Функции и типология костюмных украшений: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:28, реферат

Описание

Одежда человека — важнейшая часть его культуры. Искусство одеяния, будучи связано с материальной культурой и имея прикладной характер, вместе с тем становится выражением духовных исканий человека. В этом смысле одежда способна очень многое сказать о человеке: выявить его понимание своего места в обществе, раскрыть исторические корни связанной с человеком культуры, дать характеристику индивидуального художественного вкуса.

Работа состоит из  1 файл

Функции и типология украшений.docx

— 33.79 Кб (Скачать документ)

О. В. Береговая

Функции и типология костюмных  украшений: история  и современность

Предлагается  новая классификация костюмных  украшений, рассматриваются их функции  в историческом и современном  аспектах и значение в формировании художественного образа костюма.

Одежда человека — важнейшая часть его культуры. Искусство одеяния, будучи связано  с материальной культурой и имея прикладной характер, вместе с тем  становится выражением духовных исканий  человека. В этом смысле одежда способна очень многое сказать о человеке: выявить его понимание своего места в обществе, раскрыть исторические корни связанной с человеком  культуры, дать характеристику индивидуального  художественного вкуса.

На настоятельную  необходимость изучения повседневной культуры человека, а особенно проблемы сохранения в ней традиционных архаичных  форм и появление новообразований  в связи с идеей сочетания  «возможного и невозможного»  обратил внимание в 50-х гг. XX в. Ф. Бродель. Благодаря его труду и целому направлению — истории быта, возникшему в результате влияния его идей, появилось немало работ по истории костюма и моды. Именно в труде Ф. Броделя определен основополагающий подход к анализу явлений повседневной культуры, в нем соединяются моменты, связанные с развитием технологии изготовления предметов быта, с осознанием их художественной формы и семиотическим аспектом в содержании [см.: Бродель, 1988].

В статье речь пойдет о костюме, т. е. той части одеяния  человека, которая наиболее явлена окружающим и посредством которой  создается целостное впечатление  о его носителе. Костюм — это  сложное образование, которое создается  из целого ряда элементов, таких как  линия, создаваемая кроем, цвет и  фактура ткани, украшения различного характера и предназначения. Удачное  сочетание всех названных элементов  приводит к созданию эстетически  значимого образа, способного выразить многогранные связи человека и окружающего  мира. В той части костюмного целого, из которого формируется образ, наибольший интерес вследствие малоизученности представляют украшения костюма.

К костюмным  украшениям относятся те, которые  в сознании художника и потребителя  оказываются неотделимы от костюма. К ним относятся броши, пояса, пряжки, пуговицы, бляхи и другие изделия, изготовленные специально для данного типа одежды. Костюмные  украшения являются одним из важных элементов в любой одежде, В  них ярко отражаются тенденции мод, и украшения, более чем другие элементы костюма, реагируют на изменения  самооценки человека и его отношения  к среде обитания. Мода всегда предполагает взаимосвязь традиции и новаторства. Характеристику ее как феномена культуры и значение для искусства разработал в своих трудах Георг Зиммель в конце XIX — начале XX в. Он считал, что в моде тенденция к социальному выравниванию соединяется с тенденцией к индивидуальному различию и изменению в единой деятельности [см.: Зиммель, 1996, II, 268]. Соглашаясь с подобной оценкой феномена моды, следует иметь в виду, что до появления моды костюмный образ был связан с традицией, в которой канонически запечатлевались историко-временные и регионально-этнические константы внешнего облика человека. Среде обитания человека присуща определенная знаковость: «все явления культуры обладали единым и общим полем значений, в качестве которого выступала целостная картина мира» [Байбурин, 1993, 11].

Костюмные украшения  могут многое рассказать о человеке определенной эпохи, в которую были созданы. Их семиотический статус как  функционально взаимосвязанных  и взаимообусловленных с костюмом предметов на протяжении многих столетий продолжал оставаться высоким, обладал  как утилитарной, так и знаковой принадлежностью, соответствуя и практическим, и символическим требованиям. Пол  и возраст, переход из одной возрастной категории в другую, включение  человека в систему родовых, этнических, сословных, стратовых или служебных связей — все это на протяжении многовековой истории находило отражение в костюмных украшениях.

Несмотря на ту весомую роль, которую костюмные  украшения играли в истории искусства  и в культурной антропологии, следует  признать, что внимание к их генезису, эволюции, художественной и семиотической  функции было явно недостаточным. Необходимость  восполнить существующий пробел заставляет обратиться к классификации костюмных  украшений, их функциональной и типологической парадигме.

Существующая  на сегодняшний день классификация  менее всего затрагивает функциональное назначение костюмных украшений. Примером может служить работа В. П. Новикова и В. С. Павлова «Ручное изготовление ювелирных украшений», в которой  классификация ювелирных украшений  приведена в соответствие с тенденциями  современной моды и приемами их изготовления [Новиков, Павлов, 1991, 208]. В книге Н. Д. Дроновой «Ювелирные изделия. Справочник-энциклопедия» автор разрабатывает шкалу финансовой оценки ювелирных изделий [см.: Дронова, 1996]. Более близок к поставленной задаче оказался типологический словарь ювелирных изделий, который включает в себя ретроспективную и современную терминологию, но вне рассмотрения историко-культурной и художественно-эстетического составляющей в характеристике феномена украшений [см.: Ювелирные изделия, 2001]. Кроме того, приведенная терминология словаря, которая частично используется в данной работе, относится ко всем ювелирным украшениям, и в ней никак не раскрывается своеобразие костюмных украшений 1 .

Следовательно, первейшая задача — установить типологические разряды костюмных украшений  и определить их функциональные характеристики.

При определении  типологических групп, на наш взгляд, необходимо учитывать три параметра: 1) степень слияния украшений с  костюмом; 2) материал, из которого изготовлено  украшение; 3) технологии.

● Степень слияния  украшений с костюмом. В этом плане  различаются украшения костюма, которые являются самостоятельными, переходящими от платья к платью (съемные), и украшения, не отделимые от конкретного костюма (несъемные).

● Материалы, которые  используются при изготовлении костюмных  украшений с учетом временных  периодов, географического местонахождения, сословной принадлежности, исторических изменений, символического значения, можно  подразделить на две подгруппы съёмных  костюмных украшений: драгоценные  и недрагоценные.

Драгоценные костюмные  украшения — это украшения, выполненные  с тонким ювелирным мастерством, теряющие со временем утилитарные функции. Технология изготовления таких украшений  — ручная, с применением литья. Они выполнены из дорогих материалов, таких как золото, платина, с бриллиантовыми, изумрудными вставками и с использованием ручного изготовления и ювелирных технологий (литье, штамповка, гальванопластика).

Недрагоценные костюмные украшения, называемые бижутерией, выполняются из различных недрагоценных  материалов (пластик, алюминий, дерево, мельхиор, железо, стекло, ткань со вставками  из драгоценных камней и стразов  и т. п.). В. П. Новиков и В. С. Павлов пишут о том, что применение этих материалов стало актуальным в связи с резко возросшим спросом на особо модные украшения [см.: Новиков, Павлов, 1991, 79]. Такие украшения, будучи продуктом массового изготовления, становятся доступными для большего круга потребителей.

Бижутерию можно  классифицировать по двум параметрам — 1) материалу и 2) художественной оригинальности.

Художественная  образность бижутерии проявляется  по-разному в разных группах. Одна из групп бижутерии — это подражание настоящим драгоценным ювелирным  украшениям. Часто данные украшения  просто копируют изделия известных  ювелирных домов, не проявляя новых  дизайнерских идей. Такая группа бижутерии  чаще всего выполняется из недрагоценных  материалов, имитируя с помощью технических  новинок благородные материалы.

Другая группа — это те украшения, где главное  заключается в идее и новизне  дизайна. С помощью такой бижутерии  владелец может создать свой неповторимый образ, отличный от окружающих. Это  украшения, специально созданные для  модных показов коллекций одежды. Например, проволочный корсет, декорированный стразами и ограненными камнями, огромными искусственными жемчужинами  ювелира Робера Госсенса, который он изготовил для коллекции модной одежды одного модного дома, позволяет проявить свою индивидуальность. Новизна дизайнерских идей и интересных современных форм, неожиданные виды обработки и сочетаний металлов, цветовая контрастность позволяют изделиям быть более привлекательными и популярными [см.: Новиков, Павлов, 1991, 79]. В этой группе бижутерии недрагоценные материалы только способствуют проявлению художественного образа украшений. Выполняются эти украшения чаще всего из дерева и пластика с применением стразов в больших количествах, благодаря чему имеют яркое цветовое решение. Эта бижутерия существует с начала XX в. и в настоящее время достаточно популярна у молодежи.

Такие костюмные  украшения могут быть самостоятельными и переходить от костюма к костюму, оставаясь неотъемлемой частью образа.

● Технология изготовления. Украшения делятся на те, которые  изготавливаются вручную (куда входит технология литья), и штампованные —  для серийного производства.

Существует две  группы костюмных украшений, при  описании которых учитываем вышеприведенные  параметры. Среди них важное место  занимают съёмные, такие как фибулы, нарукавные браслеты, бляхи, пряжки, пояса. Такие украшения несут в себе определенные утилитарные функции по отношению к костюму и используются непосредственно вместе с ним.

Несъёмные украшения  делятся на отделку и фурнитуру.

Отделка делится  на тканевую и нетканевую. К нашивной тканевой отделке относятся вышивка, нашивки из других тканей, тесьма, канва, кружево, атласные ленты, вставки из ткани, жгуты, сухие цветы. К нашивной нетканевой отделке можно отнести: бляхи, металлические нашивки, вышивки из металлических золотых и серебряных нитей, стразы, кнопки, заклепки, крючки, колокольчики, бисер и т. п.

К фурнитуре  относятся пуговицы, крючки, замки, кнопки, пришивные нарукавные браслеты. Может изготавливаться из ткани  и других материалов.

В разное время  и в разных костюмах использование  съемных и несъемных украшений  менялось. В некоторых костюмах использовали оба вида украшений, они могли  сосуществовать в рамках одного костюма. В более позднее время доминировали съемные украшения. Это зависело от проявлений в моде на конкретный момент. Например, в греческом костюме  часто использовали пришивные бляхи  и пуговицы из листового золота, которые могли существовать вместе на одном костюме [см.: Уильямс, Огден, 1995, 76].

О социально-ролевой  функции костюма, благодаря которой  человек обретал свое место в  обществе, становился «узнаваемым», писал  в вышеупомянутой работе Ф. Бродель [1988]. Функции костюма, частично раскрывающие художественную образность праздничного, торжественного, будничного восточно-славянского народного костюмов, рассматриваются в статье известного специалиста в области народной культуры П. Г. Богатырева [1971, 297—368]. Многое из того, что П. Г. Богатырев открывает при изучении функций народного костюма, наиболее ярко и образно воплощается в костюмных украшениях.

Украшения костюма  имеют несколько функций, которые  находятся в сложном взаимодействии друг с другом. В различные исторические периоды одни из этих функций доминируют, другие же при этом играют подчиненную роль. В процессе бытования костюма во времени функции изменяются, иной становится их субординация. В частности, украшения костюма, в которых отчетливо выражена региональная или национальная функция, одновременно несут на себе декоративную функцию. Общая тенденция в развитии функций сводится к тому, что, будучи полисемантическими в ранние периоды моды, костюмные украшения все более стремятся к утилитаризму и декоративности, хотя отголоски архаичных и исторических значений могут быть интуитивно задействованы ювелирами и в современных изделиях.

По всей видимости, первой из функций украшений была антропологическая. Это наиболее общая  функция, которая конкретизировалась в дальнейшем. Именно с помощью  украшений человек противопоставлял себя природе, стремился выделиться из природного мира в первобытную  эпоху. В этом смысле тело человека, подвергавшееся изменениям, можно условно рассматривать как первый костюм, который человек украшает всевозможными узорами — татуировкой, шрамами, красками и т. п. Обращение к украшениям позволило человеку изменять внешний облик, «творить» себе новое тело и тем самым ощущать себя не столько частью природы, сколько особым существом, обладающим иными, чем животные, возможностями. В осознание себя и окружающих входит творческий момент, создается некий образ, который не равен тому, что дала человеку природа и что так или иначе помогает ему выделиться и тем самым заинтересовать полового партнера, указать узорами на количество убитых зверей или нанести рисунки, способные принести удачу, рассказать окружающим о своей храбрости, нанеся на тело шрамы, и т. п.

Рядом с антропологической  функцией формируется обрядовая, или  ритуальная, функция украшения, в  которой можно уловить свойственную родоплеменному обществу связь «с изменениями  в жизни природы и стремлении человека воздействовать в своих  интересах на явления природы, утвердить  свое господство над ней» [Зеленин, 1991, 389]. В различных этнических группах существовали определенные обряды и обычаи, собственные праздничные ритуалы, где украшения являлись неотъемлемой частью ритуального костюма. Так, например, в праздниках по поводу весеннего пробуждения природы, удачной охоты, свадьбы или смерти человек окружает себя теми предметами, которые придают особый сакральный смысл совершаемому действу. Именно украшения, сопровождающие ритуальные действия, придают целостность и завершенность обряду. Например, греческий пояс из Дарданелльской гробницы, датированный 350—300 гг. до н. э., как элемент погребального украшения раскрывает особенности погребального обряда [см.: Уильямс, Огден, 1995, 107].

Обрядовая функция  может рассматриваться как магическая, задача которой состоит в том, чтобы оберегать человека. Человек  верил, что с помощью украшений  он может оберечь себя от злых сил, и эта вера помогала древнему человеку в борьбе за выживание. Например, в  Древней Греции около 200 г. до н. э. часто использовали в качестве оберега пришивные браслеты — наручи, которые крепились на запястьях, у локтя, а самые массивные — на предплечьях [см.: Там же, 52]. В стремлении овладеть силами природы и защитить себя человек доисторического периода опирается на магию и вносит ее в структуру костюмных украшений. Вышитые и пришивные орнаменты всегда располагались по строго определенным композициям, без каких-либо случайных деталей. Например, скифские костюмы и церемониальные одеяния украшались золотыми бляшками, которые нашивались прямо на ткань и несли в себе магическую символику.

Информация о работе Функции и типология костюмных украшений: история и современность