Функции и типология костюмных украшений: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:28, реферат

Описание

Одежда человека — важнейшая часть его культуры. Искусство одеяния, будучи связано с материальной культурой и имея прикладной характер, вместе с тем становится выражением духовных исканий человека. В этом смысле одежда способна очень многое сказать о человеке: выявить его понимание своего места в обществе, раскрыть исторические корни связанной с человеком культуры, дать характеристику индивидуального художественного вкуса.

Работа состоит из  1 файл

Функции и типология украшений.docx

— 33.79 Кб (Скачать документ)

Функция украшения  имела смысловое наполнение «свой» — «чужой» и определяла родоплеменную  принадлежность, «была одним из средств  распознавания “своих”, обеспечивала талисманную связь со стихийными силами и могла насылать чары на неприятеля благодаря отражающим поверхностям украшения» [см.: Дмитриева, 1998, 101]. Например, кельты жили по законам родоплеменного общества и многие элементы декора металлических и тканевых нашивок в костюмах этого народа должны были свидетельствовать о родоплеменной принадлежности владельцев украшений.

Можно предположить, что в определенный момент развития украшения приобретают религиозную  функцию, что связано с изменением и обогащением представлений  человека о мире. Человек начинает понимать, что источник блага не в земном каждодневном существовании, а в той великой силе, которая  стоит за гранью земного бытия. «Это изменение состояния приписывалось  Божественному, конкретнее — духовному  началу, поскольку есть все основания  полагать, что именно тогда зарождается  та религия, остатки которой уцелели  сейчас в виде так называемого  шаманизма, поскольку Духу там отведено центральное место» [Багдасаров, 2001, 59].

О существовании  религиозной семантики в украшениях костюма свидетельствует ритуальная одежда, которая используется в религиозных  культовых ритуалах. Орнаменты нашивок  и металлических блях, пряжек на одеяниях должны были обеспечить человеку связь с Божественной силой, с  иным миром. Они составляют основу шаманского костюма, являются существенной частью конфессионального одеяния служителей различных культов. На верхней одежде средневекового духовенства вплоть до XIII в. использовались застежки-фибулы, каменные вставки, определенные религиозные  орнаменты которых несли символический  смысл [см.: Гаудалупи, 2001, 222].

Важнейшей функцией украшений, существенной практически  во все времена и дошедшей до настоящего времени, была репродуктивная, или эротическая. Украшаются те части тела, которые  говорят об активной сексуальности, украшения должны подчеркнуть сексуальность, вызвать интерес, обозначить готовность к сексуальным отношениям. Нетрудно заметить, что в природе красота  чаще всего связана с функцией оставления потомства. У животных она  исполняет роль стимулятора для  особей противоположного пола. Красота  окраски, формы, поведения обычно служит сигналом половой зрелости и символическим  приглашением для любовных игр. Природная  красота первична, культурная —  вторична. С развитием культуры, считает современный исследователь, у человека природные сексуальные  раздражители заменяются символическими, которые несут в себе слово, изображение, музыка, мода и т. п. [см.: Новоженов, 2005, 48].

Репродуктивная  и эротическая функции составляют общее единство. При этом появляются первые стилизованные знаки женского и мужского начала, становящиеся в  украшениях элементами декора. Знаки  в форме овала, волны, круга звучали  в виде призыва к определенным сексуальным действиям. Рождающее  начало, безусловно, воспринималось как  священное. И если изначально можно  видеть подобное значение в нательном  орнаменте, с помощью которого не только привлекали партнера, но и освящалась брачная связь, эта функция со временем переходит и на украшения  костюма. Особо акцентировались  те места костюма, которые прикрывали части тела, связанные с сексуальной  функцией. Египтяне, например, носили узкий  треугольный передник различной  длины и ширины, с достаточно яркой орнаментикой геометрического характера, с символическим изображением цветов лотоса, что должно было говорить о сексуальной силе хозяина вещи.

В более поздние  исторические периоды эротическое  начало выделяется из репродуктивной функции, и в некоторые моменты  развития моды огромные усилия направляются на формирование образа (как женского, так и мужского) с явно выраженным сексуальным влечением. В современной  моде эротическая функция выходит  на одно из первых мест, о чем свидетельствуют  обилие украшений на грудной части  костюма. Это всевозможные стразы, оформляющие  грудную часть многих костюмов, металлические  нашивки, декоративные пряжки на верхней  одежде, акцентирующие объемные нагрудные  карманы и тканевые накладки различных  фактур.

С помощью украшений  фиксировался переход от одного возраста человека в другой и показывались половые различия, что говорит  об их половозрастной функции. Например, известно, что в Этрурии конца II в. до н. э. пожилые мужчины облачались в длинный хитон, богато украшенный золотой каймой с надписями, носить которые позволялось только стареющим этрускам.

Человек, будучи существом социальным, взаимодействует  с другими людьми и выполняет  различные функции в обществе. Это ведет к формированию социальной иерархии общества, что могут продемонстрировать костюмные украшения. Эту функцию  можно назвать статусной: «статус  — положение субъекта в системе  межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и  тот же индивид может иметь  разный статус. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет  как своеобразная мера признания  окружающими заслуг индивида» [Петровский, 1990]. Статусной функции в украшении  придается большое значение, ведь она определяет человека в социальной структуре. Причем не всегда тот статус, которым общество наделяет человека, совпадает с тем статусом, который  присваивает себе человек. Это могло  выливаться в определенные запреты, нарушение которых преследовалось законом, иногда приводило к смертной казни. Примеры подобных ситуаций приводятся в работе Ф. Ф. Комиссаржевского. Так, например, в Х в. только на мантиях высоких сановников могла появиться такая отделка, как Clavus — четырехугольный кусок ткани, богато расшитый жемчугом, который пришивался к мантии на два плеча [см.: Комиссаржевский, 2004, 91].

Одеваться богаче, чем принято в определенной социальной категории, считалось проявлением  повышенной гордыни, что для общества становилось признаком упадка. Для  аристократии, например, особенно важно  было одеваться так, чтобы подчеркнуть  сословную разницу и привилегии, полученные от рождения или связанные  с принадлежностью к дворянству. Желание повысить свой статус можно было удовлетворить, преобразив внешний вид. Определенные статусные украшения всегда говорили о благосостоянии и значимости человека в определенных общественных или политических кругах. В Древнем Египте фараон украшает костюм с помощью круглого накладного воротника-оплечья, который богато декорирован стеклянными бусами и драгоценными камнями. Это свидетельствовало о приближенности к богам [см.: Брун, Тильке 2000, 78]. В Римской империи костюмные украшения стали своеобразным документом, свидетельствовавшим о знатности. Высшая знать украшала костюм золотом, свободные горожане — серебром, а рабы носили только железные украшения. Металлические нашивки на одежде, характерные для Западной Европы XV в., несли отпечаток богатства, говорили о высоком положении человека в обществе. Так как статус предполагает соотношение разных социальных ступеней, то можно говорить и о том, что отсутствие украшений говорило о низком статусе человека.

В более поздний  период развития общества украшения  приобретают политико-идеологическую функцию, которая дополняет статусную  функцию, акцентируя внимание на идеологических принципах как доминантных в  характеристике личности. Такие украшения  начинают участвовать в формировании официального костюма, т. е. в форме. Появляются костюмы военных, чиновников, где украшением являются знаки отличия, партийные значки, тканевые нашивки  с элементами партийной принадлежности (например, свастика), гербовые бляхи  в отличие от наград [см.: Багдасаров, 2002]. В период Великой французской революции начинают появляться атрибуты, символизирующие революционные настроения общества [см.: Мерцалова, 1996, 99]. Формируется революционный костюм, в котором, например, обязательно присутствовали крупные пуговицы с изображением символов или дат революционных свершений. Благодаря идеологической функции пуговицы высоко ценились, пришивались на самые видные места, их владельцы горделиво выделялись среди не столь «сознательного» прочего населения.

Одновременно  многие костюмные украшения несли  в себе, кроме функций, упомянутых выше, утилитарную функцию, продиктованную необходимостью скреплять, зажимать, собирать складки (драпировать ткань) одежды определенным образом. Со всеми вышеперечисленными функциями соединялась декоративная функция, которая с течением времени  становится основной. Именно благодаря  декоративному назначению украшений  костюм получал значение эстетического  феномена: предметы повседневной культуры возводились в рамки искусства. Например, в начале XIX в. мужчины использовали в своем костюме булавки для галстука или шейного платка, которые, выполняя утилитарную функцию, были декоративно осмыслены, имели ясные, динамичные формы. Изменение функций в сторону декоративности отражается на внешней форме украшений, которые становятся более лаконичными, изящными, создают ощущение невесомости, несмотря на достаточно массивные камни, использованные при их изготовлении. Сохраняя в себе ряд функций, в частности половозрастную, эротическую, идеологическую, украшения становятся более массовыми, особое внимание потребителей привлекают украшения с ярко выраженной декоративной функцией. В истории украшений костюма присутствует феномен полисемантичности, когда одно и то же украшение несет на себе несколько функций. Так, священная золотая нить, тянущаяся от левого к правому плечу мужчины в Индии, означает достижение им образовательного возраста, кроме того, такое украшение мужского костюма одновременно выделяет мужчину по возрастному критерию и положению, занимаемому им в обществе, т. е. определяет его статус.

Костюмные украшения, являясь феноменом материальной бытовой культуры, являются предметами искусства и подлежат, следовательно, комплексному анализу. Обращение к  истории украшений и привлечение  современного материала требует  систематизации, где учитывались  бы место украшения в структуре  костюма, материал изготовления и художественная образность, что образует типологические ряды. Разумеется, для того чтобы  понять костюмное украшение как  некий художественный образ, необходимо учитывать в типологии степень  слияния украшений с костюмом.

Выявление функций  костюмных украшений крайне важно  для понимания их содержательной стороны, и вне этого любой  анализ художественной формы оказывается  поверхностным. Выявление взаимодействия и взаимовлияния одних функций  украшений костюма с другими  элементами костюма отражается на «языке»  всего костюмного ансамбля.

Определение знаковой системы таких украшений оказывается  полезным в ситуации выяснения основных направлений в развитии модных тенденций  современности, где любое костюмное  украшение следует рассматривать  как совокупность функций, художественной образности и творческой характеристики авторского подхода.

Литература

Багдасаров Р. В. Свастика: священный символ: Этнорелигиоведческие очерки. М., 2002.

Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Бродель Ф. Материальная цивилизация: Экономика и капитализм XV—XVII вв.: В 3 т. М., 1988.

Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. М., 2000.

Дмитриева Н. А. Загадки мира моды: Культура моды Евразии. Донецк, 1998.

Дронова Н. Д. Ювелирные изделия: Справочник-энциклопедия: (Классификация. Описание. Оценка.). М., 1996.

Зеленин Д. К. Восточная этнография. М., 1991.

Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996.

Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. М., 2005.

Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов: В 4 т. Т. 1. М., 1993.

Новиков В. П., Павлов В. С. Ручное изготовление ювелирных украшений. М., 1991.

Новоженов Ю. И. Адаптивность красоты. Екатеринбург, 2005.

Островский  А. Б. Парадигма мифологического мышления: Очерк вклада К. Леви-Стросса. СПб., 2005.

Петровский А.В. Психология: Словарь М., 1990.

Уильяме Д., Огден Д. Греческое золото. СПб., 1995.

Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь / Авт.-сост. Р. А. Ванюшова и Б. Г. Ванюшов. СПб., 2001.

Примечания

1 По определению словаря класс собственно ювелирных украшений — это украшения, изготовленные из драгоценных металлов и сплавов. Они могут быть со вставками из любых камней и материалов, в том числе и драгоценных, или без вставок. Класс ювелирной галантереи — это украшения, изготовленные из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов. В качестве вставок используются камни и материалы, не относящихся к драгоценным. Они также могут быть и без вставок. К классу металлической галантереи относятся украшения из недрагоценных металлов со вставками или без вставок. В качестве вставок в этом классе используются камни и материалы, не относящиеся к драгоценным [см.: Ванюшова, Ванюшов, 2001, 240] Данная классификация, называемая практической, определена федеральным законом № 41-Ф3 от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Статья поступила  в редакцию 30.11.2007 г.

Информация о работе Функции и типология костюмных украшений: история и современность