История развития постижерного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:36, реферат

Описание

Слово "постиш", "постижер" означает "неестественный" или "неестественный волос". В переводе с немецкого "постишь" обозначает "поддельный волос", а постижер - мастер по изготовлению париков. Хотя первый "париковый цех" появился в Европе лишь в XVII веке, это ремесло, которое смело можно назвать искусством, существовало с древнейших времен.

Работа состоит из  1 файл

История развития постижерного искусства.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)


История развития постижерного искусства

 

Слово "постиш", "постижер" означает "неестественный" или "неестественный волос". В переводе с немецкого "постишь" обозначает "поддельный волос", а постижер - мастер по изготовлению париков. Хотя первый "париковый цех" появился в Европе лишь в XVII веке, это ремесло, которое смело можно назвать искусством, существовало с древнейших времен.

Результаты археологических раскопок показывают, что даже древним людям было не чуждо стремление украсить свои волосы, закрепляя и приподнимая их кожаными или меховыми ленточками. Хотя, скорее всего, эти "первобытные укладки" были продиктованы не тягой к прекрасному, а служили ритуальным целям. Древнейшие парики предназначались для воинов и охотников, которые стремились быть похожими на сильных животных. Их изготовлением занимались женщины и дети; они собирали, промывали и просушивали шерсть и птичьи перья, а затем плели парик как чулок, используя вместо спиц деревянные палочки. Эти довольно громоздкие конструкции намертво приклеивали к голове с помощью смолы или помета. Поскольку такой парик было невозможно снять, после длительного ношения его срезали вместе с волосами.

В IV веке до нашей эры парики появились в Египте, жители которого из-за жаркого климата были вынуждены брить или коротко стричь волосы. Известные нам по изображениям (сфинкс, портрет Нефертити) прически Древнего Египта - это парики.
Парики носили и в доме, и на улице, те, кто победнее - из растительных волокон, те, кто побогаче - из натуральных волос. За париками тщательно ухаживали при помощи растительных масел и животных жиров, ароматизировали лепестками цветов или деревянными палочками. Любопытный факт: ремесло постижера было в древнем Египте одним из немногих занятий, доступных для женщин. Тяжелые завитые парики украшали золотыми орнаментами или гребнями или слоновой кости. В дело шли самые различные материалы - пальмовые листья и волокна, шерсть, серебряные и золотые пластины. В Британском Музее хранится очень искусно выполненный парик, которому не меньше 3000 лет, найденный в храме Осириса в Фивах. Его крошечные завитки и по сей день сохраняют причудливую форму. Еще одна любопытная археологическая находка - глиняная статуя, которую относят к 2500 году до н.э., украшенная съемным париком, тоже из глины. Царица Хашепсут носила даже накладную бороду, но не под влиянием моды, а для того, чтобы больше походить на мужчину, поскольку образ "женщины-политика" в те времена отнюдь не был в чести.

В древних государствах Месопотамии накладные волосы расчесывали на прямой пробор, скатывали в плотные валики-полусферы и закрепляли над ушами. Украшением служили стебли растений, цветы и перья птиц. Для причесок в Ассирии и Древнем Вавилоне использовали и шерсть животных.

В Индии плели причудливые косы, которые укладывались на голове в форме пирамиды или храма и украшались самым причудливым образом - драгоценными камнями, цветами, бусами, обручами. Готовую прическу окуривали ароматическим дымом.

Китаянки носили парики из прямых волос с несколькими проборами. Поднятые с висков вверх волосы пропитывали специальным фиксирующим составом, наматывали на бархатные валики и закрепляли на голове, придавая им форму петель или пучков. На щеки с висков выпускали длинные прямые пряди, на которые надевали украшения - цветы или небольшие веточки - одновременно игравшие роль заколок.

Знатные японки носили сложные многоярусные парики (чем выше положение в обществе - тем больше ярусов на голове). Для создания такой прически волосы наматывали на бархатные валики, подушечки, овальные гребни или на тонкий картон. Ярусы отделялись один от другого шарфами и гребнями. Для придания блеска на волосы наносили растопленный воск или масло, а на время сна и отдыха приходилось укладывать голову на специальную подставку, чтобы сложная укладка оставалась на весу.

В древней Элладе, где доминировал строгий стиль укладки волос (для создания всем известного "греческого узла" тугие завитые пряди закрепляли на затылке и дополнительно поддерживали с помощью ткани, сеточки или даже специального каркаса), парики широко применяли в театральных постановках. Их цвет и форма играли очень важную символическую роль, раскрывая характер театральных персонажей. Светлые волосы были у положительных героев, черные у злодеев, рыжие - у комических персонажей.

В Римской империи волосы высоко поднимали над головой и закрепляли в виде нимба на проволочном каркасе. Крупные завитые локоны укладывали по кругу, а на затылке заплетали мелкие тонкие косички (кто знает, может быть именно в те времена зародилась современная мода на афрокосички?), укладывали их в пучок и закрепляли длинной тонкой шпилькой. В части у римской знати были и парики, особенно из светлых волос. Их носили многие римские императоры - Оттон и Домициан, Калигула и Каракалла, Ганнибал и Нерон. Юлий Цезарь проявил в этом вопросе особую мудрость: он не стеснялся своей лысины, и посему носил на голове лавровый венок.

В прическах средневековой Европы, которая отличалась суровыми пуританскими нравами, высокие объемные формы и парики поначалу уступили место высоким и строгим головным уборам, но уже в XII веке появились замысловатые прически из кос, свернутых в некое подобие морской раковины или улитки. В Англии парики впервые появились во время правления короля Стефана, в середине XII века, и в последующие столетия получали все большее распространение. Их изготавливали из самых разных материалов - человеческого волоса, шелковой нити, лент, кружев, сушеной травы и луба, волокон кукурузы и конопли. Тогда мастера-постижеры принадлежали к корпорации "цирюльников, банщиков и парильщиков", которая была основана в 1292 году в Западной Европе, а их покровителем считался Святой Лука. Легенда гласит, что, когда королева Бланка Кастильская лишилась волос, Святой Лука явился во сне старшине корпорации и приказал взять по пряди волос у каждого придворного, чтобы изготовить парик для королевы.

В XVI веке при помощи специального инструмента - тупея - парикмахеры научились взбивать высокие прически, добавляя к ним для объема различные накладки и проволочный каркас. В 1630 году король Луи XIII, лишившийся волос из-за венерической болезни, начал носить парики на подкладке из льна, чтобы прикрыть лысину, которой он очень стеснялся. Ему немедленно стали подражать все придворные. Популярность париков только возросла в эпоху Луи XIV, у которого, в придачу к лысине, была и другая проблема - маленький рост.

В XVII-XVIII веках прически достигли просто невероятных размеров, вычурности и изысканности. Волосы водружали на специальные подушки, укрепляли шпильками, пудрили, украшали накладными шиньонами, приглаживали помадой. В эпоху рококо в моде был "звериный стиль", например, популярная укладка с начесом на висках носила название "крылья голубя". Прическа "а-ля Бель Пуль", названная в честь военного фрегата "Бель Пуль", повторяла своей формой очертания парусного судна. Тщательно взбитые и уложенные волосы украшали лентами, флажками и миниатюрными парусниками с мачтами. Для причесок "а-ля Фонтаж", названных в честь герцогини де Фонтаж, фаворитки Людовика XIV, волосы завивали в локоны разного размера и укладывали рядами при помощи каркасов. Роль лака для волос и оттеночного мусса выполнял яичный белок, а для украшения использовались кружева, цветы и ленты. Кое-кто утверждает, что эти прически были вчетверо выше голов, т.е. их высота доходила до одного метра. Какой же сильной шейной мускулатурой должны было обладать придворные, чтобы носить на головах эти дворцы! Хотя, возможно, это лишь одна из многих исторических мистификаций. Например, нет ни одного портрета мадам Помпадур, на котором она была бы изображена со знаменитой прической в стиле рококо, названной в ее честь. Мужчины носили длинные, так называемые аллонжевые парики, которые спускались тремя "лапами" на грудь и на спину, доходя до плеч или даже до пояса. Со временем они уступили место маленьким пудреным паричкам с буклями на висках. Сзади волосы прятали в мешочек из черной тафты или завязывали в хвостик на манер прусских солдат. Такие парики делали на шелковой подкладке, и в прохладную погоду они играли роль головного убора.

В 1665 году, когда по Европе прокатилась эпидемия чумы, возникла острая нехватка натурального сырья для париков, и поползли слухи о том, что для их изготовления используют волосы умерших. Частично этот дефицит был устранен при помощи шерсти, козьего или конского волоса, которые шли на изготовление более простых и дешевых моделей. Между прочим, конский волос завоевал большую популярность, поскольку он хорошо держал форму. На рубеже XVII и XVIII веков в европейских городах нередки были случаи, когда воры срывали парики прямо с голов незадачливых прохожих. Преступники, осужденные на казнь, завещали свои волосы родственникам, поскольку за них можно было выручить неплохие деньги.

В России моду на парики ввел Петр I, вменив ношение париков в обязанность знати. Сам Петр был очень непритязателен и носил короткий простой парик, из-под которого выбивались его собственные волосы, за 5 рублей, что по тогдашним ценам было весьма недорого. Парик из собственных волос Петра, изготовленный в 1722 году, и по сей день украшает его восковую фигуру, выставленную в одном из петербургских дворцов.

Однако этой моде, некогда охватившей всю Европу, все же пришел конец. В Англии популярность париков заметно упала во времена правления Георга III, их продолжали носить только представители определенных профессий - судьи, врачи, священники. Многие мастера-постижеры оказались на грани разорения, и в феврале 1765 года они промаршировали через весь Лондон, чтобы подать своему королю прошение о помощи. Сторонние наблюдатели были возмущены тем, что лишь у некоторых манифестантов на головах были парики: ведь они хотели заставить других носить свои изделия, чтобы не самим не остаться без работы.

Не лучше дела обстояли и во Франции. Идеологи Великой Французской революции в 1789 году объявили вне закона и вычурные прически, и пудреные парики. Ношение парика, который воспринимался новыми правителями как символ королевской власти, могло стоить человеку жизни. Теперь основным ремеслом постижеров стало наращивание волос, т.е. изготовление различных "трансформаций" - накладных пучков, шиньонов, локонов, жгутов, челок. Не стояла на месте и технология - была изобретена техника вентилирования с креплением волос к сетчатой основе, для надежной посадки в парики стали вшивать пружинки, а в 1805 году была создана волосяная сетка телесного цвета, которую вставляли в пробор. Появились новые техники плетения и крепления, стали применять основы из шелковой сетки. Свиные и бычьи пузыри, которые поначалу играли роль театрального реквизита, имитируя лысину, тоже использовались как основа для париков и шиньонов.

Мода на накладные волосы то возникала, то снова сходила на нет… Например, в 60-е годы XX века парикмахеры вновь провозгласили возвращение начеса, создававшего иллюзию густых волос. Прически увеличились в размерах, став не только объемнее, но и тяжеловеснее. Для придания волосам требуемой формы использовали срезанные пряди, синтетические волокна, различные накладки, шиньоны и даже обыкновенные банки. К слову сказать, технологии укладки волос в середине прошлого века несильно отличались от методов, которыми пользовались мастера средневековья. В основном использовались натуральные средства - волосы ополаскивали настоем льняного семени, затем тщательно начесывали и для большего объема укрепляли в основании прически различные прокладки или накладки. Когда получила распространение химическая завивка, приобрели популярность и другие пышные прически, например, "спящий лев". В "городском фольклоре" того времени было много страшных историй про "прически-гнезда" и про искусственные волосы . Например, поговаривали, будто в них поселяется и откладывает яйца ядовитый паук со зловещим именем "черная вдова", и укус такой "вдовы" может стать для незадачливой модницы роковым. По другой версии парики служили рассадниками для тараканов.
Вряд ли это было действительно так, ведь новые материалы, используемые постижерами, очень гигиеничны. Еще в начале XX века в париках стали использовать джутовое волокно, а в 1938 году было получено новое синтетическое волокно - нейлон, в основе которого лежал не природный волокнистый материал, а синтезированный полимер.

Постижеры также активно использовали искусственные волокна лафин и канекалон. Цветовая гамма канекалона насчитывает 42 основных цвета, при смешивании которых получают новые оттенки, палитра лафина - 25 цветов. Но, несмотря на колоссальные достижения химии, постижеры не забывают и про натуральное сырье. Например, сегодня самый популярный материал для фантазийных париков, особенно клоунских, - это шерсть тибетского яка, которая хорошо держит форму, быстро сохнет, не портится под действием кремов и косметики.

 



Информация о работе История развития постижерного искусства