Существующие классификации рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:37, автореферат

Описание

Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Рынок имеет определенную структуру. Структура рынка – это внутреннее строение его

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг Анна .docx

— 29.13 Кб (Скачать документ)

Перечислите существующие классификации рынков.

Рынок –  это система организационно-экономических  отношений, осуществляемая через куплю-продажу  во всех звеньях воспроизводства: в  сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Рынок имеет  определенную структуру. Структура  рынка – это внутреннее строение его отдельных элементов.

Рынки классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых  являются:

    • по организационному признаку (степени ограничения конкуренции);
    • по пространственному признаку;
    • по объектам купли-продажи.

Кроме этого, рынки классифицируют:

    • по степени развития;
    • по характеру ассортимента товаров;
    • по характеру продаж;
    • по уровню насыщения;
    • по соответствию законодательным нормам;
    • по товарным группам;
    • по отраслевому признаку.

и т.д.

 

1. Классификация рынков  по организационному признаку

 

По организационному признаку (степени ограничения конкуренции) рынки подразделяются на:

  • Рынок совершенной (свободной) конкуренции – основные черты рынка совершенной конкуренции:

− значительное число продавцов и покупателей  на конкретном рынке;

− объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь  незначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма  не может повлиять на цену;

− всеми  продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

− все  участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о  положении дел на рынке;

− мобильность  всех ресурсов, предполагающая свободу  вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или  беспрепятственно покинуть рынок.

При соблюдении этих условий возникает действительно  равноправное положение всех участников рынка. Такой рынок позволяет  перераспределять ограниченные ресурсы  общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий. На рынке свободной  конкуренции производитель может  увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства.

  • Рынок монополистической конкуренции – это такая рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей.

Вход  на рынок монополистической конкуренции  относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик;

  • Олигополистический рынок – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм.

Характерной особенностью олигополистического  рынка является взаимозависимость  фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.

  • Монополистический рынок – это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Таким образом, основными признаками такого рынка являются:

− высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;

− доминирующее, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определенных товаров;

− установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и, благодаря этому получение для себя сверхприбылей;

− барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы.

 

2. Классификация рынков по пространственному признаку

 

По пространственному  признаку рынки подразделяются на:

    • Местный рынок (в пределах села, города);
    • Региональный рынок (в пределах одного региона);
    • Национальный рынок (внутренний);
    • Мировой рынок – это совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.).
    • Рынок покупателей – на этом рынке предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков;
    • Рынок продавцов – этот рынок характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.;
    • Рынок государственных учреждений – включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;
    • Рынок промежуточных продавцов – посредников – выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

 

3. Классификация рынков по объектам  купли-продажи

 

По объектам купли-продажи рынки подразделяются на:

    • Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) – включает в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства (товаров, предназначенных для производственного потребления). Целевое назначение потребительских товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием.

Рынок услуг  – совокупность купли-продажи услуг  образования, здравоохранения, общественного  питания и др.

Инфраструктура  рынка товаров и услуг представлена товарными биржами, предприятиями  оптовой и розничной торговли, ярмарками и аукционами, фирмами, занимающимися рекламой, сбором и  снабжением информацией участников рыночных отношений;

    • Рынок труда – на этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи. Важнейшей функцией биржи труда является выполнение посреднических операций между предпринимателями и рабочими.

Кроме этого  биржи труда оказывают материальную поддержку в случае вынужденной  безработицы, изучают спрос и  предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем  или иным профессиям и регионам;

    • Информационный рынок – поставщиками информации выступают институты и учебные заведения, научно-технические сообщества;
    • Рынок капиталов – состоит из рынка денег и рынка ценных бумаг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посредством банков и других организаций (страховых компаний, различных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Кредиты предоставляются за определенную плату в виде процента. Предназначение денежного рынка состоит в обеспечении инвестиционного процесса. Инвестиции (денежные вложения в общественное производство) способствуют экономическому росту.

Непосредственное  отношение к денежному рынку  имеет рынок ценных бумаг. Ценные бумаги – кредитно-долговые обязательства  продавца перед покупателем. Основные виды ценных бумаг – это акции  и облигации. Все остальные (векселя, опционы, варранты, фьючерсные контракты  и др.) – производные от основных.

Акции и  облигации покупаются и продаются  на рынке ценных бумаг, функционирующем  в виде фондовой биржи. Реализация функций  фондовой биржи невозможна без брокерских компаний, осуществляющих биржевые операции.

  • Рынок инноваций, т.е. рынок нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
  • Рынок лицензий – это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.

В современных условиях наибольшее распространение в международной  практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный  технологический обмен с предоставлением  ноу-хау (информации, представляющей технические  знания и практический опыт, имеющей  коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации  производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

  • Рынок жилья – до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

 

  1. Другие классификации

 

Помимо  перечисленных признаков рынки  делятся:

По степени  развития:

  • Неразвитый рынок – характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

Но уже  и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров;

  • Свободный рынок – характеризуется следующими чертами:

− неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

− абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

− абсолютная мобильность факторов производства;

− неограниченная свобода передвижения капитала;

− наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.);

− абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

− ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

− цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

− отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования.;

  • Регулируемый рынок – это рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

Рынок может  регулироваться:

− с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение и др.;

− государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д.;

  • Деформированный рынок – Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:

− отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

− чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

− монополизм производителя и торговца;

− несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;

− чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.д.;

− расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;

− попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил; расцвет бартерных сделок вместо более развитых торгово-денежных отношений;

− деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

− отсутствие у потребителя права выбора товара..

Информация о работе Существующие классификации рынков