Древнегреческий театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:27, реферат

Описание

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справился – его возможности многообразны, а сила воздействия велика, поэтому, театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.

Содержание

Введение
1. Возникновение Древнегреческого театра как вида искусства.
2. Костюмы древнегреческих актеров.
3. Хор.
4. Архитектура древнегреческого театра.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Реф. Дргреч театр (готов).doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

3. Хор

           Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем  состав  его  был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек.  Участники  хора назывались хоревтами, предводитель хора – корифеем.

            В трагедии  хор  обычно  изображал  людей,  близких  главному  герою. Так, в «Прометее Прикованном»  Эсхила  хор составляют  Океаниды,  дочери Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу.

            Комический хор изображал не только людей, но и  животных  и  сказочных существ.  Например,  в  комедии  Аристофана   «Облака»   хор   состоит   из облаков.

             Существует мнение, что в трагедии хор тормозит  действие  и  является данью культовой традиции. Однако это не так. Трагедия развивалась на  основе трагического хора, из  которого  впоследствии  был  выделен  один  актер. С появлением второго и третьего актера  роль  хора  ослабевает,  драматический конфликт может происходить теперь между героями и без участия хора.  Но  хор не исчезает. Он существует как  непременный  компонент  у всех  трагических поэтов классического периода, хотя несет не всегда одинаковую  драматическую нагрузку.

           Театральные представления происходили  в  дни  всенародных  праздников Диониса.  Все  дела  в  это  время  приостанавливались.  Суды  закрывались, должники освобождались от уплаты долгов в течение  всех  дней  праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем,  чтобы  они  могли  принять  участие  в общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали  женщины,  дети  и  даже слуги, домашние рабы.

           На эти представления люди собирались  с  восхода  солнца.  Сперва  им было предоставлено право самим занимать какое угодно места (нередко  дело доходило до драк). Позже, чтобы  устранить  беспорядки  и  для  покрытия  расходов  по содержанию театральных зданий, городские власти ввели выдачу входных билетов  –  медных кружочков, похожих на монеты и называвшихся символами. При Перикле неимущим гражданам выдавались  на   посещение   театра   особые   зрелищные   деньги (теорикон).

             В театре были  строго  определены  места  для  разных  групп  зрителей. Первый ряд отводили  государственным   лицам,   жрецам   и   полководцам.   Им, восседающим в креслах, билеты были не нужны.

               За  креслами,  отделенными  проходом,  начинались  скамьи-ступени  для богатой публики. Каждый  сектор  был  помечен  одной  буквой,  начиная  с  А (альфа).  Той же  буквой  и помечали  и   оборотную сторону билетов-символов   с изображением  головы  богини  Афины или морды   льва, которого считали охранителем от всего плохого.

             Количество людей, получивших символы  на  один  раз,  не  должно  было превышать числа мест на скамьях. При входе билеты отбирались.

            Зрители  ели  и  пили  в  самом  театре.  Все  были  одеты в праздничные  одежды,  головы  украшали   венками.   На   Великих   Дионисиях происходило громадное стечение  горожан,  к  которым  присоединялись  еще  и жители других городов-государств, приезжавшие со всей Греции.

            Жребий   определял   порядок   представления   пьес    соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.

              Публика была  очень  восприимчивой  и  непосредственной.  Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Если пьеса  не  нравилась,  зрители  свистели,  щелкали  языком, стучали ногами. Бывали и такие  случаи,  когда  актера  прогоняли  со  сцены камнями и требовали  прекратить  пьесу  и  начинать  новую.  Таким  образом, суждение  народа  имело  существенное  значение  для  успеха  представления. 
 
 
 

4. Архитектура Древнегреческого театра

              Народный  характер  античного   театра   определил   особенности   его организации и  устройства.  Древнегреческий  театр  сооружался  на  открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры, тэатрона и скены.

                Как правило, здание театра размещалось на склоне холма. Скамьи для зрителей, возвышаясь уступами, полукольцом охватывали орхестру. Зрительный зал  разделялся проходами на ярусы. Первые ряды предназначались для наиболее почитаемых в государстве граждан  – это прокедрия. Тем, кто не имел возможности внести плату за посещение театра, выдавался специальный жетон –тессер.

               На орхестре – круглой площадке – выступали хор и актеры. В центре ее стоял алтарь Диониса, на котором приносили жертвы, возжигали огонь перед началом представления. Большие расстояния между сценой и последними рядами зрительного зала не позволяли увидеть мимику актера, поэтому, чтобы не только слово, но и «выражение лица» воздействовало на собравшихся в театре, актер по ходу действия менял маски - гнева, страдания, радости.

           Древнейшей  из    частей  театра является орхестра – круглая площадка, на которой  выступали  хор  и  актёры.  Вначале зрители свободно  размещались  вокруг  орхестры.  Позднее  появились  особые места для публики,  расположенные  на  склонах  прилегающих  холмов  и  гор.

             В древнегреческом театре использовались простейшие машины: экклеклему (площадка на колесах) и эорему. Последняя представляла собой подъемный механизм (что-то вроде системы блоков), с помощью которого персонажи (например, боги) «взлетали под небеса» или спускались на землю. Именно в греческом театре родилось знаменитое выражение «Бог из машины». Позже этот термин стал означать немотивированную развязку, неподготовленное развитие действия, разрешения конфликта, как в трагедии, так и вомедии.

           Античный  театр  вмещал  огромное  количество  зрителей (Афинский  театр, например, до 17 тыс. чел). Планировка  греческого  театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме  того,  для  усиления  звука  в некоторых  театрах  применялись  резонирующие  сосуды,  помещавшиеся   среди зрительных мест. Если, стоя  в  центре  орхестры,  бросить  на  камень  пола монетку  или  разорвать  клочок  бумаги,  то  звон упавшей  монеты,  шорох разрываемого   листа   будут   слышны  в самом верхнем ряду.

      Занавеса в греческом театре не было. (См. Приложение) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

        Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту далекую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища. В наше время лучшие театральные режиссеры всего мира стремятся воссоздать формы античного театра.

         Рождение театра в Афинах VI века до н. э. не представляло собою события исторически изолированного. По времени оно совпало с целым рядом крутых и знаменательных исторических перемен. В истории античной Греции VIII—VI века до и. э. — века так называемого архаического периода — были временем крупнейших и значительнейших сдвигов во всех сферах жизни: экономической, политической и культурной. Греция меняет свое историческое лицо. Развивается горнорудное дело. Изобретаются новые, более совершенные способы литья и обработки металла, что закономерно сказывается наросте ремесла. Наблюдается прогресс в области строительной техники. Совершенствуется мореходство. Растет сельское хозяйство. Расширяются торговые связи.

         Во всех передовых областях Греции города превращаются в крупные по масштабам того времени центры ремесла, торговли и культурной жизни. Возникает много новых городов, как путем слияния прежде обособленных поселков, так и в результате колонизации. Благодаря последней неизмеримо расширяются границы эллинского мира, что способствует расширению кругозора и развитию научных знаний.         И все это происходит в обстановке ожесточенных социальных столкновений. Рушатся вековые устои родового строя, перевороты следуют за переворотами, сокрушается господство родовой аристократии, историческое преобладание оказывается на стороне демоса, формируется классовый рабовладельческий строй.            Первые же крупные победы афинского демоса в его борьбе с родовой аристократией были ознаменованы и рождением театра. Народные праздники стали праздниками государственными, и бытовавшие в народе испокон веков обрядовые игры из сел и афинских улиц были перенесены на сцену государственного театра. Родилось и стало быстро набирать силы новое, в доподлинном смысле этого слова народное искусство. Оно было народным и потому, что всеми корнями уходило в народные верования, обычаи и обряды, а еще и потому, что период господства аристократии не наложил на него почти никакого отпечатка.                      Исторические судьбы афинской демократии и театра и в дальнейшем оказались органически связанными. Расцвет демократического строя в Афинах был временем и высочайшего творческого подъема афинской драматургии и театра. Когда же для демократии наступили тяжелые времена, этот период оказался кризисным и для театра. Вместе вышли они на историческую арену, вместе достигли наивысшего подъема и вместе вступили в полосу упадка. 

Список  литературы 

      1.  Барбич В.М.  Плетнева Г.С.  Зрелища древнего мира.

      2. Головня В.В. Древнегреческий театр.,  в  кн.:  История  зарубежного театра. Театр Западной Европы., т.1.

       3.  Дмитреева Н.А.  Античное искусство.

    4. Театральная энциклопедия, т. 2.

       5. Д. П. Каллистов, Античный театр, М., 1985.

       6. История зарубежного театра, К., 1990.

 

Приложение 

  

       Архитектура Древнегреческого театра 

    

 Древнегреческий актер

 

     

      Маски древнегреческих актеров 

Информация о работе Древнегреческий театр