Гоголь Н.В

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:25, реферат

Описание

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и ок.400 душ крепостных. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777—1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791—1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811—1844), Анна (1821—1893), Лиза (1823—1864) и Ольга (1825—1907).

Работа состоит из  1 файл

Годы жизни.docx

— 28.92 Кб (Скачать документ)

Годы жизни: 01.04.1809 - 04.03.1852

Гоголь Н.В. Портрет  работы Ф.А. Моллера

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского  уезда Полтавской губернии в семье  помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и ок.400 душ крепостных. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777—1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского  асессора и женился на M. И. Косяровской (1791—1868), по преданию, первой красавице  на Полтавщине. В семье было шестеро  детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811—1844), Анна (1821—1893), Лиза (1823—1864) и Ольга (1825—1907).

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754—1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные  предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для  к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

В детстве Гоголь писал стихи. Мать проявляла большую  заботу о религиозном воспитании сына, на которого, однако, влияла не столько  обрядовая сторона христианства, сколько его пророчество о  Страшном суде и идея загробного воздаяния.

В 1818—19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820—1821, брал уроки у полтавского учителя  Гавриила Сорочинского, проживая у  него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует  в спектаклях — как художник-декоратор  и как актер, причем с особенным  успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных  литературных жанрах (пишет элегические  стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам  закон не писан" (не сохранилась). Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все  его устремления связаны со "службой  государственной", он мечтает о  юридической карьере. На принятие Гоголем  такого решения большое влияние  оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также  общее усиление в гимназии вольнолюбивых  настроений. В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся  увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший  ему Гоголь дал на следствии показания  в его пользу.  

Окончив гимназию в 1828, Гоголь в декабре вместе с  другим выпускником А. С. Данилевским (1809—1888), едет в Петербург. Испытывая  денежные затруднения, безуспешно хлопоча  о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала  резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя. В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. Гоголь объяснял свой шаг как бегство от неожиданно овладевшего им любовного чувства. До отъезда за границу или же вскоре по возвращении Гоголь переживает еще одну неудачу — безуспешной оказывается его попытка поступить на сцену в качестве драматического актера.

В конце 1829 ему удается  определиться на службу в департамент  государственного хозяйства и публичных  зданий Министерства внутренних дел. С  апреля 1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих  произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной  машины. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава  из исторического романа" (1831 г.), "Учитель. Из малороссийской повести: „Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина" (1831 г.). Повесть "Женщина" стала  первым произведением, подписанным  настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с Жуковским, П. А. Плетнёвым, Пушкиным. К лету 1831 его отношения  с пушкинским кругом становятся довольно близкими: живя в Павловске, Гоголь часто бывает в Царском Селе у  Пушкина и Жуковского; выполняет  поручения по изданию "Повестей Белкина". Материальное положение Гоголь упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах  П. И. Балабина, Н. М. Лонгинова, А.В. Васильчикова, а с марта 1831 по ходатайству Плетнёва становится преподавателем истории  в Патриотическом институте (куда позднее  определяет и своих сестер — Анну и Лизу).

В этот период выходят  в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831—1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

После выхода 2-й  части "Вечеров" Гоголь в июне 1832 приезжает в Москву знаменитым писателем. Он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. Н. Загоскиным, И. И. Дмитриевым. В  этот приезд или во вторичный (на обратном пути через Москву из Васильевки) он встречается также с И. В. и  П. В. Киреевскими, М. С. Щепкиным, сближается с М. А. Максимовичем. Следующий, 1833, год для Гоголя— один из самых  напряженных, исполненный мучит, поисков  дальнейшего пути. Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности  и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу. Очень важным, едва ли не основным направлением своей  деятельности Гоголь считает изучение истории — украинской и всемирной.  

Остались многочисленные предварительные разработки (в частности, "План преподавания всеобщей истории", "Отрывок из истории Малороссии...", обе — 1834; впоследствии под измененными  назв. вошли в "Арабески") писателя. Гоголь хлопочет о занятии кафедры  всеобщей истории в новооткрытом Киевском университете, но безуспешно. В июне 1834 он, однако, был определен  адъюнкт-профессора по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском  университете. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории, о которых Гоголь довольно широко оповещает друзей, он в глубокой тайне пишет повести, составившие  два последующих его сборка — "Миргород" и "Арабески". Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (впервые опубликована в книге "Новоселье" в 1834 г.).

Выход в свет "Арабесок" (1835 г.) и "Миргорода" (1835 г. ) ознаменовал  шаг Гоголя в сторону реализма, закрепив и углубив ту тенденцию, которая наметилась еще в "Вечерах". Стремление к "обыкновенному" означало перемену в предмете изображения: вместо сильных и резких характеров —  пошлость и безликость обывателей, вместо поэтических и глубоких чувств — вялотекущие, почти рефлекторные движения. В повестях же из петербургской  жизни призрачной становилась сама "обыкновенная" жизнь. Проявления призрачности — бесконечный ряд  немотивированных, нелогичных или внутренне  непоследовательных движений, фактов и явлений, от поступков персонажей до обособления и автономности деталей  туалета, внешнего антуража, а также  органов и частей человеческого  лица и тела. Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836), чрезвычайно  смелый гротеск, предвосхитивший некоторые  тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному  и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая  тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая  свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Лето 1835 г. писатель проводит в Васильевке, Крыму, а также  в Киеве, где гостит у Максимовича  и вместе с Данилевским изучает  архитектурные памятники. В сентябре возвращается в Петербург и оставляет  преподавательскую деятельность (в  июне увольняется из Патриотического  института, в декабре — из университета).

Осенью 1835 он принимается  за написание "Ревизора", сюжет  которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии  Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале— марте уже занят  ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.  

Глубина комедии  не была отражена ее первыми постановками, придавшими ей налет водевильности  и фарса; особенно обеднен был  образ Хлестакова игравшими эту  роль Н. О. Дюром в Петербурге и  Д. Т. Ленским в Москве. Гораздо  большее понимание обнаружила критика, отметившая оригинальность комедии, назвавшая  автора "великим комиком жизни  действительной". Однако первыми  по времени прозвучали резко недоброжелательные отзывы Ф. В. Булгарина, обвинившего  писателя в клевете на Россию, и  О. И. Сенковского, который считал, что  комедия лишена серьезной идеи, сюжетно  и композиционно не оформлена. На Гоголя, успевшего до отъезда за границу прочитать только эти  отзывы, они произвели гнетущее действие, усиленное еще множеством устных суждений.

Душевное состояние  писателя усугублялось осложнением  отношений с Пушкиным; причины  этого еще недостаточно ясны, но одной из них послужили трения при редактировании "Современника", для сотрудничества в котором  Пушкин привлек Гоголя. В 1836 г. были опубликованы повесть "Коляска", драматическая сцена "Утро делового человека", несколько рецензий и  статей. Некоторые выражения последних  показались Пушкину рискованными и  некорректными; в редакционной заметке  он дал понять, что статья не является программой "Современника".

В июне 1836 Гоголь уезжает  из Петербурга в Германию (в общей  сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается  за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835, до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.

В ноябре 1836 Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Здесь в феврале 1837, в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его  известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта. В  начале марта 1837 впервые приезжает  в Рим, где проводит время в  обществе художника А. А. Иванова, И. С. Шаповалова, а также княгини 3. А. Волконской. В конце лета Гоголь вновь в разъездах: Турин, Баден-Баден, Франкфурт, Женева. В октябре приезжает  вторично в Рим, где развернулась заключительная стадия работы над 1-м  томом поэмы. К этому времени  относится ряд новых важных встреч: в 1838 в Риме писатель сближается с  композитором-дилетантом графом М. Ю. Виельгорским и его семьей; особенно привязался Гоголь к его сыну И. М. Виельгорскому, чью раннюю гибель (в 1839 в Риме) писатель горько оплакал в произведении "Ночи на вилле" (не закончено, опубликовано 1856); летом 1839 в Ханау-на-Майне знакомится с Н. М. Языковым, ставшим вскоре одним  из его ближайших друзей.

В сентябре 1839 в  сопровождении Погодина Гоголь приезжает  в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" — вначале  в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург,— у  Жуковского, у Прокоповича в присутствии  своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.

9 мая 1840 на праздновании  своих именин, устроенном в доме  Погодина в Москве, Гоголь встречается  с М. Ю. Лермонтовым. Спустя 9 дней вновь покидает Москву, направляясь в Италию для окончательной  отделки 1-го тома. Но в конце  лета 1840 в Вене, где Гоголь остановился,  чтобы продолжить работу над  начатой еще в 1839 драмой из  запорожской истории ("За выбритый  ус"; автор сжег рукопись в  1840; фрагменты опубликованы в  1861), его внезапно постигает приступ  тяжелой нервной болезни. С  конца сентября 1840 по август 1841 Гоголь  живет в Риме, где завершает  1-й том поэмы. В октябре через  он Петербург возвращается в  Москву; читает в доме Аксаковых  последние 5 глав. В январе 1842, писатель, опасаясь запрещения поэмы, переправляет  рукопись с В.Г. Белинским в  Петербургский цензурный комитет,  прося также о содействии петербургских  друзей. 9 марта книга была разрешена  цензором А. В. Никитенко, однако  с изменением названия и без  "Повести о капитане Копейкине", текст которой Гоголь вынужден  был переработать. В мае "Похождения  Чичикова, или Мертвые души" (т. 1, М., 1842) вышли в свет.

После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и  клевете на действительность. Позднее  со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.

Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание  первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в  октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых  душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая  Гоголя" в четырех томах вышли  в начале 1843, так как цензура  приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.

Трехлетие (1842—1845), последовавшее после отъезда  писателя за границу,— период напряженной  и трудной работы над 2-м "Мертвых  душ".

Написание "Мертвых  душ" идет чрезвычайно трудно, с  большими остановками. Работа несколько  оживилась с переездом в Ниццу, где Гоголь провел зиму 1843—1844, проживая на квартире Виельгорских. Гоголь заставляет себя писать, преодолевая душевную усталость и творческие сомнения. В Остенде летом 1844 особенно сблизился  с А. П. Толстым, бывшим тверским губернатором и одесским военным губернатором. Беседы с ним относительно обязанностей высших чиновников легли затем в  основу письма XXVIII из "Выбранных  мест..." — "Занимающему важное место".

Процесс написания  поэмы все более превращается в процесс жизнестроения себя, а через себя и всех окружающих. Так от труда над "Мертвыми душами" отпочковался замысел книги "писем", первые статьи к которой Гоголь стал обдумывать еще в 1844—1845.

В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного  кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой — то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В  конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах  к разным лицам по поводу „Мертвых душ" — "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге  недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.

Улучшение в физическом состоянии Гоголя наметилось лишь к  осени. В октябре он уже в Риме. С мая по ноябрь 1846 Гоголь опять  в разъездах. В ноябре поселяется в Неаполе у С. П. Апраксиной, сестры А. П. Толстого. Здесь тяжело переживает весть о смерти Н. М. Языкова (1847).

Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая  возрастающие трудности, отвлекается  на другие дела: составляет предисловие  ко 2-му издания поэмы (опубликовано 1846) "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О  граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.

Информация о работе Гоголь Н.В