Балетный театр России ХХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:04, реферат

Описание

Актуальность исследования. С победой Октябрьской революции 1917 г. и установления Советской власти появились первые декреты и постановления, связанные с реорганизацией театров. Взгляды пролеткультовцев и вульгарных социологов на искусство хореографии идейно оказались несостоятельными. Передовая театральная общественность вступила в борьбу за сохранение классического наследия и развитие хореографического искусства. Деятельность московского и петроградского балета в первое десятилетие после Октября связана с художественной и административной перестройкой. Учрежден Большой Совет в Большом театре и Директория в Мариинском театре.

Содержание

Введение 3
1 Начало балетмейстерской деятельности В.Д.Тихомирова 4
2 Роль Ф.Лопухова в сохранении шедевров классической хореографии………………………………………………………………6
3 Искания К.Голейзовского, его хореоэтюды 9
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Балетный театр России ХХ в.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Актуальность  исследования. С победой Октябрьской революции 1917 г. и установления Советской власти появились первые декреты и постановления, связанные с реорганизацией театров. Взгляды пролеткультовцев и вульгарных социологов на искусство хореографии идейно оказались несостоятельными. Передовая театральная общественность вступила в борьбу за сохранение классического наследия и развитие хореографического искусства. Деятельность московского и петроградского балета в первое десятилетие после Октября связана с художественной и административной перестройкой. Учрежден Большой Совет в Большом театре и Директория в Мариинском театре.

     Новое искусство балета рождалось в  спорах, необходимо было освоить новое  содержание. Были попытки приспособить старые балеты и музыку к новым  «революционным» сценариям. Новое  художественное восприятие проявилось наиболее ярко в творчестве А.Горского, К.Голейзовского, Ф.Лопухова, а позже - М.Дысковского, М.Фореггера, И.Моисеева, А.Ермолаева и др.

     Поиски  драматургического материала, созвучного современности, связаны с новыми редакциями балетов дореволюционной поры: В.Рябцева - «Петрушка» (1921, муз. И.Стравинского), «Карнавал» (1924, муз. Р.Шумана), «Миллионы Арлекина» (1924, муз. Р.Дриго), Л.Жукова в Большом театре - «Испанское каприччио» и «Шехеразада» (1923, муз. Н.Римского-Корсакова), А.Горского - «Стенька Разин» (1918, муз.А.Глазунова, оф. П.Кончаловского), «Щелкунчик» (1919, оф. К.Коровина) в Большом театре, две реакции балета «Лебединое озеро»(1920 и 1922, Большой театр) с участием Вл.Немировича-Данченко, стремление разделить партии Одетты и Одиллии, чтобы заострить тему борьбы добра и зла. Своеобразие постановки спектакля А.Горским, обеспечившим длительную сценическую жизнь последней редакции. Появились и балеты Горского на современную тему в Новом театре «Вечно живые цветы» (1922, муз. Б.Асафьева).

     Цель  исследования – рассмотреть становление балетного театра в России XX века, определить его художественное своеобразие и значимость для поступательного развития российского балетного искусства.

     Основные  задачи работы: всесторонне рассмотреть балет России XX века; обнаружить воздействие традиций русского балетного театра; обобщить опыт постановки российского классического балета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Начало балетмейстерской  деятельности В.Д.Тихомирова

 
 

     Василий Тихомиров родился в 1878 году в Москве, в семье мастерового.

     Учился  в Московском театральном училище в классе у И. А. Ермолова с 1885 по 1891 годы, вскоре, благодаря блестящим способностям, в 1891 году был переведён в столичное Петербургское хореографическое училище, где уровень преподавания на тот момент был выше, которое окончил в 1893 году (педагоги П. А. Гердт, П. К. Карсавин, А. В. Ширяев) и вскоре вернулся в Москву, хотя и был уже зачислен в балетную труппу Мариинского театра[3]. 4 сентября 1893 года состоялся его дебют на сцене Большого театра в балетном спектакле «Роберт и Бертрам», и Василий Дмитриевич получил статус премьера балетной труппы, в которой с 1893 по 1935 годы танцевал ведущие партии в балетах «Корсар» Адольфа Адана, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова. Исполнение этих партий отличалось выразительностью, пластичностью и мужественностью. Был постоянным партнёром и супругом Е. В. Гельцер, после развода артисты остались партнёрами по сцене.

     С 1900 по 1935 годы был балетмейстером-репетитором Большого театра. В 1908 году он стал помощником режиссёра балетной труппы, а через год режиссёром ведущим спектакли. В 1925—1930 годы состоял в должности заведующего балетной труппой Большого театра.

     Тихомиров был продолжателем сложившихся традиций классического балета, ощущая себя наследником академического балета, он категорически не принимал никаких новшеств, способных исказить облик классического танца. «Он возвратил зрителю все достоинства мужского классического танца. Мужественность в сочетании с пластичностью и грациозностью — вот те черты, которые помогли Василию Тихомирову стать выдающимся танцовщиком». «Он танцует легко, красиво, уверенно, чисто, исполняет самые быстрые туры безо всякого усилия», «Этот танцовщик так легок, пластичен и грациозен, что, безусловно, может считаться образцом классической школы»[3]1. — писали в газете

     Александр Горский ориентировался на реформаторские постановки, и когда Тихомиров занял в Большом театре должность режиссёра, разногласия балетмейстеров вылились в конфликт. В 1911 году «Петербургский листок» писал: «Московские балетмейстеры Горский и Тихомиров рассорились друг с другом, и ссора эта оказала влияние на происходившие репетиции, которые временно прерваны».

     Впоследствии  Тихомиров совсем не принимал новаторских  реформ в балете своего же ученика К. Голейзовского.

     По  сути постановки Горского были той  же классикой с драматургией балета и массовыми сценами. В 1913 году Тихомиров  отметил двадцатилетие своей  творческой деятельности и союз с  Горским. После смерти Горского, в 1924 году, Тихомиров возглавил московскую балетную труппу театра, на сцене которого шли спектакли в постановке Горского к наследию которого Тихомиров проявил уважение и не стал переделывать спектакли.

     В 1927 году совместно с Л. А. Лащилиным поставил балет Р. М. Глиэра «Красный мак» в стиле нового реализма.

     Василий Тихомиров возобновил балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1924), «Сильфида» (1925), «Эсмеральда» (1926), в небольшой своей редакции.

2 Роль Ф.Лопухова  в сохранении шедевров классической хореографии

 

     Фёдор Васильевич Лопухов (1886—1973) — российский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР (1956), заслуженный балетмейстер РСФСР (1927).

     Закончил  Императорское Театральное училище (педагог Н. Г. Легат) и с 1905 — принят в труппу Мариинского театра, где проработал артистом балета до 1922 (с перерывами в 1909—1910 — приглашен А. А. Горским в Большой театр в Москве, и в 1910—1911 — с антрепризой русских артистов совершил турне по Европе и США).

     Художественный  руководитель балетной труппы Мариинского театра (ГАТОБ, театр оперы и балета им. С. М. Кирова) в 1922—1931, 1944—1946 и 1955—19562.

     Жизнь и творчество Фёдора Лопухова проходили  в очень сложную историко-культурную и политическую эпоху. За время руководства  театром сумел отстоять и сохранить  большинство балетных спектаклей классического  наследия, входящих ныне в «золотой фонд» российского и мирового балетного искусства. Во время редакторской работы над классическими балетами делал это так мастерски, что поставленные им танцы нередко невозможно было отличить от первоисточника М. И. Петипа.

     Балетмейстерское  творчество Фёдора Лопухова очень разностороннее, в нем большую роль играют экспериментальные  работы, тем не менее основанные на классическом танце с привнесением разнообразных народных плясок (фольклора). Наряду с К.Голейзовским впервые ввёл в дуэтный танец сложные акробатические поддержки (в том числе стал изобретателем движений, известных ныне во всем балетном мире). За создание балета «Ледяная дева» (1927) единственный в стране был отмечен званием «Заслуженный балетмейстер РСФСР»

     Фёдор Лопухов является одним из основателей  бессюжетного балета. В его новаторской  постановке — танцсимфонии «Величие мироздания» (1923) принимал участие Г.Баланчивадзе (Дж. Баланчин) — будущий ярчайший мастер этого балетного жанра.

     Лопухов — создатель балетной труппы Малого оперного театра (Театр Оперы и Балета им. М. П. Мусоргского) и ее художественный руководитель в 1931—1936. Его балет «Светлый ручей» (1935) является первым советским балетом на современную бытовую тематику, где главные герои действовали под своими реальными именами.

     Организатор балетмейстерских курсов при Ленинградском Хореографическом училище в 1937—1941. (Среди учеников — Б.Фенстер, В.Варковицкий, К.Боярский)

     Основатель (1962) и руководитель балетмейстерского  отделения С-Петербургской (Ленинградской) консерватории (1962—1967) Среди учеников — Г.Алексидзе, Н.Маркарьянц, Н.Боярчиков, А.Дементьев.

     Похоронен в Санкт-Петербурге на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.

     На  сегодняшний день все спектакли  Фёдора Лопухова забыты. На сцене Мариинского  театра идут лишь некоторые номера: танец персиянок в опере «Хованщина» музыку М.Мусоргского и фанданго в балете «Дон Кихот» на музыку Э.Направника.

     В 2003 году была предпринята попытка  восстановить танцсимфонию «Величие мироздания»  по записям Фёдора Васильевича внуком хореографа Фёдором Лопуховым-младшим  совместно с балетной труппой  Театра оперы и балета С-Петербургской  консерватории им. Н. А.Римского-Корсакова (художественный руководитель — Н. А. Долгушин)

     Балетмейстер-новатор  Фёдор Лопухов создал оригинальные постановки, где смело экспериментировал  в области хореографической выразительности  и танцевального симфонизма, среди  его постновок3:

  • 1918 — «Сон» муз. Н.Щербачева; «Мексиканский кабачок» муз. Л.Гончарова (Тетр музыкальной драмы)
  • 1921 — «Жар-Птица» муз. И.Стравинского (ГАТОБ)
  • 1923 — «Величие мироздания», музыка — Людвиг Бетховен (4 симфония) (ГАТОБ)
  • 1924 — «Ночь на Лысой горе», музыка — Модест Мусоргский
  • 1924 — «Красный вихрь», музыка В. М. Дешевов (ГАТОБ)
  • 1926 — «Пульчинелла» И.Стравинского (на темы Д.Перголезе)
  • 1927 — «Ледяная дева» Э.Грига в инструментовке Б.Асафьева
  • 1927 — «Крепостная балерина» муз. К.Корчмарева в инструментовке А.Гаука (все — ГАТОБ)
  • 1927 — «Байка про лису»
  • 1929 — «Красный мак» , Р.Глиэра. Балетмейстер Фёдор Лопухов (1 акт), совместно с Пономарёвым и Леонтьевым
  • 1929 — «Щелкунчик» П.Чайковского
  • 1931 — «Болт», музыка — Дмитрий Шостакович
  • 1933 — «Арлекинада» муз. Р.Дриго (Ленинградский Малый оперный театр)
  • 1934 — «Коппелия» муз. Л.Делиба (Ленинградский Малый оперный театр)
  • 1935 — «Светлый ручей» муз. Д.Шостаковича (Ленинградский Малый оперный театр; в том же году — Большой театр СССР)
  • 1938 — «Ночь перед рождеством» муз. Б.Асафьева (Художественный театр п/р В.Кригер)
  • 1939 — «Соловей» муз. М.Крошнера (Белорусский театр оперы и балета)
  • 1940 — «Тарас Бульба» муз. В.Соловьева-Седого (Ленинградский театр оперы и балета им. — С. М. Кирова)
  • 1943 — «Ак-Биляк» муз. С.Василенко (Узбекский театр оперы и балета им. А.Навои)
  • 1944 — «Тщетная предосторожность» муз. Г.Гертеля (Ленинградский Малый оперный театр в эвакуации в Оренбурге) (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова)
  • 1947 — «Весенняя сказка» муз. Б.Асафьева (по музыкальным материалам Чайковского) (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова
  • 1959 — «Баллада о любви» муз. П.Чайковского в оркестровке А.Гаука (Ленинградский Малый оперный театр)
  • 1963 — «Картинки с выставки» муз М.Мусоргского в инструментовке М.Равеля (Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко)

Информация о работе Балетный театр России ХХ в