Значение данных физиогномики в психологии личности и других науках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание

В работе рассмотрены:
- История развития физиогномики её «методология»
- «Трудности» перевода
- Основные правила и этапы чтения лица в Восточной и Западной направлениях физиогномики
- Практическая значимость данных физиогномики

Содержание

Введение……………………………………………………………….....2

1.История развития физиогномики её «методология»………………..4

2. «Трудности» перевода ……………………………………………...16

3. Основные правила и этапы чтения лица в Восточной и Западной направлениях физиогномики…………………………….....................20

4. Практическая значимость данных физиогномики………………...22

Заключение……………………………………………………………..24

Список литературы…………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

контрольная по физиогномике.doc

— 224.50 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………….....2

1.История развития  физиогномики её «методология»………………..4

2. «Трудности» перевода ……………………………………………...16

3. Основные правила и этапы чтения лица в Восточной и Западной направлениях физиогномики…………………………….....................20

4. Практическая значимость данных физиогномики………………...22

Заключение……………………………………………………………..24

Список литературы…………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Идентификация лица человека и её эмоциональное восприятие началась с проявления первого начала общественного самосознания в человеческом обществе, с того времени, как человек стал складывать в устные предания общие свои наблюдения и выводы. В последующем, вера во взаимосвязь между внешностью и характером нашла отражение в фольклоре, в преданиях разного рода знахарей и гадателей, в работах древних философов и писателей, став частью общепринятых знаний.                  «Рассматривая лицо как носителя коммуникативного потенциала и выполнения им различных функций, а также потому, что лицо собеседника хорошо нам видно, люди уделяют значительное внимание сообщениям на лицах окружающих. Делая важные суждения межличностного характера, зачастую в значительной степени полагаемся именно на лицевые сигналы. Возможно поэтому, «приоритет лица (facial primacy) или тенденция придавать лицу больше веса по сравнению с другими коммуникативными каналами может быть связана с убеждением в том, что лицо многое говорит о личности человека и о его характере. Это убеждение появилось сотни (а может, тысячи) лет назад».[8]

 

      Физиогномика (от греч.physis – природа,  gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом человека, чертами его лица, формой головы и его психологическими свойствами, особенностями характера.[1]

 

Лицо – своего рода «азбука», пособие по «чтению» людей. Ж. Ледо писал о «языке лица» так: «Черты лица, как буквы и слова, скомбинированные между собой, составляют фразы физиогномического языка, ансамбль которых, будучи приложен к индивидуальному типу, даёт вполне ясное представление о последнем»[8].

     В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом облике человека – его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах. Но никто не станет спорить с тем, что практически любое лицо позволяет делать выводы о характере «своего хозяина», оно определяет внутренний и внешний мир каждого из нас.

     Актуальность темы. Хотя на традиционной физиогномике до сих пор лежит печать шарлатанства, старинная идея связи лица и характера не может быть полностью отвергнута. Сегодня существуют научные доказательства, подтверждающие связь между чертами лица, телом и некоторыми психическими функциями. Исследования в области эмбриологии и генетики подтвердили, что гены (пока точно не установлено каким образом) играют доминирующую роль в развитии черт лица. Врачи-практики заняты поиском отличительных физиогномических признаков в случаях ненормального психосексуального поведения, нервных срывов и других психических состояний. Знание ключей прочтения лица, владение соответствующими умениями снятия информации с лица собеседника, позволяет ориентироваться в людях, подбирать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения, значительно обогащает технологию межличностного общения.

   В данной работе мы поставили следующие задачи:              

1.Выяснить насколько  объективными и научными являются данные физиогномики.                                                                         

2.Какова их практическая значимость в развитии «других наук».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития  физиогномики её «методология».

    Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в Древнем Китае, а на Западе получила распространение в Древней Греции.

     Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склонности и даже судьбу человека они считали, что в жизненных успехах главную роль играют врождённые качества человека. При этом внешние признаки – видимая часть айсберга. Основные моменты, на которые были обращены гадательные практики в Китае — обильное потомство, материальное благополучие и продвижение по службе. К примеру, «физиогномисты — конфуцианцы старались прежде всего обнаружить наличие или отсутствие на лице признаков таких нравственных качеств, как почтительность к родителям, благопристойность, преданность своему господину, верность властям».[13]

     Физиогномика Запада в античном мире начиналась с понимания принципа баланса и пропорции и изучала взаимосвязь между характером человека, его темпераментом и врожденными особенностями тела (чертами лица, формой и строением глаз, ушей, рук, ног и т. д.) Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпадать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона была прибита табличка с надписью: «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда». Древние греки были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились сеять вечное, доброе, светлое в благодатную почву, которая приносила плоды – одарённых и талантливых последователей.

 

       Физиогномикой занимались греческий философ и математик Пифагор (VI в. до н.э.) и учёные Древней Греции и Древнего Рима: выдающиеся врачи Гален (II в. до н.э.) и Цельс (I в. до н.э.), крупные мыслители Цицерон (I в. до н.э.), Плиний-младший (I в до н.э.), римский оратор Квинтилиан (36—35 гг. до н.э.) и др.

    «Пифагор Самосский (VI в. до н.э.) его считают творцом физиогномики.  Он с лёгкостью разрешал не только задачи точных наук, но и тайны человеческого лица, а учеников принимал к себе только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног, и не брался обучать их математике, если не видел на лице признаков, свидетельствующих о способностях к этой науке.

    Гиппократ (460—370 гг. до н.э.)

Древнегреческий врач в  своих трудах говорил, что изучение лица и руки человека даёт важные сведения о его здоровье и темпераменте. Гиппократ пользовался физиогномикой для целей врачебной диагностики. До сих пор в медицине пользуются понятием "маска Гиппократа" (запавшие глаза, заострённый нос, синевато-бледная кожа, покрытая каплями холодного пота) — это характерное выражение больного при перитоните (воспаление брюшной полости при повреждении внутренних органов или как осложнение аппендицита), важный симптом данного заболевания.»[16]

     Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

Аристотеля считают  одним из создателей учения о физиогномике, он применял её для распознавания душевных качеств людей по внешности, указывая признаки характера. Он написал первый физиогномический трактат, который заложил основы учения о лице. Он считал, что черты лица и его общее выражение характеризуют определённый тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одарённости. 
В его работах мы читаем: "Если люди имеют большие лбы, то они медлительны в движениях; если у них широкие лбы, то они легко подвержены безумию; если же у них лбы закруглённые или выпуклые, то они вспыльчивы. Прямые брови являются признаком мягкого нрава. Жестокость характера выражается бровями, которые закругляются к носу. Если брови при этом сходятся друг с другом, тогда, возможно, главной чертой характера является ревность, низко стоящие брови — признак зависти". Ещё одно наблюдение Аристотеля: "...глаза бегают, то неподвижны, то занимают середину между тем и другим; первое указывает на неуверенность, второе на бесстыдство, последнее на доброту".

Его вклад в  учение о физиогномике состоит в  следующем:

  1. О состоянии и возможностях психики человека можно судить на основании оценки особенностей строения его головы и лица.
  2. Отдельные черты лица человека имеют сходство с животными, которые наделяются якобы свойственными им от природы качествами: "нос толстый, как у быка, означает лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, — глупость, острый, как у собаки, нос — признак холерического темперамента, орлиный нос означает смелость, крючковатый как у вороны, — настороженность, у кого широкий рот, тот храбр".
  3. Можно установить сходство между отдельным человеком и представителями целых рас и народностей — эфиопов, индийцев, хеттов и др., затем, проанализировав личностные признаки разных народов, определить индивидуальный характер по выраженности соответствующих внешних черт.
  4. Если лицо человека несёт в себе черты, характерные для проявления определённых эмоциональных состояний (умиротворение, испуг, страсть), то можно утверждать, что именно это состояние очень характерно для человека, фактически является его индивидуальной особенностью. Например, если лицо человека постоянно напоминает маску страха, то он по натуре своей, скорее всего, боязлив.

Положения Аристотеля долго  служили основой для наблюдений последующих авторов. Начиная с XV и XVI вв., физиогномика была предметом всеобщего интереса, ею занимались врачи, духовные лица, философы, судьи. В 1658 г. вышла книга Кардана Медичи, в которой приводится много рисунков лица человека и указывается, какому типу лица какие качества соответствуют и даже какую судьбу они предопределяют: "...такие черты указывают на дурной характер и предвещают тюремные муки и затем смертную казнь от меча".[3]

Ибн Сина (латинизивр. Авицена) (ок. 980—1037)

Учёный, философ, врач. Жил  в Средней Азии и Иране. Знаменитый целитель древности ставил диагнозы после тщательного изучения лица больного.

Леонардо да Винчи (1452—1519)

Художник, скульптор, механик  и изобретатель, он олицетворяет разносторонний творческий потенциал "человека Ренессанса", порождённого вспыхнувшим в XV в. в  Италии интересом к античной культуре. Он был "так одарён природой, что любые его занятия и мысли давали вдохновённые и совершенные результаты", — писал в 1550 г. его первый биограф Джорджо Вазари. Его произведения, созданные во Флоренции, Милане, Франции, оказали огромное влияние на живописцев того времени, а оригинальные технические разработки на многие века опередили техническую мысль. 
Его вклад в понимание и изображение лиц бесценен. Леонардо да Винчи очень внимательно изучал мимику, жесты и другие выразительные движения человека, отмечая, что определённая мимика свойственна не только радости или горю, ненависти или печали, но и различным нюансам этих переживаний. "Тот, кто смеётся, не отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щёками, но только неподвижным положением бровей, которые соединяются у того, кто плачем, и поднимаются у того, кто смеётся..., брови и рот по-разному изменяются при разных причинах плача". Созданный им портрет Моны Лизы (Джоконды) является одним из величайших шедевров искусства. Леонардо да Винчи "изобразил ту восхитительную улыбку, при взгляде на которую испытываешь скорее небесную, чем земную радость, ...приглядевшись, готов поклясться, что жилка на её шее бьётся",- писал Визари. Позировавшую даму развлекали нанятые Леонардо музыканты, возможно, этим объясняется её легендарная улыбка. Портрет Моны Лизы открыл новый подход к написанию портрета через более глубокое, чем раньше, понимание другого человека со стороны его внутреннего мира, на основе эмпатии - проникновения-вчувствования в его переживания. Когда долго смотришь на портрет, кажется, что он оживает и дама вступает с тобой в диалог. В своём "Трактате о живописи" Леонардо да Винчи рекомендовал художникам всегда иметь при себе альбом, чтобы в любой момент можно было сделать графический набросок случайно встретившегося интересного лица человека. При этом он советовал обращать внимание на эмоциональные переживания людей -радость, печаль и т.д. и накапливать таким путём наглядный материал о человеческом лице, о человеческой мимике, который в дальнейшем может быть полезен при написании большим полотен. В своих дневниках художник размышляет о практических приёмах быстрого запоминания лица: "...об изображении человеческого лица в профиль с одного раза и одного взгляда. Для этого случая тебе необходимо запомнить разнообразие четырёх различных частей профиля - носа, рта, подбородка и лба, ...если ты хочешь обладать лёгкостью в запоминании выражения лица, то заучи сначала на память глаза, носы, рты, подбородки многих голов, а так же горла, шеи и плечи. Примем случай, что носы бывают десяти видов, они хороши, поскольку речь идёт о профиле. Спереди носы бывают одиннадцати видов, и также ты найдёшь различие в других частях". Леонардо да Винчи первым дал правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры. Для своих исследований в области физиогномики он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах. Леонардо да Винчи в своём творчестве всегда оставался верным своему главному принципу -опыту и наблюдению.

Джованни Баттист делла Порт (1538—1615)

Это неаполитанский учёный, известный как физиогномист высокого ранга. В 1586 г. на основании личных наблюдений и знаний классических текстов он написал труд "Физиогномика человека". У него было много последователей, в том числе швейцарский священник Иоганн Лафатер (Лаватер).

Иоганн (Гаспар) Лафатер (1741—1801)

Цюрихский пастор был  самым известным физиогномистом своего времени, талантливым исследователем и неутомимым тружеником, обладавшим логическим мышлением и необыкновенной интуицией. Ему принадлежит десятитомное сочинение "Искусство познания людей по физиономиям". Как никто другой, он умел определять характер и будущее человека по лицу. Его работа "Фрагменты физиогномики", опубликованная между 1775 и 1778 гг., была переведена на различные языки и использовалась специалистами в течении 100 лет. Лафатер сначала изучал психологические особенности человека, пользуясь для этого признаниями прихожан на исповеди, а затем сопоставлял полученные данные с особенностями черт лица. Таким образом были записаны тысячи хорошо известных ему лиц, и на основании этого материала сделаны выводы о взаимосвязи формы профиля и внутреннего склада человека. Так, он считал, что в строении и очертаниях черепа и лба отражается умственная жизнь человека; а в строении лицевых мускулов, очертаниях носа и щёк -моральная и эмоциональная жизнь; а складка рта и линия подбородка сообщают о чувственных, животных качествах. Лафатер, доказывая возможность определения особенностей характера по рельефу лица и строению черепа, претендовал на роль основателя новой науки: "Лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас". Не все с ним соглашались. Так, давая оценку учению Лафатера, учёный-физик, писатель, критик эпохи Просвещения Георг Лихтенберг (1742—1799) отмечал, что "эта теория представляет в психологии то же, что и весьма известная теория в физике, объясняющая свет северного сияния блеском чешуи селёдок. Можно постараться нарисовать себе ночного сторожа по голосу. При этом часто ошибаешься настолько, что трудно удержаться от смеха, когда обнаружишь своё заблуждение. А разве физиогномика нечто иное?" Лафатер сделал ряд ошибок, недопустимых для серьёзного исследователя, и в итоге его труды вызвали серьёзную критику:

  1. предмет его наблюдений составляли не все черты лица в их взаимодействии, а в основном его нижняя часть и так называемый лицевой профиль;
  2. систематического метода выведено не было;
  3. объективные закономерности заменялись субъективным мнением автора.

Информация о работе Значение данных физиогномики в психологии личности и других науках