Искусство архаической эпохи (искусство XI-VIII вв. до н.э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:48, реферат

Описание

Искусство описываемого времени распадается на два периода. Первый обнимает десятилетия, непосредственно следующие за эпохой крито-микенской эпохой; второй период простирается от X до середины VIII в. и может быть назван периодом сложившегося геометрического стиля. Корни этого стиля не вполне ясны, и в настоящее время еще нельзя дать ответа на вопрос о его генетической связи с искусством прошедших эпох.

Работа состоит из  1 файл

Искусство Древней Греции.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Периоды ранней и развитой архаики

архитектура

История греческой  архаической эпохи сводится почти  исключительно к истории развития храма. При постройке этого типа зданий, сложились две основные системы греческих архитектурных форм, это дорийская и ионийская, оказавшие огромное влияние на зодчество не только поздних веков античного мира, но и эпохи возрождения и нового времени.

Не случайно, что главные условия архитекторов VII-VI веков до нашей эры были направленны  на разработку храмовой архитектуры. Социальное неравенство между отдельными слоями общества еще не находило в это  время внешнего выражения в резком различии образа жизни: цари, тираны, земельная и торговая аристократия жили примерно столь же просто, как и менее богатое свободное городское население, и поэтому не было потребности в строительстве пышных дворцов, равно как и богатых общественных зданий. Так как религиозный культ играл крупную роль в общественной и частной жизни греков, то естественно, храм и стал ведущим типом греческой архитектуры, как только полисы накопили достаточно материальных средств для возведения монументальных построек и выделили из состава своего населения специалистов строительного дела – архитекторов и опытных строительных рабочих.

История греческого храма показывает, что если грек создал богов по своему образу и  подобию, то и храм этих богов сооружались  по подобию обыкновенных жилых домов. Древнейшие греческие храмы строились из дерева и сырцов, то есть из тех же материалов из которых возводились жилые дома.

По своему плану  и формам они так же примыкали  к различным типам жилых строений – к  прямоугольным домам с  пристройками или без них, в овальным и полуовальным домам. Впоследствии эти типы были или совсем оставлены, или продолжали существовать в виде редких исключений. Уже в конце VII века их вытеснил дорийский храм, развивавшийся из  усложненного типа прямоугольного дома.

Дорийский архитектурный стиль

История дорийского храма начинается с трех построек, относящихся примерно к середине VII века до нашей эры – это храм Геры в Тиринфе, второй храм Артемиды в Спарте и храм в Орхомене. Все  эти здания в своем плане имеют  форму вытянутого в длину прямоугольника, небольшая часть которого отделена от главного помещения поперечной стеной и образует предверие храма. Вероятно,  выбор такого плана для храма  произошел под влияние микенского мегарона, к которому он очень близок по форме и расположению частей. Такое сближение особенно уместно относительно храма Геры в Тиринфе, так как этот храм фактически был построен на месте разрушенного мегарона тиринфского дворца и в общем сохранил его форму. Продолговатая прямоугольная форма целлы с предверием была удержана как основная часть дорийского храма, но подверглась дальнейшей переработке. Второй по времени храм Геры в Олимпии, был окружен колоннадой, а сменивший его в конце VII века третий храм Геры имел уже вполне развитый план дорийского храма,продолговатую целлу с пристроенным к ней спереди пронаосом и соответствующем пронаосу на заднем фасаде опистодомом. Двумя рядами внутренних колонн целла разделена на три отделения – нефа;широкий срадний и два узких боковых. Со всех четырех сторон храм окружен колоннадой.

Развитый стиль  дорийского отразил, таким образом, основное представление греков о  храме как о доме божества; ядром  всего здания, осталась целла, закрытое помещение в котором обитало  божество, где стояло его изображение  – статуя. Целла лишена каких либо пристроек утилитарного назначения и окружена со всех сторон колоннадой, изолирующей ее от внешнего мира и связанной с ней в единое целое общей крышей, перекрывающей все здание на подобие шатра. Высокий ступенчатый постамент, на котором стоял храм, служил ему как бы пьедесталом, а большой алтарь – на открытом пространстве перед его открытым фасадом предназначен был для отправления культа.

Древнейшие храмы  строились из дерева, но уже в  начале VI  века до нашей эры они  стали возводиться исключительно из камня, сначала из известняка, позднее частично или полностью из мрамора. Дерево было сохранено лишь для внутренней конструкции потолка и крыши. До нас дошло довольно значительное количество и сейчас еще черезвычайно внушительных, несмотря на разрушения, развалин архаических дорийских храмов в самой Греции. Наиболее распространенным типом среди них является периптер, то есть храм целла которого окружена со всех сторон  одним рядом колонн. Дорийские храмы поражают строгой логичностью, простотой и размеренностью своей конструкции. Теоретическая мысль поздней античности пыталась обосновать эту систему цифровыми отношениями, предполагая, что дорийский храм строился по определенным каноническим пропорциям. Но остатки архаических храмов показали, что каких либо раз и навсегда установленных правил относительно пропорций храмов их деталей и пропорций не существовало. Каждый архитектор решал поставленную ему задачу, сообразуясь со вкусом,  с конкретными условиями материала и местности, отведенной для здания, и сохранял лишь основные принципы дорийской архитектурной системы.

Эолийский и ионийский архитектурные  стили

В то время как  в европейской греции развивался дорийский ордер, в больших торговых городах Малой Азии  сложились два других архитектурных стиля – эолийский и  ионийский. Первый из них не получил широкого распространения и исчез, по-видимому уже в VI веке д. н. э. Ионийский стиль, наоборот достиг полного развития и сыграл в истории архитектуры такую же важную роль, как и дорийский. Основные черты,характеризующие стиль ионийского храма, те же, что и у дорийского храма, но система архитектурных форм несколько иная. Ионийская колонна выше и стройнее дорийской, она не имеет энтасиса, и равномерно сужается по направлению к капители. Ствол ее покрыт большим количеством каннелюр ( обычно 24, но иногда их число доходит до 48). основание для колонн служит простая четырёхугольная плита и сложная круглая база, нижняя половина второй покрыта сложными выкружками, а верхняя – желобками. Капитель ионийской колонны состоит из круглой подушки, украшенной полосой свешивающихся вниз яйцевидных и остроконечных листьев. Переход от ствола к киматию составляет полоска жемчужин. На киматий наложена сверху другая плоская продолговатая подушка, концы которой закручиваются в спирали (валюты). Между капителью и архитравом помещается плоская прямоугольная плита (абака). Ионийский антаблемент состоит из тех же частей, что и дорийский, но архитрав его трехступенчатый, фриз гладкий без делений на  метопы и триглифы, а карниз оформлен в виде зубчатки.

Ионийский храм, с егор любовью к рельефному орнаменту, отсутствием строго размерных чередующихся между собой триглифов и метоп  и более стройными пропорциями, производит впечатление большой легкости и нарядности, чем простой и строгий дорийский храм,и допускает больше разнообразия в разработке плана и внешней отделке здания. В Ионии встречаются как небольшие храмы, так и храмы колоссальных размеров, целиком или частично сложенные из мрамора и окруженные целым лесом колонн. Мраморный храм Артемиды в Эфесе, построенный около 550 года до нашей эры архитекторами Херсифроном  и Метагеном, занимал площадь 100  на 55 метров и имел двойную колоннаду. Общее число колонн этого храма составляло около 140, и стволы некоторых из них снизу были украшены  фигурными рельефами. Во второй половине VI века на Самосе был построен из известняка и мрамора столь же большой храм Геры Самосской, а при сыновьях Писистрата в Афинах начата была постройка огромного ионийского храма Зевса Олимпийского. Все эти великолепные строения не были доведены до конца отчасти вследствии грандиозности зданий, отчасти же в следствии разыгравшихся в это время политических событий. Когда городам Ионии стали угрожать Персы, строительная деятельность в Малой Азии и на прилегающих к ней островах почти прекратилась, но зато ионийский ордер в это время начал завоевывать популярность в экономически расцветавшей европейской Греции. Ионийские архитекторы работали в Лаконии, Афинах и Дельфах, и влияние ионийского стиля не замедлило сказаться на формах и материале дорийских храмов отличается несвойственной этому стилю стройностью колонн и соответственной легкостью пропорций, а некоторые из них(например, построенный Алкмеонидами храм Аполлона в Дельфах), по образцу ионийских храмов, строились теперь не из простого, грубого известняка, а из более ценного и красивого материала – мрамора.

Искусство классической эпохи

Искусство VI века да н. э. Принято разделять на две эпохи: эпоху строгого стиля и эпоху Фидия, знаменующий собой рассвет античного искусства, когда новые художественные принципы, вместе с внутренним расцветом греческого рабовладельческого общества, достигли полного развития.

Эпоха строгого стиля является подготовительным периодом, характеризуемым, с одной стороны, разрывом с архаикой и выдвижением новых задач и целей, с другой – неумением  окончательно освободиться от традиционных форм. Преобразование скульптуры, а частично и живописи, произошло уже в эпоху каждой живописи. Развитие архитектуры несколько задержалось, поэтому мы рассмотрим архитектуру целиком в разделе посвященном Фидию.

 
Ранняя  классика. Архитектура

Рубеж VI-V веков до н. э. в жизни греческих  городов был полон событиями. Яростно сопротивлялась рабовладельческой демократии тирания. Затем бурную внутриполитическую борьбу сменила ожесточенная война с персами. Победившие греки не только отстояли независимость, но спасли европейскую культуру, защитив свои демократические устремления от персидской деспотии.

В мировоззрении  греков этого времени намечался  перелом, ведущий художников к новым  формам в искусстве и качественно  новому периоду в осмыслении мира-классике. Мастеров привлекало типическое, а  не индивидуальное, нарастало стремление к гармонической соразмерности частей художественного произведения, почитавшейся за основное достоинство. Искусство архаики при всей жизненности образов было условным в своих формах; классика наметила больше контактов с реальной действительностью. Все силы греков были направлены тогда на борьбу с персами. Художественные формы первой половины V века, особенно архитектурные, четки, энергичны и напряженны не только в постройках Балканского полуострова, но и в зданиях Сиракуз, Агригента, Селинунта, Метапонта, Пестума.

Храм  Афины Афайи на острове Эгина  был центром большого святилища. О нимфе Афайе упоминает в  гимне Артемиде поэт Каллимах. На возвышенном  месте острова Эгина нимфе  воздвигли окруженное стенами святилище, а в 490 году здесь выстроили дорический храм Афины Афайи из местного известняка, со стенами, покрытыми мраморной штукатуркой, фронтонами и симой из паросского мрамора.

Прославленным сооружением второй четверти V века до н. э. был созданный зодчим Либоном  из Элиды храм Зевса в святилище  Олимпии. Архитектор выстроил его из известняка, покрытого затем мраморной штукатуркой, но, как и в эгинском храме, скульптуры фронтонов, а также метопы и черепица, по сообщению Павсания, были мраморными.

Храм  Зевса в Олимпии

В 456 году до нашей  эры законченна была постройка грандиозного дорийского храма Зевса в Олимпии, скульптурные украшения которого, являются наиболее полным и всесторонним выражением искусства строгого стиля. По своей архитектуре храм Зевса ничем не отличался от архаических дорических периптеров и был всецело связан со старой архитектурной традицией. Он был построен из известняка, но скульптурные изображения метоп и фронтонов, а так же черепица крыши были из мрамора. Двенадцать метоп украшали две узкие стороны храма, две многофигурные композиции помещены были в его фронтах.

Сюжет метоп  посвящен мифам о Геракле. Двенадцать его канонических подвигов впервые  сведены здесь в единую стройную систему и располагались на двенадцати разных стенах. Разрозненные до того мифы превратились в поэму о жизни  героя, торжеством и тяжелыми минутами сомнений. В начале серии было изображено убийство немейского льва, много раз трактовавшаяся в архаическом искусстве. В архаический период художники передавали борьбу героя, душащегося льва голыми руками; мастер олимпийской метопы превратил этот миф в глубокую душевную драмму. Тело чудовища лежит бездыханным, но попирающий его ногой Геракл, представленный совсем юным, вместо торжества испытывает глубокую усталость тела и духа. Он как будто только теперь понял всю тяжесть предстоящего ему жизненного пути, и одни лишь ласковые уговоры Афины  способны поднять его на новые подвиги. В других метопах Олимпийского храма скульптор больше придерживается художественной традиции и изображает самое действие. Такова сцена борьбы Геракла с критским быком, скомпонованная по диагонали в виде двух уравновешивающих  друг друга и действующих в разных направлениях масс и сил, так что напряжение борьбы здесь особенно выявляется здесь с особой мощью.

Мастерство авторов  метоп в композиции и в передаче как напряженной борьбы, так и полных глубоких душевных переживаний внешне похожих сцен развертывается во всю ширь в скульптурах фронтов.  Восточный фронтон заполнен, композицией на тему состязаний Пелопса и Эномая. Эномай гордился конями, подаренными ему Аресом. Женихам своей дочери Гипподамии он предлагал вступить с собой состязании на том условии, что жених увозил на своей колеснице невесту, Эномай же преследовал его, и настигнув, убивал. Он погубил многих славных героев, пока не появился Пелопс, обладатель коней Посейдона. В этом состязании Эномай погиб. Пелопс женился на Гипподамии, а зевс разрушил сам дом царя. В восточном фронтоне, представлен полный внутреннего напряжения момент приготовления к состязанию.  

Ранняя классика. Декоративная скульптура

 
Фронтоны храма Афины Афайи на Эгине возникли на рубеже архаики и классики. На них изображалась борьба греков и троянцев. Восточный фронтон был посвящен первому походу на Трою, западный - второму, в котором участвовали жители Эгины. Греки, умея сохранять злободневность в искусстве, часто отвлекались от современных им событий и обращались к легендарным сказаниям, придавая особенную поэтичность произведениям. Не исключено, что ваятели использовали этот сюжет, стремясь показать, что победа над персами возможна, как и над Троей. Хотя от старых принципов сохранилась симметрия композиции, но условность архаического искусства в эгинских фронтонах начинает преодолеваться: создаются круглые скульптуры, исчезает скованность в изображении человека, фигуры объединены одним действием, совершеннее показывается движение, более свободное и естественное.Треугольное поле фронтона над шестиколонным западным портиком было заполнено двенадцатью сражающимися воинами с изваянием Афины в центре. Здесь нет разновеликости статуй, свойственной архаике, нет и плоскостности фигур. Воинов, расположенных ближе к краям, мастер показывает опустившимися на колени

Информация о работе Искусство архаической эпохи (искусство XI-VIII вв. до н.э.)