С. Малевич работал  над декорациями и костюмами  к постановке оперы "Победа над солнцем". Именно в эскизах этих декораций впервые возникло изображение чёрного квадрата, как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Эта работа 1913 года дала художнику возможность передвинуть датировку :опираясь на рисунки, сделанные во время работы над «Победой над солнцем», и неизвестно, действительно ли предназначенные для декораций (возможно, это был продуманный ход, отвлекающий ревнивое внимание других художников к его открытиям), Малевич датировал появление квадрата именно 1913 годом. Эту дату он писал на обороте холстов, изображающих квадрат.

Картина, вкупе с рядом  других супрематических холстов, была написана перед выставкой "0.10". Художникам участвовавшим в ней, надо было заполнить огромный зал. Друг Малевича, художник Иван Пуни писал ему: Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только. Работа над этим циклом, разработка идеи и её воплощение, длилась несколько месяцев. По словам одного из критиков (а вслед за ним и художника), "Черный квадрат" является "иконой, которую футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер". На выставке это полотно висело в особом месте, в углу, - действительно, как икона. Представленная картина оказалась как бы на пограничной полосе - между искусством и не-искусством, между логикой и алогизмом, бытием и небытием, между крайней простотой и беспредельной сложностью.

"Черный квадрат"  не имеет ни верха, ни низа, приблизительно одинаковые расстояния  отделяют края квадрата от  вертикальной и горизонтальной  линий рамы. Немногие отклонения от чистой геометрии напоминают зрителям о том, что картина все-таки написана кистью, что художник не прибегал к циркулю и линейке, рисовал элементарную геоформу "на глазок", приобщался к ее внутреннему смыслу интуицией.

То положение, в которое поставлен черный квадрат на белом фоне, некоторые искусствоведы называют "неземной статикой". Черное и белое в сопоставлении друг с другом - это как два полюса, расстояние между которыми предельно раздвинуто, а создающееся между ними цветовое многообразие практически беспредельно и не имеет ограничений. Однако К. Малевич нигде даже намека не дает, что между черным и белым есть множество промежуточных цветов, потому что они вернули бы черный квадрат тому реальному миру, от которого он уже оторвался.

Глядя на "Черный квадрат", зритель невольно задается вопросом об эстетическом смысле картины. Но ответить на этот вопрос очень сложно. Выше уже  указывалось, что К. Малевич называл  свой "Черный квадрат" иконой. Многие исследователи впоследствии тоже отмечали, что действительно в основе "Черного квадрата" лежит древнерусская икона. Правда, не похожая на те живописные образа в красном углу, которые висели в доме родителей К. Малевича. Но по сравнению с иконой супрематический квадрат являет собой мощный ментальный сдвиг канона, при котором и сам автор может оказаться по ту сторону христианства.

Икона может обладать художественными качествами, а может  и не обладать ими. Они могут выступать  лишь как дополнение к главному, а главное в иконе - ее божественная сущность. В "Черном квадрате" К. Малевич воплотил ту самую идею синтеза, которая была коренной чертой русской культуры и которая объединила искусство и литературу, философию и политику, науку и религию, а также и другие формы интеллектуальной жизни в единое целое. Таким образом, считают Д. Сарабьянов и А. Шатских, "Черный квадрат" стал не только вызовом публике, но и свидетельством своеобразного богоискательства К. Малевича, символом какой-то новой религии.

Эта картина со дня  своего создания не раз становилась  объектом самых различных искусствоведческих и философских исследований. Например, И. Языкова свою статью об этом произведении назвала "Черный квадрат" К. Малевича как антиикона". В ней она сразу отмечает, что зеркальность "Черного квадрата" иконе бросается в глаза уже при первом взгляде на полотно. Сама композиция картины К. Малевича вызывает в памяти зрителей основной иконный принцип - доску с четырехугольным ковчегом (углублением), внутри которого и располагается иконописное изображение. По религиозному канону классическая русско-византийская икона пишется на золотом фоне, символизирующем Божественный, нетварный свет. Поля в иконе нередко оставляют свободными, однотонными, а середину заполняют изображением, в котором присутствуют все цвета.

Иконописцы на иконе  белым цветом пишут пробелы - на ликах  святых, одеждах праведников, в пейзаже. В иконе белый цвет дается небольшими порциями, часто поверх других цветов.

"В "Черном квадрате" К. Малевича, - продолжает далее И. Языкова, - мы видим все наоборот: светлое (белое) поле и черный средник-ковчег". Белым и черным цветом почти во всех культурных и художественных системах обозначаются противоположности: свет и тьма, космос и хаос, жизнь и смерть. В иконе черный цвет употребляется крайне редко, ибо икона - это образ Царства Божьего, а Бог "есть свет, и нет в Нем никакой тьмы". Черным цветом изображается ад - образ гибели и смерти, причем это всегда ад поверженный.

У К. Малевича черному  цвету на картине отдано намного больше места, чем белому. Собственно, черный проем квадрата - это и есть "главный герой" картины. Белое оттеснено на периферию, играет роль рамы-обрамления, и тьма явно вытесняет свет, стремясь заполнить собой все пространство. Если икона распахивает перед нами окно в мир, то "Черный квадрат" - это зияющий проем тьмы.

Ощущение, что, стоя перед "Черным квадратом", мы стоим перед  бездной, недаром не покидало многих, кто видел эту картину. Да и  сам художник не скрывал этого. К. Малевич заявлял, что на "Черном квадрате" искусство заканчивается, что его картина и есть вершина и конец всякого искусства.

Кубизм, который предшествовал  супрематизму, К. Малевич называл "искусством распыления". То есть предшественники  художника совершили художественную революцию, которая разрушила в картине предметный мир и высвободила энергию. А в "Черном квадрате" разворачивает свое действие уже ничем не обусловленная энергия, и действует она по принципу воронки, затягивая взгляд зрителя внутрь черной бездны.

В "Черном квадрате" К. Малевича изображение человека исключено принципиально. В черной зияющей бездне лиц не разглядеть, миллионы могут уместиться в черном пространстве, когда на первый план выходит логика темных сил и стихий. В некоторых других своих картинах ("Крестьянин", "Женщина с граблями") художник тоже не изображает человеческие лица. Намеренно он делает это или неосознанно нащупывает ту грань человеческого существования, когда образ (лик, лицо, личность) исчезает? Когда человек превращается в знак, формулу, в винтик машины? И если это так, то его исчезновение - вовсе не катастрофа, а лишь замена одной детали на другую.

Следует еще раз вспомнить  год написания картины - 1914-й, когда  разразилась Первая мировая война. А в перспективе были еще революция  и гражданская война, когда в романтической устремленности одних перекроить весь мир, другие отдельные человеки действительно становились лишь пылинкой в космосе. Сам К. Малевич о своей эпохе отзывался так: "Сейчас время особое, может быть, никогда не было такого времени, времени анализов и результатов всех систем, некогда существовавших, и к нашей демаркационной линии века принесут новые знаки. В них мы увидим несовершенства, которые сводили к делению и розни, и, может быть, от них возьмем только рознь, чтобы выстроить систему единства".

Информация о работе Казімір Малевич. «Чорний квадрат