Дальневосточный пейзаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание

Как только человек осознал свою уникальность и обособленность от природы, он стал изображать её в произведениях искусства, но только как часть композиции, как красивый фон для человеческой фигуры или сюжета. Постепенно человек уделяет пейзажу всё большее значение и в результате появляются самостоятельные произведения в жанре пейзажа, и он становится любимым жанром многих художников и простых людей, так как обращается к вечным и прекрасным мотивам, которые никогда не надоедят.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1: Пейзажная живопись
1.1. Понятие пейзажа…………………………………………………………..5
1.2. История пейзажа…………………………………………………………..7
1.3. Технология живописных материалов…………………………………13

Глава 2: Пейзажная живопись на Дальнем Востоке
2.1. История развития живописи на Дальнем Востоке…………………..18
2.2. Художники пейзажисты Дальнего Востока…………………………..23

Глава 3: Ход выполнения практической части работы
3.1. Поиск аналогов и прототипов …………………………………………27
3.2. Поиск композиции……………………………………………………….28
3.3. Ход работы………………………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa.docx

— 59.34 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра декоративно-прикладного  искусства

 

 

 

И. Кузьменко, студентка 645 гр.

 

 

 

 

 

Дальневосточный пейзаж

 

 

 

Курсовая работа

по специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство»

 

 

 

 

 

Оценка ________________                                      Научный руководитель:

 

      Дата защиты________2012г                                     Ст. преп. каф.  ИЗО

                                                                                              

                                                                                            ________А.Н.Левашов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2012

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………....3

 

Глава 1: Пейзажная живопись

1.1. Понятие пейзажа…………………………………………………………..5

1.2. История пейзажа…………………………………………………………..7

1.3. Технология живописных материалов…………………………………13

 

Глава 2: Пейзажная живопись на Дальнем Востоке

2.1. История развития живописи на  Дальнем Востоке…………………..18

2.2. Художники пейзажисты Дальнего  Востока…………………………..23

 

Глава 3: Ход выполнения практической части работы

3.1. Поиск аналогов и прототипов …………………………………………27

3.2. Поиск композиции……………………………………………………….28

3.3. Ход работы………………………………………………………………...29

 

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы…………………………………………………………...32

Приложение…………………………………………………………………....34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как только человек осознал свою уникальность и обособленность от природы, он стал изображать её в произведениях искусства, но только как часть композиции, как красивый фон для человеческой фигуры или сюжета. Постепенно человек уделяет пейзажу всё большее значение и в результате появляются самостоятельные произведения в жанре пейзажа, и он становится любимым жанром многих художников и простых людей, так как обращается к вечным и прекрасным мотивам, которые никогда не надоедят.

В каждой стране найдётся хотя бы один художник, который воспел бы красоту своей  родины в пейзаже. Это же можно  сказать и о нашей стране, на протяжении нескольких веков красота  России воспевалась в произведениях  знаменитых живописцев, таких как  Шишкин, Левитан, Саврасов и многих других.

Дальний Восток не стал исключением и такой  красивый,  суровый край, воспетый в произведениях Петра Комарова и описанный в своих  произведениях  Владимиром Арсеньевым, был изображён  и на многих полотнах. Горы, сопки, дальневосточная  тайга, речные долины, всё это великолепие  нашло отражение в работах  талантливейших дальневосточных художников. Всё многообразие  и вся красота  дальневосточной природы отразилось в работах  Федотова, Штуккенберга, Блажнова, Кравчука, Палкина и многих других не менее талантливых художников.

Пейзаж  занимает важное место в мировом  искусстве. Помимо эстетической, он несёт  в себе познавательную, документальную и историческую функции. Кроме того, он является прекрасным дополнением  к любому интерьеру, будь то дворец королей или домик простого рабочего. Наряду с жанром портрета, жанр пейзажа  никогда «не выйдет из моды», поэтому  он всегда останется востребованным и актуальным в любое время.

 

В связи  с этим, а так же восхищаясь природой своего родного края, я выбрала  темой своей курсовой работы жанр дальневосточного пейзажа. Целью своей работы я поставила:

1. выявить  само понятие пейзажа

2. изучить  историю его возникновения

3. ознакомиться  с технологией живописных материалов

4. исследовать  историю искусства на Дальнем  Востоке 

5. на  примере дальневосточных художников-пейзажистов  изучить жанр дальневосточного  пейзажа. 

И как  итогом своей исследовательской  деятельности, основываясь на полученных знаниях и умениях, сделать творческую работу по теме дальневосточный пейзаж в технике масляной живописи.

Курсовая  работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, список литературы и приложение. Список литературы содержит 8 литературных  источников, 5 статей и 5 интернет источников. Приложение включает 11  иллюстраций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Пейзажная живопись

1.1. Понятие пейзажа

Понятие пейзажа обозначает, кроме общего вида местности и описания природы в литературе, один из жанров изобразительного искусства. Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи. В природном выделяют морской пейзаж («марина») и космический, астральный – изображение небесного пространства, звезд и планет. Особое место в городском пейзаже занимает ведута – документально точное изображение. С точки зрения времени различают современный, исторический (в т.ч. руины – развалины археологических или исторических мест и памятников) и футурологический (картины будущего мира) пейзажи.

В узком  и строгом смысле следует различать  пейзаж и пейзажное изображение. Пейзаж – это «портретное» изображение  натурного вида, того, что есть, что  реально существует. Это как бы живописное или графическое «фотоизображение». Оно индивидуально и неповторимо, его можно подправить, деформировать, но нельзя придумать, сочинить. В отличие  от него пейзажное изображение –  это любые сочиненные с помощью  воображения пейзажные виды. Термин «пейзаж» обычно означает и то и  другое.

Пейзаж  – это не просто изображение, но всегда художественный образ природной  и городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся  стилях пейзажного искусства.

Для каждого  стиля – будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский – характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа.

В центре философии пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – природе и городу, и  об отношении среды к человеку. Эти отношения могут трактоваться как гармонические и как дисгармонические. Так, например, Левитан в пейзаже  Вечерний звон (см. Приложение 1 А) создает образ, в котором сливаются в гармонии и светлая радость природы и благостный душевный мир бытия и чувств людей. Напротив, в философско-символическом пейзаже (Над вечным покоем) (см. Приложение 1 Б) художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни.

Философия и эстетика пейзажа лежит в  основе его поэтики, живописных средств. Можно провести определенную аналогию между поэтикой пейзажа и поэтикой литературы. И там и здесь уместно  различать лирику, эпос и драму. И.Левитан  – пейзажист реалистического  стиля, но предложенный способ трактовки  его пейзажного творчества применим и к другим стилям. Например, классицистический  пейзаж в целом исповедует гармонический  образ, возвышенный и эпически-повествовательный, романтизм стремится вскрыть  внутренние противоречия отношения  человека и среды, ему присуща  особая романтическая красота и  лиризм.

Пейзажное искусство обнаруживает себя почти  во всех видах пространственных искусств. Среди видов преимущество отдается живописи и графике (книжные иллюстрации  и др.), но пейзажные изображения  встречаются и в архитектуре, в декоративном искусстве (росписи  на стекле, фарфоре и т.п.) и в  сценографии (декорационные пейзажи). Среди родов пространственных искусств пальма первенства принадлежит станковым  произведениям живописи и графики, но монументальное искусство (росписи  и мозаики) и прикладное искусство (народные художественные промыслы, мебель, сувениры и т.п.) также используют пейзажные формы.

 

 

1.2. История пейзажа

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появляется в то время, когда человек начинает ощущать себя отдельно от природы; противопоставляя себя ей, он смотрит на окружающую местность  отстраненно. Этот процесс развивался постепенно, начинался в эпоху  проторенессанса и Итальянского Возрождения и завершился в искусстве  Голландии XVII в. Начиная с рубежа XVI—XVII вв. в жанре пейзажа складываются разновидности: архитектурный пейзаж, сельский, морской, идиллический, фантастический...

На Востоке  пейзажное мироощущение пронизывало  все виды и жанры творчества. В  классическом искусстве Китая и  Японии XVII—XVIII вв. предмет и наименование отдельных жанров определяются не столько  по объектам изображения, сколько по отношению к ним художника, по состоянию его души, мыслям, чувствам и символическому переосмыслению изображаемого.

В средневековом  византийском, арабском, романском  искусстве встречаются композиции, в которых переосмысливаются  связи природной среды с архитектурой — реальной и изображаемой в мозаиках и фресках. Однако пейзаж еще не становится предметом целенаправленного внимания художника. В картинах на библейские сюжеты и даже в алтарных композициях  все чаще появляется пейзаж, обычно вид реки, моря или горных далей, уводящих взгляд зрителя в безбрежное пространство.

Художники Северного Возрождения, в частности  дунайской школы, создавали особую разновидность архитектурного пейзажа  с изображением невероятных зданий, фантастических руин с башнями, полуразрушенными арками, заросшими травой и кустарником. Аналогичны странные, на первый взгляд, "скальные", неземные, фантастические пейзажи живописцев итальянского кватроченто, например в знаменитой "Джоконде" или в "Мадонне в гроте" Леонардо да Винчи (см. Приложение 2). Подобный пейзажный фон в изображениях Мадонн и композициях на библейские сюжеты свидетельствует о раздвоении сознания художника, невозможности соединить в одном изобразительном пространстве реальное и идеальное (реальным в данном случае является "присутствие" Мадонны, идеальным — пейзаж). Позднее, в искусстве римского классицизма начала XVI в., пейзаж, напротив, гармонирует, сливается с изображением святых персонажей. Идея гармонии человека и пейзажа как символического выражения его духовного состояния нашла отражение и в изобразительном искусстве. Изображение прекрасного человека на фоне прекрасной природы совпало с периодом формирования эстетики Классицизма в итальянском искусстве XVI в. Классические произведения Джорджоне "Спящая Венера" и "Сельский концерт" позднее получили название «Locus amoenus" (лат., "Место наслаждения"). Однако и в них отчетливо выражена идея двух миров: земного и небесного. Земной мир олицетворяет сельский пейзаж, а небесный — изображение обнаженной богини (сравн. "Любовь земная и любовь небесная").

Малые голландцы  привнесли в искусство пейзажной  живописи специализацию. Так появились "зимние пейзажи" и "ночные пожары", "корабли на рейде" и "закаты", "пейзажи с мельницами" и "пейзажи  со стадами". Голландские и французские  граверы XVII—XVIII вв. разрабатывали особый композиционный тип "пейзажа-карты", в котором соединились традиции научной картографии, прикладное значение гравюры и новое пейзажное  видение пространства. Венецианцы в XVII—XVIII вв. создавали классическую жанровую разновидность ведуты —  топографически точного городского пейзажа. Наиболее значительны произведения Каналетто, Ф. Гварди, Б. Беллотто. В XVII в. французский живописец Клод Лоррэн (1600—1682) создал тип идиллического  пейзажа с мифологическими фигурами. Этот художник с 1614 г. работал в Италии, изображал виды Неаполя и римской Кампаньи (равнинной области к югу от Рима).

 Пейзажи  центральной Италии действительно необычны, однако, как известно, сила искусства такова, что мы смотрим на мир глазами своих любимых художников. Стоит выйти за любые ворота Рима, чтобы во все стороны открылись прекрасно составленные картины... Живописные руины, деревья, расположенные в виде кулис, богатое разнообразие планов, чистые линии гор, замыкающие горизонт, — все эти черты пейзажей Пуссена и Клода Лоррэна (см. Приложение 3) подсказаны здесь действительностью. Насыщенные тона зелени и коричневатой земли, золото, светящееся в белых облаках, и глубокая влажная синева неба не столько созданы художниками римской Кампаньи, сколько найдены ими.

Пантеистическое мироощущение, сложившееся в искусстве  Северного Возрождения, в Клоде Лоррэне нашло своего продолжателя. Идеи "вселенского пейзажа"  в искусстве Классицизма XVII в. обрели форму, которую применительно к картинам Лоррэна связывали с понятием "природного света". В композициях Лоррэна мифологические фигуры как сторонние наблюдатели расположены в нижней части холста либо сбоку, у самой рамы, и выглядят стаффажем. Главным является сама природа — небо, солнце, море. В живописи другого выдающегося классициста, Николаса Пуссена (1594—1665), также француза, работавшего в Италии, пейзаж, как правило, включен в композицию исторического жанра. Картины Пуссена называют эпическими, их персонажи будто сошли с античных рельефов.

 Тип  идиллического пейзажа с мифологическими  фигурами, созданный К. Лоррэном  и Н. Пуссеном, иногда неверно  называют "декоративным". Более  правильно — эпический пейзаж. Декоративными, скорее, являются  композиции художников-академистов.  В них отсутствует гармония  человека и природы, и тогда  пейзаж действительно превращается  в условный фон для фигур,  искусственно скомпонованных согласно  мифологическому или библейскому  сюжету.

Информация о работе Дальневосточный пейзаж