Художественные достижения русской культуры второй половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – вершины реалистической живописи.
Цель - углубление знаний по одной из тем по дисциплине «Мировая художественная культура», необходимых для работы в сфере туризма.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Выяснить, почему XIX век называют «Золотым веком»;
2. Исследовать историко-культурные предпосылки «Золотого века»;
3. Выявить достижения культуры второй половины XIX века;
4. Проанализировать художественные достижения в реалистической живописи на примере товарищества передвижных выставок.

Работа состоит из  1 файл

МХК Курсовая_1.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

Взгляды, жесты, позы персонажей этой картины очень выразительны, но при этом неоднозначны. Жена народника  изо всех сил сжимает подлокотник  кресла, а его мать бессильно протянула руку вперед, словно не веря своим глазам.

Голый пол, не прикрытый  даже половиком, красноречиво свидетельствует  о нелегком материальном положении  семьи бывшего ссыльного.

Необыкновенно точно  художник передает настроение каждого из героев картины, продумана каждая деталь. Репин, неоспоримо, великий мастер психологического портрета.  [15, с. 15]

Шедевр Шишкина «Рожь» [Приложения 5 и 6] экспонировался на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощерения художеств. Крамской писал Репину: «Я буду говорить в том порядке,, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина “Рожь”.

На одном из эскизов  художник сделал краткую запись о  содержании и основной идее картины: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». [14, с. 4]

Эти строки передают нам  тогдашнее ощущение Шишкина.

К концу 1870-х годов живопись затосковала по положительному идеалу и ближе всего к этому идеалу оказался как раз пейзаж «Рожь». Дорога, которая прежде олицетворяла скорбный путь русского народа, здесь превращается в дорогу к счастью.

«Рожь» Шишкина готовилась всем его предшествующим опытом. Наполняющие картину отголоски настроения, проглядываются в работе, написанной за девять лет до «Ржи», - это «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869). Уже там была громко заявлена и талантливо решена тема «национального блага», тема «благодарения жизни». В полотне «Рожь» она нашла дальнейшее истолкование. Тщательно выписанные, полные «говорящих» деталей, эпически невозмутимые, создают цельный и поэтический образ русской природы.

На заднем плане - могучая  сосна - символ всего творчества художника. Влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Грозят близким благодатным ливнем тяжело нависающие над рожью кучевые облака. Почти физически ощущаются безветрие и тишина, будто разлитые по пространству картины  — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Погибшее дерево - единственная деталь, которая навевает тревогу. Может быть, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания или засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Полузаросший травой и цветами проселок словно приглашает пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Ласточки летят прямо над самой землей. Настолько стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина. Её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал  после своего возвращения из-за границы:

 

Всё рожь кругом, как степь живая, 
Ни за́мков, ни морей, ни гор… 
Спасибо, сторона родная, 
За твой врачующий простор!

[14, с. 19]

Картина передает пронзительный образ русской земли.

Шедевр Сурикова «Боярыня Морозова» [Приложения 7 и 8] является ярким примером исторической живописи.

Тема картины взята из XVII в. После реформы патриарха Никона возник церковный раскол. Один из сюжетов истории этого раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра. Шедевра, который поразил современников. Одна из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, богатая боярыня Федосия Морозова, была арестована и заточена после пыток в 1571 году в Боровский монастырь. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу он писал ей: «Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же твои молниеносны». [16, с. 14]

Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно  и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 году она погибла от голода в земляной тюрьме далеко на севере, в Боровске. Перед ссылкой ее в назидание толпе в цепях провезли по улицам Москвы – этот момент и запечатлен художником. Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы.

Вся картина Сурикова проникнута острым диалогизмом –  между боярыней, закованной в кандалы, и каждым из изображённых на полотне  персонажей как бы разворачивается  в скрытый диалог. Но при этом внешне Морозова не связана ни с  одним из присутствующих; ее взгляд устремлен поверх их голов, поверх иконы Богородицы, куда-то вверх – будто она ведет диалог не с реальными людьми, окружающими её, а с самим Богом.

Толпа, окружающая сани очень  разная. Сочувствующие боярыне – юродивый, благословляющий ее на муки.  Нищенка с котомкой, испуганно глядящая монахиня – даны в правой части картины. А в центре и левой части композиции показаны насмехающиеся и издевающиеся над боярыней, хохочущие купчины.

Рука боярыни вскинута вверх в призывном жесте. Смысл  жеста раскрывается в двуперстии – одном из формальных «пунктов» расхождений церковных реформаторов во главе с патриархом Никоном, постановивших отныне осенять себя трехперстным знамением, и хранителей «древлего благочестия» во главе с протопопом Аввакума. Смеющийся над боярыней священник в шубе принадлежит к клану реформаторов. Но этот намеренно сниженный художником образ - символ полного равнодушия к делам веры при видимом неравнодушии к благам жизни. Поп написан Суриковым по памяти – с веселого дьячка, любителя выпить и повеселиться, с которым его столкнула судьба еще в сибирском детстве.

Странник, изображенный справа, являет собой традиционно  древнерусский тип, сохранявшийся  в России на протяжении веков. В его  лице нет ни фанатизма, ни равнодушия; он на общем встревоженном фоне отличается силой напряженной мысли, взыскующей истины.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

На развитие культуры и общественной мысли XIX в. огромное воздействие оказала Отечественная  война 1812 г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. В дальнейшем огромное влияние на сознание народа оказала отмена крепостного права, грабёж крестьян и их  эксплуатация, классовые противоречия и т.д. Народ стал центральной темой искусства.

Не смотря на отставание в экономическом и социально-политическом развитии от передовых европейских стран, Россия в культурных достижениях не только шла вровень с ними, но во многом опережала их.

Во второй половине XIX века произошёл небывалый взлёт русской культуры. Россия подарила миру гениев во всех областях духовной культуры - в живописи, литературе, музыке, науке, философии и т.д. Россия XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Классического совершенства достигли литература, живопись и музыка. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. 

Появилось огромное количество шедевров живописи, которые необыкновенно интересны и для современного народа. Именно желание увидеть их своими глазами заставляет туристов ходить в Третьяковскую галерею и в другие музеи России. А литературные произведения, написанные в этот период, входят в школьную программу, на них воспитываются целые поколения.

Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет  называть эту эпоху золотым веком  русской культуры.

 

Список использованных источников

 

  1. Атлас мировой живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  2. Бачинин В.А. Культурология: Энциклопедич. словарь. – СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 2005.
  3. Грачева О.О. Мировая художественная культура. − Минск: Харвест, 2002.
  4. Ильина Т.В. Отечественное искусство: Учеб. для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005.
  5. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: Проспект, 2006.
  6. Кирьянова Н.В. История мировой литературы и искусства: Учебное пособие. – М.: Флинта. Наука,2006.
  7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов // под ред. А.Н. Марковой – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  8. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – Минск: ТетраСистемс, 1997.
  9. Мартынов В.Ф. Культурология: Учебное пособие. – Минск: Асар, 2008.
  10. Мир русской культуры: Энциклопедич. справочник. – М.: Вече, 2004.
  11. Мировая художественная культура: Том 1: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высшая школа, 2005.
  12. Садохин А. П. Мировая художественная культура. М., 2006.
  13. Сайт «Товарищество Передвижных Художественных Выставок» //http://www.tphv.ru/.
  14. Шедевры русской живописи. Шишкин // DEAGOSTINI. – 2010. - №1.
  15. Шедевры русской живописи. Репин // DEAGOSTINI. – 2010. - №4.
  16. Шедевры русской живописи. Суриков // DEAGOSTINI. – 2010. - №8.
  17. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. 2-е изд. – СПб.: Лань, 2002.

Информация о работе Художественные достижения русской культуры второй половины XIX века