Психогигиена и психопрофилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 02:38, реферат

Описание

Психогигиена – система специальных ме¬роприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психи¬ческого здоровья человека. Психогигиена, как и общая гиги¬ена, является областью медицины. Это, конечно, не исключает широкого участия в разработке и пропаганде психогигиены и применении ее правил, кроме врачей психологов и неврофизиологов, также и самых широких кругов нашего общества, осо¬бенно педагогов, командиров производства и проч.

Работа состоит из  1 файл

гигиена2.docx

— 28.19 Кб (Скачать документ)

 

Общие вопросы. Психогигиена – система специальных мероприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психического здоровья человека. Психогигиена, как и общая гигиена, является областью медицины. Это, конечно, не исключает широкого участия в разработке и пропаганде психогигиены и применении ее правил, кроме врачей психологов и неврофизиологов, также и самых широких кругов нашего общества, особенно педагогов, командиров производства и проч.

Как область медицины, как  комплексная дисциплина, психогигиена тесно соприкасается со всеми разделами медицины, в первую очередь с общей гигиеной, со специализированными ее разделами и с психиатрией.

Особенно должна быть отмечена связь психической гигиены с  физиологией, главным образом с  физиологией высшей нервной деятельности, и с материалистической психологией. Психология изучает особенности психики и ее развития в зависимости от условий среды и состояния центральной нервной системы. Проблемы психогигиены тесно связаны с этими вопросами. Практика и теория советской психогигиены должны строиться с учетом концепций и фактов, освещаемых советской психологией и близкими ей по основным положениям, философскими и физиологическими направлениями в зарубежной психологии.

Как и общая гигиена, психогигиена близка к профилактике, что не позволяет, однако, игнорировать и их различие. Психогигиенические мероприятия имеют профилактическое значение не только в отношении психических заболеваний, неврозов, психопатий, но и различных других заболеваний. Так, например, соблюдение требований психогигиены может играть несомненную и значительную роль в предупреждении инфарктов миокарда и мозговых инсультов. Профилактическое значение психогигиены бесспорно, в отношении гипертонической болезни и возникающих на ее почве гипертонических кризов. В большей или меньшей мере психогигиена играет значительную роль в предупреждении также и ряда других соматических болезней и их неблагоприятного течения. Правильное развитие личности с образованием у человека ряда полезных культурных навыков может помочь ему и в предупреждении заражения инфекционной болезнью.

Сильное эмоциональное напряжение, тяжелое настроение, интеллектуальная перегрузка могут весьма отрицательно отозваться на общем состоянии организма. Cannon ввел в науку понятие гомеостаз (близкое к понятию И. П. Павлова о процессах уравновешивания в организме), выражающее относительное динамическое постоянство процессов в организме. Несомненно, отрицательно действующие психические факторы могут способствовать нарушению гомеостаза. Борясь за психическое здоровье, мы боремся за благополучие всего организма.

Говоря о профилактической роли психогигиены в отношении нервно-психических  заболеваний, следует указать на неврозы, патологические развития личности, алкоголизм, наркомании и на задержки развития психики. Известную роль психогигиена может играть и в предупреждении некоторых психозов. Соблюдение психогигиенического режима является весьма важным моментом в предотвращении рецидивов ряда психозов.

Все это говорит о необходимости  сближения психогигиены с психиатрией. Психиатрическая подготовленность врача делает его более компетентным в проведении ряда психогигиенических мероприятий.

Общая гигиена человека и  все ее разделы не могут, не должны игнорировать личность человека, его психику, т. е. то, что является подлинно человеческим. Выделение из гигиены человека психогигиены, как отдельной дисциплины, не может и не должно отрывать заботу о здоровой психике от заботы об общем здоровье человека. Психические нарушения могут вызываться расстройствами функций организма, а последние в свою очередь легко нарушаются при неустойчивости психики.

Еще в XI столетии нашей эры  замечательный таджикский ученый и  врач Ибн-Сина (Авиценна) писал о  единстве духа и тела. «Злой нрав обусловливается различного вида злой натурой, как равно если злой нрав войдет в обычай, то он повлечет за собой соответствующую дурную натуру».

Связь психического и соматического может быть прямой и косвенной, опосредованной.

Функции организма могут  пострадать в результате развития мнительности, повышенной эмоциональной лабильности  и других черт личности. Но эти функции нередко страдают и вследствие того, что неспособность владеть собой, противостоять

 

отрицательным влияниям, могут  привести физически крепкого человека к злоупотреблению алкоголем, к  половой распущенности, которые уже становятся прямой причиной ряда заболеваний. Если здоровье организма страдает от больного «духа», то нельзя не видеть, что здоровая психика способна благотворно влиять на функции организма и полностью сохраняться и положительно развиваться при временно или необратимо больном теле. Именно здоровая полноценная личность способна к достижению наиболее высокого уровня компенсации и приспособления, к борьбе с болезнью, поразившей организм. Само собой разумеется, что говоря о взаимозависимости здорового организма и здоровой личности, нужно подходить достаточно дифференцированно к оценке состояния организма, особенностей личности и психики.

Сложное взаимоотношение  психики и сомы, психического и  соматического здоровья делает совершенно необходимой тесную связь психогигиены с общей гигиеной. В виде примера укажем на то, что гигиенический режим питания способен предупредить наступление атеросклероза сосудов головного мозга. Отметим еще значение физкультуры и спорта для поддержания здоровья нервной системы и психики и их укрепления. Умеренность в еде, особенно умеренность в употреблении алкоголя, имеет как общегигиеническое, так и психогигиеническое значение.

Говоря о здоровой психике, мы должны учесть, что как сами понятия  о здоровой и больной психике, так и условия, и причины, определяющие состояние здоровья, болезни или аномалии психики, в различных исторических эпохах понимаются не одинаково.

Для психогигиенических концепций  в капиталистическом мире особенно характерно расширение задач психогигиены. Один из крупнейших деятелей психогигиены во Франции Toulouse в свое время, обосновывая значение психогигиены, определял ее предельно широко – как «науку о жизни». В основе такой позиции лежит идеалистическое понимание первичности психического. При отрицательном отношении к такой позиции нельзя вместе с тем недооценивать подлинное значение здоровой психики для жизни индивидуума и его ближайшего окружения.

Психическая гигиена содействует  наилучшему развитию и использованию  психических способностей и качеств  личности человека. Она занимает большое  место в системе профилактики как нервно-психических, так и  соматических заболеваний у взрослых и детей. Психическая гигиена  в ряде случаев входит в систему  лечения различных заболеваний.

Важнейшими задачами психогигиены являются: 1) формирование гармонически развитой здоровой личности, 2) развитие трудоспособности и предупреждение перегрузок нервной системы, 3) воспитание правильного соотношения интеллектуально-волевых сторон личности с аффективной сферой, 4) выбор и рекомендация полезных навыков и предупреждение или освобождение человека от вредных привычек и пороков, 5) воспитание правильного отношения человека к своему психическому и физическому здоровью. В психогигиене следует выделять как и в общей гигиене общественную и личную психогигиену. Важнейшее значение для психогигиены имеют вопросы взаимоотношений отдельных людей и взаимодействия индивидуума с коллективом.

В единой системе психогигиены могут быть выделены разделы: 1) возрастной психогигиены, 2) психогигиены труда и обучения, 3) психогигиены быта, 4) психогигиены семьи и половой жизни, 5) психогигиены больного.

Весьма кратко коснемся некоторых  важных психологических вопросов названных  областей психогигиены.

Возрастная психогигиена. Забота о психическом здоровье ребенка должна начаться с внутриутробного периода. Спокойствие матери во время беременности, правильное соблюдение ею всех гигиенических и профилактических требований являются весьма важными условиями рождения ребенка со здоровой нервной системой. В этом также велика и роль акушеров.

Забота о здоровых навыках  ребенка должна начинаться с рождения. В воспитании ребенка большая  роль принадлежит не только педагогике, но и педиатрии. Основы личности закладываются очень рано. В ранний период жизни ребенка большое психологическое значение имеет строгий режим кормления. Этот режим продолжает играть большую роль и в дальнейшей жизни. Разумный и твердый режим дня приучает ребенка не подчиняться первым побуждениям и любым желаниям, предупреждает развитие тенденции добиваться удовлетворения своих желаний криком, плачем. Удовлетворение необоснованных желаний ребенка является одной из наиболее важных причин развития капризности. На отношении к ребенку не должно отражаться настроение родителей. Последовательность, принципиальность, разумность, благожелательная требовательность родителей и окружающих – серьезнейшее условие предупреждения возникновения у ребенка невротических черт. Огромное значение имеет сдержанность родителей в проявлении своих эмоций, своего настроения. Раздражительность старших, необоснованные придирки к ребенку неблагоприятно отзываются на формировании его личности. Ребенок должен видеть в окружающих, прежде всего, в родителях и учителях положительные образцы разумного и достойного поведения. В высшей степени вредно для ребенка потакание его прихотям. Приучая детей и подростков к жизни в одних удовольствиях, в удовлетворении желаний, противоречащих их собственным интересам и интересам других людей, можно воспитать личность, гоняющуюся за «легкой» жизнью, за удовольствиями без труда, без мыслей о будущем, без сознания долга перед обществом, семьей, близкими, товарищами, самим собой. С малых лет ребенку в доступной форме нужно рассказать о выдающихся людях, которые могут стать для него идеалами, рассказать о В. И. Ленине.

Каждый ребенок нуждается  в ласке, но он не должен быть «заласкан», не должен становиться объектом восхищения, неумеренно выраженной любви. Крики, шум, яркий свет перегружают нервную систему ребенка. Не следует чрезмерно торопить интеллектуальное развитие детей, но ни в коем случае нельзя подавлять интересы ребенка, его стремление объяснить себе окружающее.

Ребенок должен играть, но игру его необходимо направлять. Игра должна развивать привычки к труду, к  порядку, формировать положительные чувства справедливости, честности, уважения к людям, к коллективу.

Ни в коем случае не следует  развивать в ребенке неразумные страхи и опасения. Всегда надо помнить о влиянии, которое оказывают переживания раннего детства на формирование личности взрослого человека, хотя никак нельзя считать это влияние фатальным, непременно решающим, как это утверждают психоаналитики.

Нельзя перегружать ребенка  ни играми, ни обучением, ни зачатками  труда. Но вместе с тем, ребенок должен быть приучен к умственной и физической нагрузке, соответствующей его возможностям, и ответственному отношению к своим обязанностям. Эти обязанности должны расширяться по мере развития ребенка.

Важно, чтобы ребенок, сталкиваясь  с дурным, антиобщественным, неэтичным, негуманным поведением окружающих, мог знакомиться в доступной ему форме с отрицательной оценкой такого поведения, с его осуждением, которое четко и последовательно должны уметь выражать родители, учителя, окружающие.

Очень важно, чтобы у ребенка  развивалось чувство уважения к коллективу, умение жить в коллективе. Это позволит в будущем строить правильные взаимоотношения с людьми и исключить неоправданные конфликты. Воспитание чувств должно приучить ребенка к сдержанным до известной степени формам их выражения. Ребенка нужно научить любить красивое.

Не приходится и говорить о важности психогигиены в школе. Особенно здесь следует учитывать вопросы нагрузки и перегрузки учащихся, школьные конфликты, возникающие как между учащимися, так и между учащимися и преподавателями.

Подростковый возраст  и биологически и психологически является переходным. Подросток – это вчерашний ребенок, но еще не взрослый человек. Перед ним встает ряд сложных вопросов, к разрешению которых он психологически еще не готов. Здесь особенно легко могут возникнуть конфликты с окружающими. Приобретают значение сексуальные проблемы.

Появление менструаций у  девочек может вызвать глубокие переживания. Очень важно, чтобы  родители, учителя, близкие правильно  понимали трудности подростка и  могли быть для него подлинными друзьями и руководителями. В этот период значительную роль могут играть вопросы  пола и любви, вопросы выбора жизненного пути, оценки окружающего. Правильно организованные занятия спортом, гимнастика, коллективный труд способны в высокой мере содействовать выработке дисциплины и самообладания, воспитанию характера. Опасно неосторожное подавление интересов и склонностей ребенка, и особенно подростка, или ограничение его свободы без достаточных на то оснований.

Большие и своеобразные психогигиенические проблемы возникают в пожилом и старческом возрасте. Очень осторожно должен решаться вопрос о труде пожилых и старых людей. Ломка стереотипа в пожилом возрасте наиболее трудна. Этому возрасту соответствует посильная работа в привычной или близкой области. По возможности в пожилом возрасте должны сохраняться или очень осторожно замещаться новыми стереотипы быта. На психике пожилого человека крайне вредно сказывается отказ в использовании сохранившихся у него возможностей для участия в труде и общественной жизни. Здесь особенно большое значение имеет поддержка врача и близких людей, их внимательность, теплота, забота. Весьма существенным для здоровья пожилого человека является правильное отношение к нему детей, если они у него имеются.

Психогигиена  труда. Труд в капиталистических странах для миллионов трудящихся связан с неуверенностью в завтрашнем дне. Капитализм лишает трудящегося подлинной свободы творчества в труде, угнетает личность, подавляет развитие способностей человека.

В Советском Союзе, где  уничтожены все виды эксплуатации, труд человека свободен, личные интересы людей и интересы общества объединены в одно гармоническое целое. Только в этих условиях, где требования общественной системы совпадают с потребностями личности, возможна реальная психогигиена труда.

В психогигиене труда нужно  различать общие и частные  или специальные вопросы. Говоря о последних, мы имеем в виду гигиену в различных формах труда, в различных профессиях.

Важнейшее значение имеет правильный выбор профессии. Если профессия максимально соответствует интересам, способностям, подготовленности человека, она является источником радости, удовлетворения, психического здоровья. Именно в такой профессии человек легче и ближе, чем в других условиях, сближается с коллективом, наиболее ощущает его поддержку. Именно в такой профессии получает удовлетворение и больной человек от сознания своей полезности.

Консультация молодежи в  выборе профессии может быть в  ряде случаев весьма полезной как  в психогигиеническом, так и в  производственном плане.

Дисциплина в труде, осознанная как подлинная необходимость, уже не являющаяся простым подчинением тем или иным требованиям извне, ставшая внутренней потребностью личности, является важнейшим условием эффективности труда. Такая дисциплина повышает способность к саморегулированию, снижает утомляемость, облегчает труд.

Особое психогигиеническое значение имеет система правильных отношений между членами работающего коллектива. Развивающееся у нас замечательное движение за коммунистический труд дает прекрасные образцы таких отношений.

Информация о работе Психогигиена и психопрофилактика