Причины нарушения зрения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание

При нарушениях зрения у ребенка страдает чувственное (визуальное)восприятие окружающего мира - основа познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность, что может привести к задержке психофизического развития. Поэтому так важно как можно раньше, с первых дней жизни, обследовать состояние зрительной системы ребенка, внимательно наблюдать за ходом ее разви­тия, а при первых признаках неблагополу­чия обратиться за медицинской и психолого-педагогнческой помощью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора………………………………………………………………………………..4
Формирование зрения у детей………………………………………….8
Характеристика зрительных нарушений…………………………9
Причины нарушения зрения…………………………………………….15
Причины глубоких нарушений зрения у детей………………20
Профилактика нарушения зрения у детей……………………..21
Гигиена и охрана зрения у детей…………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по анатомии.docx

— 49.60 Кб (Скачать документ)

      При этом среди причин детской слепоты четко прослеживается возрастание частоты врожденных аномалий развития органа зрения.

      Так, врожденная зрительная патология отмечается в работах М.И.Земцовой и Л.И.Солнцевой в 60,9 % случаев, в исследованиях А. И. Каплан — в 75 %, Л. И. Кирилловой — в 91,3 %, А. В.Хватовой — в 92 % случаев у слабовидящих и в 88 % — у слепых, И. Л. Ферфильфайн с соавт. — в 84,2 % случаев.

       В исследованиях Л. И. Кирилловой отмечаются наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, — врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания роговой оболочки — дистрофии роговицы; наследственная патология сосудистой оболочки — аниридия, колобома сосудистой оболочки; врожденные катаракты (имелись также врожденные катаракты генетического происхождения);

       Кроме наследственных факторов у слепых и частично видящих детей имеются аномалии развития органа зрения как следствие внешних и внутренних отрицательных факторов, действовавших в период эмбрионального развития плода, — патологического течения беременности, перенесенных матерью вирусных заболеваний, токсоплазмоза, краснухи и т.д.

       Зрительная система младенца обладает определенными врожденными навыками, но все равно ребенка нужно учить видеть - так же, как необходимо учить его говорить. Первые два года жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного развития зрения у детей, так что внимательное наблюдение за прохождением вашим ребенком этих этапов и своевременная диагностика у детского офтальмолога убережет вас от возможных нарушений зрения у вашего ребенка.

        Любое заболевание глаз требует к себе пристального внимания.

        Если, например, ребенок рождается с врожденной катарактой, она должна быть устранена как можно скорее - чтобы свет мог стимулировать развитие сетчатки. К другим моментам, которые могут сказаться на зрении ребенка относятся: преждевременные роды, сахарный диабет и некоторые другие заболевания матери, амблиопия, расходящееся или сходящееся косоглазие.

       Зрительное нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании.

      Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.

      В последние годы мы встречаемся с все большим числом врожденных нарушений зрения у детей.

      Возможными причинами появления детей с множественными врожденными пороками развития остаются заболевания родителей диабетом, токсоплазмозом, и многими другими болезнями.

       Врожденные: вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности; наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.); иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу

Причинами врожденных заболеваний  и аномалий развития органа зрения могут быть изменения внешней  и внутренней среды: различные заболевания  матери во время беременности: грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней.

Определенное место среди  причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные, никотиновые  интоксикации, авитаминозы. Среди детей  с нарушением зрения следует выделить группу недоношенных детей с ретинопатией, при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

        Уже в родильном доме при осмотрах новорожден­ного можно выявить признаки некоторых врож­денных заболеваний глаз.

Приобретенные: внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и  в раннем возрасте ребенка; в связи  с повышением внутриглазного давления; на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка; недоношенные детей  с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

       Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

Все чаще в последнее время  множественные дефекты у новорожденного объясняют глубокой недоношенностью, которая наступила в результате преждевременных родов по неясной  для врачей причине. Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие.

       Косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия, являются часто встречающимися заболеваниями

      Своевременное выявление и лечение косоглазия позволяет сохранить, восстановить и улучшить зрение у детей еще в период раннего и дошкольного возраста.

        При подозрении неблагополучия в состоянии зрения у ребенка родители должны обратиться в кабинет охран зрения при детской поликлинике или же в глазной диспансер.

       Система работы дошкольного учреждения детей с нарушением зрения

        Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду,

        В настоящее время существует сеть специальных дошкольных учреждений смешанного вида, куда поступают в основном дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и незначительное количество слепых детей.

       Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудщения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью предупреждения появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной паталогии, и преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений.

        Дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения работают по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Обучение детей направлено на всестороннее развитие. Обучение осуществляется на занятиях с группй 10 человек. Занятия носят фронтальный подгрупповой или индивидуальный характер.

        Эффективная работа детского сада возможна при обязательном обеспечении условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего дошкольного возраста.

         В детском саду для детей с нарушением зрения упражнения для глаз должны быть включены в структуру каждого занятия.

        В игровой форме осуществляется самомассаж и снятие физического психического и зрительного напряжения, активизация глазодвигательных функций, формируется рациональные способы зрительного воспрития. Деятельность детей осуществляется так сободное время уделить снятию напряжения с глаз с помощью различных гимнастик, способствующих снятию зрительных нагрузок с глаз

 

Причины глубоких нарушений  зрения у детей

 

Врожденные и приобретенные  заболевания органа зрения у детей.

Врожденные заболевания  наблюдаются в результате воздействия  отрицательных факторов на плод или  эмбрион, а также при наличии  наследственного фактора (врожденная близорукость, гидрофтальм, микрофтальм и др.). Роль наследственного фактора в появлении глубоких нарушений зрения у детей. Роль отрицательных факторов, воздействующих на плод или эмбрион, к которым относятся: инфекционные и вирусные заболевания матери, перенесенные во время беременности; хроническое заболевание или его обострение; общесоматическое заболевание; различные интоксикации (медикаментозные, алкогольные, никотиновые, наркотические, бытовые, химические и др.); облучения; токсикозы беременности; авитаминозы; травмы; недоношенность плода и т. д.

Приобретенные заболевания  органа зрения, обусловливающие слепоту, остаточное зрение, слабовидение у  детей. Причины их возникновения: детские  инфекционные заболевания;

травмы органа зрения; поражение  центральной нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты, травмы и опухоли головного мозга).

Профилактика появления  глубоких нарушений зрения у детей.

Дети с глубокими нарушениями  зрения делятся на слепых и слабовидящих по определенным показателям.

В свою очередь слепые дети делятся на две группы: тотально слепые и дети с остаточным зрением. Определенная часть детей имеет инвалидность по зрению. Установление групп инвалидности.

 

 

Профилактика нарушения  зрения у детей.

 

Зрение младенцев слабее, чем у взрослого человека примерно в 25 раз, впрочем, это не мешает новорожденным  следить за лицами родителей, если те находятся вблизи. В возрасте трех месяцев ребенок имеет более  развитое зрение и может следовать  взглядом за движением игрушки. Зрение малышей в шесть месяцев практически  не уступает зрению взрослого.

 

Однако не все дети имеют  хорошее зрение и здоровые глаза  – многие из них страдают от глазных  болезней и зрительной дисфункции: дальнозоркости и близорукости, амблиопии («ленивый глаз»), астигматизма и косоглазия. По данным Минздрава РФ, сегодня свыше миллиона детей России страдают от расстройства зрения, из года в год число больных только растет – и это более чем достаточная причина для повышенного внимания специалистов-офтальмологов к диагностированию и профилактике зрительных расстройств в раннем возрасте.

 

Для профилактики нарушения  зрения у детей первое посещение  кабинета офтальмолога ребенку необходимо совершить еще в возрасте новорожденного. Врачебный осмотр позволит выявить  такие заболевания, как катаракта  и глаукома, врожденное косоглазие и нистагм, провести анализ состояния  глазного дна и сосудов. Первая диагностика  остроты зрения, амблиопии и косоглазия проводится, когда ребенок достигает возраста двух-трех лет. Следующая проверка зрения проводится перед поступлением в первый класс, затем в возрасте 11-12 лет и, наконец, в 14-15 лет. В ходе проверки исследуются цветовое зрение и бинокулярные функции, выполняется проверка зрения ребенка на дальнозоркость или близорукость.

 

Проведение диагностики  зрения ребенка в раннем возрасте позволит своевременно установить заболевание  и, что не менее важно, исключить  возможность искаженного восприятия окружающего мира по вине ослабленного зрения. Игнорирование такой угрозы может привести к негативным последствиям, влияющим на формирование памяти, воображения  и речи ребенка.

Гигиена и охрана зрения у детей

Гигиена учебно-воспитательного  процесса, особенности режима дня  для детей с нарушением зрения; организация занятий в течение  недели, дня, урока; допустимая зрительная нагрузка для детей с нарушением зрения; ограничение физической нагрузки; гигиена физического воспитания; гигиена окружающих внешних условий (освещенность, мебель, требования к  дидактическому материалу и наглядным  пособиям). Технические средства коррекции  остаточного зрения и слабовидения (очки, контактные линзы, лупы, тифлоприборы и др.).

 

Заключение

В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей  страдают различными заболеваниями  глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.

      Однако основными новыми средствами познания становятся слух и осязание. Дети должны заново обучаться процессам самообслуживания, ориентировки в пространстве, новым способам овладения знаниями. Для предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое значение имеет правильно и своевременно (сразу же после утраты ребенком зрения) организованная система коррекционно-педагогических воздействий. Для дошкольников имеются специальные детские сады;

       Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира.

      Причины нарушений зрения могут быть наследственными. Зрение ребенка может быть нарушено в результате инфекции дородового периода. Ухудшение зрения может произойти и из-за особенностей развития малыша после рождения. Главное, вовремя провести медицинское обследование.

       Любое заболевание глаз требует к себе пристального внимания.

Проведение диагностики  зрения ребенка в раннем возрасте позволит своевременно установить заболевание  и, что не менее важно, исключить  возможность искаженного восприятия окружающего мира по вине ослабленного зрения.                     

 

Список литературы:

 

       Архипенко Г. Развитие речи младших дошкольников с нарушением зрения// Дошкольное воспитание. 2005. №5     

Информация о работе Причины нарушения зрения у детей