Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:10, реферат
Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно прошло в русскую классическую литературу. В поэме "Мёртвые души" писатель обращается к одной основных тем своего - к русскому помещичьему классу. Центральное место в первом томе занимает пять "портретных" глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность, отсутствие привычки к труду.Автор располагает главы, посвящённые помещикам, в особой последовательности - по степени деградации своих героев, начиная с Манилова.
Гоголь - великий 
писатель-реалист, творчество которого 
прочно прошло в русскую классическую 
литературу. В поэме "Мёртвые души" 
писатель обращается к одной основных 
тем своего - к русскому помещичьему 
классу. Центральное место в первом томе 
занимает пять "портретных" глав, 
в которых представлены образы помещиков: 
Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича 
и Плюшкина. Их объединяет паразитизм 
существования, праздная бездеятельность, 
отсутствие привычки к труду.Автор располагает 
главы, посвящённые помещикам, в особой 
последовательности - по степени деградации 
своих героев, начиная с Манилова.  
 
Манилов - первый помещик в этой галерее 
образов. Поместье Манилова - парадный 
фасад помещичьей России. Претензии на 
изысканность, образованность, утончённость 
вкуса ещё более подчёркивает внутреннюю 
пустоту обитателей усадьбы. В сущности, 
это декорация, прикрывающая скупость. 
Бесхозяйственность Манилова открывается 
ещё по дороге в усадьбу: всё безжизненно, 
жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше. 
"… Маниловка не многих могла заманить 
своим место положением". Печать серости, 
скудости, неопределённости окружает 
Манилова: серый день, серые избы. В его 
усадьбе и доме следы запустения. Его дом 
"стоял одиночкой на юру, открытый всем 
ветрам, каким только вздумается подуть". 
Вместо тенистого сада вокруг барского 
дома стояло пять-шесть берёз "жиденькими 
вершинами". Да и в самой деревне нигде 
не было "растущего деревца или какой-нибудь 
зелени". В комнатах рядом с прекрасной 
мебелью стоят два кресла, покрытые рогожей. 
Хозяин усадьбы не понимает, что всё приходит 
в упадок, не замечает уродливости своего 
быта. Он мечтает и фантазирует. Манилов 
не занимается управлением своего поместья, 
всецело передав это приказчику. Он не 
может даже сказать Чичикову, сколько 
у него крестьян и умирали ли они со временем 
последней ревизии. Полной непонимание 
практической стороны жизни, бесхозяйственность 
можно отметить у помещика Манилова.  
 
Значительно отличается от Манилова помещик 
Собакевич. Собакевич, по выражению Гоголя, 
"чёртов кулак". Гоголь рисует Собакевича, 
как "человека здорового и крепкого", 
которого природа "рубила со плеча". 
Помещик резко нападает на всех, кто кажется 
ему врагом, неотступен в осуществлении 
своих желаний. Собакевич по-хозяйски 
умён и практичен. Он не разоряет мужиков, 
потому что это не выгодно ему самому. 
Страсть на обогащение толкает его на 
хитрость, заставляет изыскать разные 
средства наживы. Поэтому, в от других 
помещиков, он применяет новшество - денежный 
оброк. Собакевич плут и мошенник. Ко всем 
людям он подходит с собственной меркой. 
Во всём губернском городе, по его убеждению, 
один "порядочный человек: прокурор, 
да и то, если сказать правду, свинья". 
Собакевич знает, что всё в этом мире продаётся 
и покупается.  
 
У Манилова мы видим любезное щебетание 
в разговоре, у Собакевича - резкость, нападок 
на всех. Полная бесхозяйственность Манилова 
противопоставлена в поэме практичности 
Собакевича. Помещик Манилов совершенно 
равнодушный к судьбам крестьян, Собакевич 
же не разоряет своих мужиков. "Изысканность" 
Манилова противопоставлена в "Мёртвых 
душах" мрачному церемониалу в доме 
Собакевича.  
 
Поместье Манилова - парадный фасад помещичьей 
России. Претензии на изысканную утончённость 
и образованность уступают место объективной 
картине, расточительной праздности, внутренней 
пустоты. У Собакевича "кулацкая" 
хозяйственность нужна только для наиболее 
полного насыщения желудка.  
 
По-разному реагируют Манилов и Собакевич 
на предложение Чичикова о купле-продаже 
"мёртвых душ". Манилов испытывает 
растерянность, оказавшись перед непонятным 
для него явлением - предложением Чичикова 
купить у него мёртвые души: "Он чувствовал, 
что ему нужно что-то сделать, предложить 
вопрос, а какой вопрос, чёрт его знает". 
Поведение Манилова в сцене продажи мёртвых 
душ ещё раз говорит о его бесхозяйственности 
и желании угодить приятному гостю: он 
не только отдаёт все души безвозмездно, 
но и берёт на себя расходы по совершению 
купли. Собакевича нисколько не удивляет 
купля-продажа мёртвых душ, а волнует лишь 
то, сколько он за них получит. Собакевич 
знает, что всё в этом мире продается и 
покупается, и на предложение Чичикова 
прямо и грубо отвечает: "Извольте, я 
готов продать".  
 
Манилов, Собакевич и другие помещики, 
представленные Гоголем, "списаны с 
жизни", являются порождением определённой 
социальной среды. Они - "мёртвые души". 
В своей поэме Гоголь показал яркую демонстрацию 
постепенного омертвления человека. Он 
раскрыл картину угасания человеческого 
в человеке. "Будьте не мёртвые, живые 
души," - писал Гоголь помещикам-дворянам. 
А Герцен так писал о поэме Гоголя "Мёртвые 
души": "Манилов и прочие - вот мёртвые 
души, и мы их встречаем на каждом шагу".
Информация о работе Манилов и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"