Общие закономерности роста и развития детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:16, реферат

Описание

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Работа состоит из  1 файл

Общие закономерности роста и развития детей и подростков.docx

— 231.55 Кб (Скачать документ)

 
станций; городской шум и движущийся транспорт; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное и особенно сексуальное развитие. 
Ищут ответы о причинах акселерации и в области генетики. Технический прогресс в экономически развитых странах Европы, Америки и Азии привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сблизило расстояния, ранее казавшиеся весьма далекими. Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности. Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей. 
Одним из коренных положений марксизма является признание социальной сущности человека и социальной обусловленности его физической природы. 
Известно, что в капиталистических странах физическое развитие у обеспеченных слоев населения в среднем выше, чем у необеспеченных. Для более обеспеченных групп характерно более раннее половое созревание. 
Исследования детей и подростков в поселке Глухово Московской области, начатые более 80 лет назад Эрисманом и продолженные в советское время, показывают, что в советских условиях физическое развитие детей этого поселка значительно улучшилось. Если средний рост 15-летнего мальчика в 1880 г. был 141 см, а в 1927 г.— 151 см, то в 1962 г. он стал 162 см. Ускорилось и их половое созревание, сократились сроки окончания роста. 
Все возрастающие показатели развития советских детей, подростков и юношей убедительно говорят о постоянно улучшающихся социальных условиях в нашем государстве, о том, что физическое развитие человека тесно связано с условиями социально-экономической жизни общества. 
Идет ли и психическая акселерация? Мы привели убедительные доказательства ускорения физического развития детей. А как обстоит дело с функциональным, психическим развитием детей? Насколько ускорение физического развития совпадает с темпами психической акселерации, да и имеет ли она место вообще? 
Из-за несовершенства методов оценки в физиологических и психологических исследованиях 30—40-летней давности мы практически лишены

 
возможности проводить сколько-нибудь достоверные сравнения этих показателей  во времени. Однако не исключено, что  увеличение информации, совершенствование  системы воспитания и обучения в  силу высоких пластических свойств  мозга могло явиться фактором, способствующим некоторому ускоренному  развитию психических функций. 
Есть косвенные данные, которые указывают на функциональную акселерацию у современных детей. Так, дети Москвы за последние 30 лет наряду с увеличением роста и массы тела дают и более высокие показатели силы сжатия кисти. 
По данным ученых ГДР, с 1910 по 1958 г. значительно изменились средние показатели выполнения различных физических упражнений. Сейчас 16-летние подростки прыгают в длину в среднем на 60 см дальше, в высоту — на 23 см выше и толкают ядро на 1,2 м дальше, чем их сверстники в 1910 г. 
Как далеко может зайти процесс акселерации? В. В. Бунак считает, что дальнейшее увеличение длины тела не перейдет установившуюся на протяжении веков верхнюю физиологическую норму (178—180 см). 
Наряду с высокими темпами акселерации полового созревания в ряде стран Европы (Италия, Югославия, Польша, Болгария и др.) констатируется некоторое снижение акселерации в США, Англии, Швеции, Норвегии. Так, у девушек в Англии и Норвегии возраст первой менструации стабилизировался за последние 15—17 лет. 
Акселерация физического развития человека, по данным антропологов, имела место и в другие исторические эпохи. Во времена неолита и бронзы в Европе жили люди, рост которых был таким же, как и у людей этих районов в середине XX в. 
По данным Б а к м а н, половое созревание в Древней Греции наступало у девочек в 12-летнем возрасте, в XVI—XVII вв. в Европе эти сроки были более поздними; в начале XIX в. менструации появлялись у девочек в среднем в 16—17 лет, а в настоящее время — в 13 лет. 
Как бы ни были спорными проблемы акселерации, бесспорным является одно: акселерация — факт, и с ним надо считаться. И речь здесь идет не только об изменении стандартов мебели, одежды, обуви и др., хотя это само по себе важно. Акселерация должна учитываться при

 
организации учебно-воспитательного  процесса, режима труда и отдыха; она должна вести к значительному  варьированию форм и методов воспитания в различные возрастные периоды. Дети рано взрослеют физически, а  уровень их работоспособности отстает  от их физической зрелости; социальная зрелость, как показывают многие данные, не акселерирует в таких масштабах, как это наблюдается в физическом развитии детей. В связи с акселерацией особую остроту приобретают вопросы  полового воспитания учащихся.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Организм ребенка непрерывно растет и развивается. В процессе онтогенеза возникают специфические  анатомические и функциональные особенности, получившие название возрастных. Соответственно этому жизненный цикл человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между этими периодами нет четко очерченных границ, и они в значительной степени условны. Однако вычленение таких периодов необходимо, так как дети одного и того же календарного (паспортного), но разного биологического возраста по-разному реагируют на спортивные и трудовые нагрузки; при этом их работоспособность может быть большей или меньшей, что важно для решения ряда практических вопросов организации учебно-воспитательного процесса в школе, окружающей ребенка среды. 
В отличие от паспортного возраста, где межвозрастной интервал равен одному году, биологический (или анатомо-физиологический) возраст охватывает ряд лет жизни человека, в течение которых происходят определенные биологические изменения. 
Какие критерии брать за основу возрастной периодизации? По этому вопросу до настоящего времени нет более или менее согласованной точки зрения. Одни исследователи за основу периодизации берут созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов; другие предлагают руководствоваться так называемой скелетной зрелостью (костный возраст), когда рентгенологически в скелете определяют время появления точек окостенения и наступления неподвижного соединения костей. Выдвигался в качестве критерия периодизации и такой признак, как степень развития центральной нервной системы, в частности коры головного мозга. Рубнер в теории «энергетического правила поверхности» в качестве критерия предлагал использовать особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды. 
Иногда в качестве критерия для возрастной периодизации используют способ взаимодействия организма с соответствующими условиями среды. 
Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возрастов у детей отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели истинные возрастные особенности. 
Широко распространена другая классификация, предложенная Н.П. Гундобиным. По его схеме выделяют: 
1) период внутриутробного развития; 
2) период новорожденности (2—3 недели); 
3) период грудного возраста — до 1 года; 
4) преддошкольный, ясельный возраст —  
   с 1 года до 3 лет;                | период 
5) дошкольный возраст — 3 до 7 лет;  | молочных зубов

6) младший школьный возраст  — с 7 до 12 лет;

 
7) средний, или подростковый, возраст  — с 12 до 15 лет; 
8) старший школьный, или юношеский, возраст — с 14 до 18 лет у девочек, с 15—16 лет до 19—20 лет у мальчиков. 
В возрастной и педагогической психологии чаще используют периодизацию, основанную на педагогических критериях. Периоды дошкольного возраста подразделяются в соответствии с группами детского сада. Школьный возраст подразделяют на три этапа: младший (от I до III—IV 
класса), средний (от IV—V до VII—VIII класса), старший (от VIII до X класса). 
В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендовал следующую схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение:

1) новорожденный — 1—10 дней; 
2) грудной возраст — 10 дней—1 год; 
3) раннее детство — 1—3 года; 
4) первое детство — 4—7 лет; 
5) второе детство — 8—12 лет мальчики, 8—11 лет девочки; 
6) подростковый возраст — 13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки; 
7) юношеский возраст — 17—21 год юноши, 16—20 лет девушки; 
8) зрелый возраст, I период — 22—35 лет мужчины, 22— 35 лет женщины; 
зрелый возраст, II период — 36—60 лет мужчины, 36—55 лет женщины; 
9) пожилой возраст — 61—74 года мужчины, 56—74 года женщины; 
10) старческий возраст — 75—90 лет; 
11) долгожители — 90 лет и выше.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенение  скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень  полового созревания, мышечную силу. В  этой схеме учтены особенности мальчиков  и девочек. Однако вопрос о критериях  биологического возраста, в том числе  выявление наиболее информативных  показателей, которые могли бы явиться  основой возрастной периодизации, требует  дальнейшей разработки. 
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. 
Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами. 

 


Информация о работе Общие закономерности роста и развития детей и подростков