Обмен веществ. Обмен воды и соли. Витамин Д

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание

Роль воды и солей в организме играет большую роль, особенно у детей. Все превращения веществ в организме совершаются в водной среде. Вода растворяет пищевые вещества, поступившие в организм. Вместе с минеральными веществами она принимает участие в построении клеток и во многих реакциях обмена. Вода участвует в регуляции температуры тела; испаряясь, охлаждает тело, предохраняя его от перегрева; транспортирует растворенные вещества.Вода и минеральные соли создают в основном внутреннюю среду организма, являясь основной составной частью плазмы крови, лимфы и тканевой жидкости.

Содержание

Обмен воды и солей.
Витамин «Д».Его значение. Рахитизм. Предупреждение рахита.
Гигиена питания. Воспитание у детей гигиенических навыков, связанных с приемом пищи. Гигиена персонала пищевого блока. Гигиенические требования к пищевому блоку и его оборудованию. Гигиеническая оценка посуды и уход за ней. Правила хранения и транспортировка пищевых продуктов.
Пересчитать калорийность завтрака: каша гречневая 50г., молоко 200г., чай.

Работа состоит из  1 файл

анатомия зевальд.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)
  1. Обмен воды и солей.
  2. Витамин «Д».Его значение. Рахитизм. Предупреждение рахита.
  3. Гигиена питания. Воспитание у детей гигиенических навыков, связанных с приемом пищи. Гигиена персонала пищевого блока. Гигиенические требования к пищевому блоку и его оборудованию. Гигиеническая оценка посуды и уход за ней. Правила хранения и транспортировка пищевых продуктов.
  4. Пересчитать калорийность завтрака: каша гречневая 50г., молоко 200г., чай.

 

 

1. Роль воды и солей в организме играет большую роль, особенно у детей. Все превращения веществ в организме совершаются в водной среде. Вода растворяет пищевые вещества, поступившие в организм. Вместе с минеральными веществами она принимает участие в построении клеток и во многих реакциях обмена. Вода участвует в регуляции температуры тела; испаряясь, охлаждает тело, предохраняя его от перегрева; транспортирует растворенные вещества.Вода и минеральные соли создают в основном внутреннюю среду организма, являясь основной составной частью плазмы крови, лимфы и тканевой жидкости. Они участвуют в поддержании осмотического давления и реакции плазмы крови и тканевой жидкости. Некоторые соли, растворенные в жидкой части крови, участвуют в переносе газов кровью. Вода и минеральные соли входят в состав пищеварительных соков, что во многом определяет их значение для процессов пищеварения. И хотя ни вода, ни минеральные соли не являются источниками энергии в организме, поступление их в организм и выведение оттуда являются обязательным условием его нормальной деятельности. Потеря организмом воды приводит к очень тяжелым нарушениям. Например, при расстройстве пищеварения у грудных детей самым опасным является обезвоживание организма, что влечет за собой судороги, потерю сознания и т. д. Именно резкое обезвоживание организма вследствие потери жидкости служит причиной столь тяжелого течения такого инфекционного заболевания, как холера. Лишение воды на несколько дней смертельно для человека.                                                                                                   В возрасте 3-7 лет у ребенка водный обмен еще неустойчив, поэтому избыточное   поступление воды в организм также нежелательно, как и недостаточное. В среднем суточная потребность дошкольника в воде составляет 60 мл на 1 кг массы тела.

Минеральные вещества выполняют пластические функции, а также играют роль катализаторов обменных процессов.Наибольшее значение для детского организма имеют такие минеральные вещества, как кальций, фосфор, магний, железо, йод.

Кальций. Около 99 % кальция находится в костной ткани. Кальций относится к трудноусвоясмым пищевым веществам. Отрицательное влияние на всасывание кальция оказывает избыток в пище жира, фосфора и магния. Наличие в рационе полноценного белка, молочного сахара и витамина D улучшает усвоение кальция. Легче усваивается кальций из молочных продуктов. Из злаковых продуктов кальций усваивается плохо, так как в них имеет место неблагоприятное соотношение кшшция и фосфора.Овощи и фрукты характеризуются невысоким содержанием кальция, но благоприятным соотношением его с фосфором и магнием.

Железо. Играет значительную роль в питании ребенка: участвует в окислительно-восстановительных процессах, которые у детей идут более интенсивно, чем у взрослых; участвует в процессах кроветворения, находясь в составе гемоглобина, и переносит кислород крови во все ткани и клетки. У детей потребность в железе высокая. Дефицит железа ведет к заболеванию анемия (малокровие), которым страдают в основном дети первых лет жизни.Развитию дефицита железа способствует неправильное питание детей, частые заболевания желудочно-кишечного тракта и наличие гельминтов (глистов).Недостаточное обеспечение кислородом клеток головного мозга может привести к снижению умственных способностей, ослаблению памяти, затруднению обучаемости детей.Хорошими источниками железа являются: мясо (телятина), печень, яичный желток, а также продукты растительного происхождения при наличии в них витамина С, который облегчает усвоение железа.                                                                                                                                 Йод. Йод участвует в образовании гормона щитовидной железы — тироксина. В нашей стране наравне с дефицитом железа в организме детей отмечается и дефицит йода, который ведет к развитию зоба (увеличение тканей щитовидной железы). Это заболевание встречается в основном у подростков, когда наиболее активно функционируют органы внутренней секреции.

2.Витамин D - незаменимый элемент в питании дошкольника. Витамин D играет немаловажную роль как в психическом, так и в физическом развитии дошкольника. Он необходим ребенку для усвоения и обмена кальция и фосфора. При недостатке данного витамина происходит размягчение костной ткани, что может быть пагубным для развития всего организм                                                                                                                                                  Рахит - заболевание, обусловленное дефицитом витамина Д.  Витамин Д вырабатывается кожей под действием ультрафиолетовых лучей, а также содержится в некоторых продуктах: рыбий жир, желток, молочные продукты. Витамин Д активно способствует усвоению кальция из кишечника и правильному его распределению в организме, что очень важно для развития костной ткани, работы центральной нервной системы, других органов.

Дефицит витамина Д в организме может возникать в холодное время года, когда недостаточно солнечного ультрафиолетового облучения, а также при неусвоении витамина Д из кишечника (это нередко бывает при дисбактериозе и различных ферментопатиях).

Часто рахит возникает у детей  младшего возраста, т.е. в первые три года жизни. Бывает рахит и у более старших детей и даже у взрослых. В течении рахита различают несколько стадий. На начальной стадии дефицита витамина Д у детей до года отмечаются снижение аппетита, повышенная потливость (особенно ладошек, стоп и волосистой части головы), беспокойство, повышенная возбудимость, ухудшение сна, облысение затылка. Эти признаки могут заметить родители, а врач при осмотре ребенка также обратит внимание на податливость краев большого родничка, снижение мышечного тонуса.

Если во время появления начальных  признаков рахита не предпринять  меры по профилактике и лечению, через  несколько недель развивается следующая  стадия - период разгара. На этой стадии заболевания начинаются костные  деформации: изменение формы черепа (уплощение затылка, удлинение черепа в верхнем направлении, появление лобных бугров); деформация грудной клетки (вдавление - “грудь сапожника” или выбухание - “куриная грудь”); искривление костей ног, особенно, если малыш уже ходит - появляются Х - или О - образные искривления; также происходит сужение таза, появление костных наростов в виде “браслеток”, “нитей жемчуга”, “рахитических четок”, которые хорошо видно на рентгенограммах.

Кроме костных деформаций замедляется  рост зубов, происходят серьезные нарушения работы самых разных органов: нарушается работа сердца и легких, возникает дисфункция желудочно-кишечного тракта (часто - запоры), вегето-сосудистые изменения (очень сильная потливость, мраморность кожи). Дети с рахитом в стадии разгара начинают отставать в развитии.

В анализах мочи при рахите будет  повышенное содержание фосфора, в анализах крови - сниженное количество фосфора, кальций - в норме или повышен. Диагноз, в основном, ставится по совокупности клинических проявлений.

В какой-то момент признаки разгара рахита проходят, ребенок начинает чувствовать себя лучше, но последствия перенесенного рахита могут остаться на всю жизнь в виде деформированных костей: кривые ноги, уродливая форма черепа, узкий неправильной формы таз, что для девочек - будующих мам чревато осложнениями во время беременности и родов. Кроме того, дети, перенесшие рахит в стадии разгара, очень долго восстанавливаются и находятся в группе риска по развитию хронических заболеваний или становятся часто болеющими.

Именно поэтому не нужно доводить ситуацию до разгара рахита, а заниматься профилактикой до появления клинических проявлений в осенне - зимне - весенний период или при появлении начальных признаков рахита. Среди мероприятий, предотвращающих развитие рахита - налаживание правильного питания, коррекция дисбактериоза кишечника, введение лекарственных форм витамина Д.

Правильное питание подразумевает  кормление грудным молоком, насколько  это максимально возможно, своевременное  введение прикорма (не раньше 4 - 5 месяцев), использование для докорма только адаптированных смесей, введение в рацион желтка, сливочного масла, печени, мяса. Коррекция нарушений кишечной микрофлоры также очень важна, поскольку усвоение витаминов и микроэлементов из кишечника во многом осуществляется этой микрофлоорой.Из медикаментозных средств профилактики и лечения рахита можно выделить препараты витамина Д2 (эргокальциферол) и витамина Д3 (холекальциферол). Существуют масляные и водные растворы. Можно отметить основные моменты использования препаратов витамина Д:препараты витамина Д3 физиологичнее и эффективнее препаратов витамина Д2;водные растворы менее токсичны, чем масляные, поэтому если нужно давать большую дозу витамина Д, им желательно отдать предпочтение;возможно длительное непрерывное использование профилактических доз во время всего холодного периода (с поздней осени до весны); при использовании доз выше профилактических, желательно делать короткие перерывы на 5 - 7 дней после каждых 3 - 4 недель применения этих препаратов;использование адаптированных смесей для питания ребенка не исключает применения лекарственных форм витамина Д для профилактики и лечения;прием поливитаминных препаратов (Мультитабс, Поливит - беби и др.) не исключает прием препаратов витамина Д для лечения и профилактики.

Один из современных подходов к  лечению и профилактике рахита - назначение курсовой дозы (200 тыс.ЕД) разово с повторением через полгода. Таким образом создается депо витамина Д в печени, и организм по мере своих надобностей использует его, в результате поддерживается нормальный баланс витамина Д. В России зарегистрирован препарат для такой схемы - французский препарат “Витамин Д3 - Б.О.Н.).Можно без консультации с врачом начать давать ребенку профилактически препарат витамина Д, когда осенью устанавливается пасмурная погода. Профилактику рахита нужно проводить всем детям до 3 лет, особенно недоношенным, ослабленным, детям первых месяцев жизни, рожденных в осенне-зимне-весенний период. Но если появляются признаки начинающегося рахита, нужно обязательно обратиться к врачу для корректировки лечения.В летнее время, при условии, что на улице тепло и солнечно, использование препаратов витамина Д не рекомендуется. Под действием ультрафиолетовых лучей в коже вырабатывается собственный витамин Д. При этом необязательно, чтобы ребенок находился под прямыми солнечными лучами, достаточно, чтобы он был максимально открыт (рубашка с коротким рукавом, панама, короткие штанишки; в теплую погоду можно быть совсем голышом, но с головным убором).

Витамин D поступает в организм не только с продуктами питания, часть его образуется в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей. Пребывание дошкольника на свежем воздухе по мере возможности очень благотворно отразится на его дальнейшем развитии.

При недостатке витамина D у ребенка происходит нарушение нормального формирования костей, и, вследствие недостаточной их минерализации, кости становятся мягкими и искривляются. Данное заболевание именуют «болезнью растущего организма», а именно - рахитом. У детей, страдающих рахитом, наблюдается слабость мышц, снижается мышечный тонус, запаздывает развитие двигательных навыков.

К специальным мерам по профилактике рахита относится применение препаратов витамина D. Но при этом очень важно  точно соблюдать дозировку, прописанную врачом. Согласно рекомендациям Совета по питанию и пищевым продуктам при Медицинском институте Национальной Академии (Food Nutrition Board at the Institute of Medicine of The National Academies), дошкольники должны получать 5 мкг (200 МЕ) витамина D в сутки.               Витамин D содержится не во всех продуктах. Одними из лучших естественных источников витамина D являются некоторые сорта рыбы, такие как лосось, тунец и макрель, а также печень трески, некоторое количество витамина D содержится в говяжьей печени, сыре и желтках яиц.

С дефицитом витамина D борются  путем добавления в пищу витаминов D2 и D3 — витамином D обогащают сухие  завтраки, хлеб, макаронные изделия, спреды, молоко и молочные продукты.                                                                                                                                Очень важно учитывать также тот факт, что, как и любой другой витамин в переизбытке, витамин D начинает наносить неизгладимый урон для организма дошкольника и может привести к тяжелым заболеваниям почек или сердца. Прежде чем включать в ежедневный рацион своему ребенку витамин D, необходимо проконсультироваться со сп

3. Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Первая  младшая группа (от 2 до 3 лет) 
- Закреплять умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого. 
- Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить "спасибо" 
- На картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы еды, знать предметы необходимые для еды их свойства и качества; 
-Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий; 
-Знать короткие стихи или потешки о еде, повторять их за взрослым или самостоятельно  
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) 
- Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место. 
-Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом. 
-В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды; 
-Знать многие предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи; 
-Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших); 
-Знать стихи о приеме пищи, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки с соответствующим содержанием. 
Средняя группа (от 4 до 5 лет) 
-Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, полоскать рот после еды;                                                                                                                               -Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. ---   Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды; 
Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно - гигиенических правил.     Старшая группа (от 5 до 6 лет) 
- Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. 
-Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых. 
 
Подготовительная к школе группа (от до 7 лет)

Информация о работе Обмен веществ. Обмен воды и соли. Витамин Д