Чжихуа. Китайская техника живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:54, реферат

Описание

Обаяние старокитайской живописи - в глубине поэтического проникновения в жизнь природы. Это искусство повествует о смене времен года, дает зрителю возможность заглянуть в мир лесных чащ, приобщает его к вечным тайнам земли. Здесь можно найти нечто созвучное нашему времени. Картины живописцев Ван Вэя, Сюй Даонина, Го Си, выполненные более 9 - 12 веков тому назад, заставляют нас и теперь пережить душевное волнение.
Живопись Китая, расцветшая в эпоху средневековья - IV-XIX веках нашей эры,- не случайно заняла почетное место в мировой истории искусства. В этой области художественной культуры китайские мастера сумели оставить особенно яркий след.

Работа состоит из  1 файл

Чжихуа2.docx

— 41.14 Кб (Скачать документ)

 

«По сути своей  искусство живописи служит средством  врачевания человеческой души, привнесения  в нее гармонии. Чем уровень  искусства выше, чем его содержание глубже, тем шире его воздействие. Искусство живописи через чувство  прекрасного, таящего в себе самое  чистое и высокое, самое чудесное и сокровенное способно ввести человека в мир подлинных ценностей, поднять  его к вершинам нравственного  совершенства, приобщить к волшебному царству радостей художественного  переживания. Высказанная почтенным  Цай Юаньпэем мысль о том, что  эстетическому воспитанию дано заменить религию, основывается именно на этом качестве искусства живописи.»

 

Пань Тяньшоу

 

Введение

 

Живопись Китая, расцветшая в эпоху  средневековья - IV-XIX веках нашей  эры,- не случайно заняла почетное место  в мировой истории искусства. В этой области художественной культуры китайские мастера сумели оставить особенно яркий след. С необычайной  убедительностью воплотили они  красоту природы, представления  о гармонии и величии вселенной. Вложили в картины-свитки не только личные настроения, но и понятную последующим  поколениям мудрость.  
 
Обаяние старокитайской живописи - в глубине поэтического проникновения в жизнь природы. Это искусство повествует о смене времен года, дает зрителю возможность заглянуть в мир лесных чащ, приобщает его к вечным тайнам земли. Здесь можно найти нечто созвучное нашему времени. Картины живописцев Ван Вэя, Сюй Даонина, Го Си, выполненные более 9 - 12 веков тому назад, заставляют нас и теперь пережить душевное волнение.  
 
Всякое древнее искусство, даря радость от его созерцания, требует эстетического опыта, подготовленности. Созданное в отдаленные времена, оно пронесло сквозь века древние приемы, символические представления. Форма китайских картин, лишенных рамы, композиция, приемы исполнения необычны для европейцев, у которых издавна получила распространение техника масляной живописи. В цветовой гармонии вещей, в волнообразном ритмическом строе, нарочитой незавершенности, в повторяемости сюжетов зритель ощущает скрытый смысл, который не в силах сразу разгадать. Живопись оказывается одновременно простой и сложной, требующей вживания в ее образы.  
 
Самая характерная особенность средневекового китайского искусства - стремление постичь через частное всеобщие законы мира, увидеть явления в их взаимосвязи. В китайской картине деталь заслуживала внимания мастера лишь постольку, поскольку позволяла понять всеобщее. Так, ветка цветущей сливы рождала в воображении образы весны. Буйвол, тяжело бредущий по заснеженной равнине, олицетворял зиму. А одинокая птица, нахохлившаяся на голой ветке,- осеннюю бесприютность. Пристально наблюдая природу, художник в то же время никогда не работал непосредственно с натуры. Он создавал своего рода художественные конструкции на основе определенных элементов изображения.  
 
Их основой был необычный внешний вид произведения. Китайская картина-свиток, исполненная обычно на шелке или бумаге, непохожа на европейскую картину. Это скорее живописная поэма или повесть, читающаяся подобно рукописи.

 

 

 

Возникновение

 

В последней четверти XX в. наряду со стимулируемыми политикой  «кайфан» — «открытости» миру —  попытками найти новое и современное  в синтезе Восток — Запад наблюдается  постепенно нарастающая активизация  поисков своего, нового в русле  традиции, где видное место занимает подъем интереса к такой своеобразной разновидности изобразительного языка, как живопись пальцем. Работу в направлении  развития этой традиционной формы живописи, на более ранних этапах проводившуюся  Пань Тяньшоу (1893—1971), Цянь Сунянем  (1898—1985) и другими художниками, теперь уже классиками китайской живописи, продолжают современные мастера разных поколений: Е. Шанцин (р. 1930), Чжан Личэ.нь (р. 1939), Ван Чжихай (р. 1942) и многие другие. Их творчество находит отражение в журнальных и газетных статьях, репродукционных публикациях.3 Живопись пальцем экспонируется на смешанных выставках общего плана, постоянно проводятся выставки специализированного типа, создан «Художественный центр китайской живописи пальцем».

 

ЧЖИТОУХУА (сокр. ЧЖИХУА) —  живопись пальцем (вариант — чжимо  — «тушь пальцем») — разновидность  китайской традиционной живописи, построенная  на последовательной и системной  замене обычной волосяной кисти (маоби) пальцем (пальцами) художника.

 

Хотя упоминание о живописи пальцем встречается в теории и практике уже в VII—VIII вв. (см. трактат  Чжан Яньюаня «Лидай мин хуа цзи», 847 г.), утверждение ее как самостоятельной, устойчивой разновидности живописи происходит в конце XVII—начале XVIII в. и связывается с творчеством Гао Ципэя (1672—1734). У истоков становления живописи пальцем можно упомянуть также имена Фу Шаня (1606—1648) и У Вэя (1635—1696).7

 

Под влиянием школы Гао  Ципэя живопись пальцем получает довольно широкое распространение  в XVIII—XIX вв. Среди наиболее известных  мастеров — Чжу Лунхань (1680—1760), Ли Шич-жо (XVIII в.), Са Кэда (1767—1827), Ин Бао (конец XVIII—начало XIX в.), Чэнь Юй (1814—1869).

 

Новое развитие живопись пальцем  получает в 60-е гг. XX в. благодаря  активной работе в этой области Пань Тяньшоу и позже Цянь Суняня. В  настоящее время традиции живописи пальцем разрабатываются целой  плеядой талантливых мастеров: Чжан Личэнем, Ван Чжихаем, Е. Шанцином, Ли Бинци, Чжан Цзычунем, Лю Чжундуном  и др.

 

Живопись пальцем систематически экспонируется на специализированных выставках (из наиболее крупных —  выставка 1986 г. в Лушане, провинции  Цзянси, и международная 1989 г. в Синсянши, провинции Хэнань). Создан «Художественный  центр китайской живописи пальцем» (Чжунго чжихуа июань).

 

Особенности техники

 

Творческий метод, стилистические особенности, технические приемы живописи пальцем впервые подробно рассмотрены  в трактате Гао Биня «Слово о живописи пальцем» («Чжихуашо»), написанном им в 50-е гг. XVIII в. на основе анализа творческой лаборатории его предка Гао Ципэя.

 

Подробное и всестороннее рассмотрение живописи пальцем дает специальная работа Пань Тяньшоу  «О живописи пальцем» (Чжитоухуа тань).

 

 

Техника, предполагая строгое  следование общим для традиционной живописи канонам письма, строится на последовательной и системной  работе подушечкой пальца {чжижоу), ногтем (чжнцзя) и краем ладони (чжак цэмянь). Главную нагрузку несет, как правило, указательный палец, активно участвуют  большой и мизинец, используются и другие пальцы. Контурные линии, точки пишутся ногтем, плоскости  — подушечкой. Тонкие детали исполняются  обычно ногтем мизинца, широкие мазки  — подушечкой большого пальца, причем в последнем случае возможно участие 2-3 пальцев, так, например, применение «тушевого  расплеска» {помо) требует работы одновременно безымянным, средним и большим  пальцами. Нередко используется край ладони и тыльная сторона пальца. Работа пальцем порою сочетается с работой кистью (как, например, раскраска у Гао Ципэя).

 

Традиционные каллиграфические надписи на картине могут исполняться  как ногтем мизинца, так и кистью.

 

Требующая отточенного мастерства живопись пальцем предполагает необходимую  подготовку в области обычной  живописи кистью. Особую трудность  представляет исполнение тонких деталей  и поэтому наибольший успех достигается  в сфере крупномасштабных композиций, в живописи, построенной на лаконично-условном изображении. Типичным недостатком  может оказаться утрата системного подхода, произвольная хаотичность.

 

Живопись пальцем (принципиально  исключающая простую имитацию кистевой живописи) подразумевает присутствие  особого «привкуса-звучания пальца» (чжицюй), характеризующегося акцентным  звучанием таких качеств, как  легкость, непосредственность, естественность, экспрессивность, свежесть, неожиданность, спонтанность, лаконичность, обобщенность и импровизационность. Образное сопоставление  живописи пальцем с очарованием  «простоволосой, небрежно одетой красавицы» (луапьтоу, цзуфу), точно отражая ее специфику, предполагает, однако, умение в шероховатости показать искусность: в простоте — изысканность, при бросающейся в глаза «неправильности» — умение достичь согласованности со строгой системой правил, при всей кажущейся «неорганизованности» — сохранение скрытого порядка, при бесконечной ускользающей «изменчивости» — внутреннее устойчивое постоянство.

 

Занимая видное место среди  других разновидностей «живописи и  каллиграфии без кисти» (уби шу-хуа) — палочкой, волосом, свернутой бумагой, разбрызгом изо рта, ножом, ложкой и т.п. — рядом с каллиграфией, исполняемой одновременно двумя руками или с заменой руки ртом или ногой, живопись пальцем может рассматриваться под углом типичной для китайской культурной традиции тенденции к включению в структуру художественного образа эффекта виртуозно исполненного технического приема, к воплощению идеи синтеза «удивительного» (ци), «искусного» (цяо) и «предельно-раскованного» (фаикуан) и тем самым соединения игровой, цирковой (фокус, жонглирование) народной культуры с элитарной «игрой кистью, игрой тушью» {биси моси), сближения и взаимообогащения высокой культуры и простонародной (ясу сянфу).

Удивительное (ци) и искусное (цяо)—понятия в плане мировой  культуры универсальные (вспомним хотя бы нашего Левшу, подковавшего блоху) —  выступают, однако, на китайской почве  как одна из особых, ведущих доминант эстетического и этического менталитета.

 

 Живопись пальцем следует  рассматривать в русле общей  китайской культуры «удивительного»  и «искусного» и непосредственно  рядом с другими вариантами  живописи и каллиграфии без  кисти, где цяо и ци, играя  ведущую роль в «как» творческого  процесса, открыто входят в поле  восприятия художественного образа.

 

Легко просматриваемая общность живописи пальцем с живописью  кистью (подчас неподготовленный зритель  только по поясняющей надписи художника  может отличить одно от другого) и  трудно уловимое, но определенно существующее отличие, несущее ценностную нагрузку, выводящее это явление за пределы  пусть «искусной» и «причудливой», но только имитации настоящей, обычной  живописи, наилучшим образом раскрываются при непосредственном знакомстве с  теорией живописи пальцем и при  анализе произведений, выполненных  в этой технике.

 

 Движения ногтя, подушечки  пальца, ребра ладони. Не столько  динамика, сколько эффект непосредственного  прикосновения к листу, прямого  контакта без посредника —  кисти. Таинство зова-отклика:  сердце-рука, рука-бумага. Больший чем  в обычной живописи кистью  элемент «неправильности», спонтанности, случайности. Большая открытость  голоса, движения тембра, музыки, без  изысков, без утонченной пластики  кисти, «приукрашивающей» и «приглушающей»  живое звучание голоса мастера.  Но не хаотично, не сумбурно, все  непременно тоже по правилам, но еще больше, чем в живописи  кистью — «между правилом и  нарушением правила», вновь и  вновь — больше раскованности,  спонтанности, неправильности, случайности,  больше—настроения, больше эмоционального, непосредственного, интимного. Невыпирающая, но чутким глазом четко просматриваемая  обнаженность приема выражает  открытость автора, его же «притопленность»  — уровень мастерства, глубину  и серьезность переживания.

 

Обобщенным мерилом выраженности обрисованной выше модели, на наш взгляд, может служить характер зримого  присутствия в той или иной работе «звучания — привкуса пальца» {чжицюй, чживэй): либо его нет совсем (в случае уподобления обычной  живописи кистью), либо он слишком выпирает (по крайней мере выводя ее тем самым  из разряда станковой-самодостаточной  живописи), или же, наконец, он проявлен в идеальной для данной живописной формы степени.

 

Искусство Гао Ципея

 

Лучшие примеры идеальной  выраженности «привкуса пальца»  следует прежде всего естественно  искать у классика-зачинателя этой живописи Гао Ципэя.

 

Эффект особого, возникшего через непосредственное осязание рукой  контакта художника с поверхностью картины заражает зрителя ощущением  непосредственного вовлечения в  динамику творческого процесса. Соединение раскованности с искусностью, нацеленность на раскрытие «идеи-сущности» {сеи} образа сообщают должную глубину и основательность ведущей мелодии «звучания пальца» (чживэй).

 

Совсем иную тональность  приобретает это звучание в серии  работ Гао Ципэя в жанре  «травы-насекомые». Написанные отточенными  и сильными движениями ногтя с  редкими переходами на подушечку  пальца, эти произведения поражают своим лаконизмом и живостью, волнуют  необыкновенной, во многом обязанной  крепости конструирующего рисунок  пальца, плотностью пустого пространства, пленяют своим, если так можно  сказать, «аскетическим изяществом». Таков альбомный лист с изображением

 

Наиболее виртуозное умение раскрыть «звучание пальца» через  соединенность крепости и изящества, непринужденной раскованности и  нацеленной на передачу живой природы  точности и отобранности, динамичной размашистости и сосредоточенной  сдержанности проявляется в живописи Гао Ципэя с изображением людей.

 

Обращаясь к традициям  «лапидарной кисти» и «контурного  рисунка», мастер, используя правило  «неприсутствующее присутствие  пальца», создает впечатление быстрой  зарисовки с натуры и одновременно, вроде бы по причине краткости  этого улавливаемого в картине  момента, позволяет себе быть без  прикрас — «нараспашку», «как уж получится, впопыхах», не до «церемонных  приготовлений» и многоречивых «положенных  политесов», тем самым подходя  к зрителю доверительно близко, давая  ему возможность проникнуться настроением  далеких минут создания картины.

 

Самой большой известностью пользуются произведения Гао Ципэя  с изображением легендарного покорителя нечистой силы Чжун Куя. Сам характер нередко выступающего в качестве привратного охранителя — «мэньшэня», устрашающе грозного, олицетворяющего  мужественную силу, этого популярнейшего в Китае сказочного персонажа  делает органичным его воспроизведение  в живописи, во многом построенной  на выражении «крепости пальца» (чжии). Характер образа естественно  корреспондирует с типичной для  живописи пальцем стилистикой —  резких, размашистых, энергичных и крепких  движений тушевого мазка.

 

Искусно проявляемое Гао  Ципэем в жанре «люди» в целом  умение соединить открыто-непосредственно-безыскусное  с глубоким-сдержанно-продуманным-изысканно  тонким находит в лучших работах  на эту тему пожалуй что предельное выражение.

Информация о работе Чжихуа. Китайская техника живописи