Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:32, реферат
Целью выполнения этой контрольной работы является изучение анатомических особенностей головного мозга детей. Их влияние на психику ребенка, на развитие его способностей в процессе воспитания и обучения.
1.Введение
2.Цель
3.Задачи работы
4.Строение и функции головного мозга
5.Возрастные особенности головного мозга детей
6.Заключение
7.Использованная литература
Левое полушарие является доминантным, здесь находятся центры речи, счета, чтения, письма. Оно обрабатывает информацию аналитически и последовательно, анализирует изменения, выбирает цели, которые ставит перед собой человек, и программирует будущее. Здесь находится центр абстрактного мышления. Человек с преобладанием левополушарной функции тяготеет к теориям, имеет большой словарный запас, он целеустремлен, у него преобладает двигательная активность. Левое полушарие превосходит правое также в способности понимания речи, хотя эти различия менее выражены. Речевые функции у правшей преимущественно локализованы в левом полушарии и лишь у 5% лиц из них – в правом полушарии. У 70% леворуких центр речи, как у праворуких, – в левом полушарии, у 15% – в правом.
В левом полушарии данная информация соединяется с памятью, что позволяет человеку осмысленно интерпретировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения, а все это вместе позволяет выработать определенную линию поведения. В процессе эмбрионального развития мозга в переднем конце первичной нервной трубки образуются полости. Из них формируются желудочки мозга. Система желудочков состоит из боковых, III и IV желудочков. III и IV желудочки соединены водопроводом мозга. Боковые желудочки расположены в глубине полушарий мозга. Они имеют передний рог (расположенный в лобной доле), тело (расположенное в глубине теменной доли), задний рог (в затылочной доле), нижний рог (в височной доле). III желудочек имеет полость щелевидной формы и располагается в средней плоскости мозга, сообщаясь с боковыми желудочками посредством межжелудочковых отверстий и с IV желудочком посредством сильвиева водопровода. IV желудочек представляет собой расширение центрального канала спинного мозга. Дно IV желудочка имеет ромбовидную форму и образовано задней поверхностью продолговатого мозга, моста мозга и ножками мозжечка. В нижнем отделе дна лежат ядра блуждающего и языкоглоточного нервов.
В нижнем отделе ромбовидной ямки располагаются ядра добавочного нерва. В боковых карманах ромбовидной ямки преимущественно располагаются ядра вестибулярного нерва. При патологических процессах в желудочковой системе наступают нарушения ликворообращения: тяжелые головные болинарушения вегетативной функции и другое. Толщина коры – 3-5 мм; всего в коре 18 млрд. нервных клеток. Различают древнюю, старую и новую кору. У человека новая кора – неокортекс – занимает 95-96% общей площади коры и только 4-5% (Н.А. Фомин, 1982) приходится на долю древней и старой коры – палеокортекс.
Кора головного мозга выполняет следующие сенсорные функции:
является местом образования всех условных рефлексов, благодаря чему организм лучше приспосабливается к изменяющимся факторам внешней среды;
регулирует все функции организма, она может произвольно (в зависимости от воли и сознания человека) изменять работу некоторых внутренних органов; оказывает тормозящее влияние на различные условные и безусловные рефлексы, а также на подкорковые структуры. У детей слаба сила подкоркового торможения и очень высоко возбуждение подкорковых структур, поэтому они более естественны и несдержанны. Необходимо проводить тренировку тормозных процессов, т.е. вводить твердые и немногочисленные запреты; Установлено, что области коры, связанные с определенной функцией, имеют сходное строение. Участки коры, которые близки у животных и человека по своему функциональному значению, имеют определенное сходство в строении. Те участки мозга, которые выполняют чисто человеческие функции (речь), имеются только в коре человека, а у животных, даже у обезьян, отсутствуют. Морфологическая и функциональная неоднородность коры головного мозга позволила выделить центры зрения, слуха, осязания и т.д., которые имеют свою определенную локализацию. Однако неверно говорить о корковом центре как о строго ограниченной группе нейронов. Необходимо помнить, что специализация участков коры формируется в процессе жизнедеятельности. В раннем детском возрасте функциональные зоны коры перекрывают друг друга, поэтому их границы расплывчаты и нечетки. Только в процессе обучения, накопления собственного опыта и практической деятельности, происходит постепенная концентрация функциональных зон в отдельные друг от друга центры. Афферентные импульсы от всех рецепторов, за исключением обонятельных, поступают в кору больших полушарий через таламус. Центральные проекции соматической (мышечной и рецепторной) и висцеральной (внутренностной) чувствительности обособлены в первую и во вторую сомато-сенсорные зоны.
Первая сомато-сенсорная зона расположена в области задней центральной извилины. К ней поступают импульсы от проприоцепторов двигательного аппарата, а также от кожных и висцеральных рецепторов. Корковые проекции висцеральных афферентных систем расположены в областях представительства кожной рецепции соответствующих участков тела.
Вторая сомато-сенсорная зона расположена под роландовой бороздой. Она захватывает также верхний край сильвиевой борозды. Импульсы от проприоцепторов мышечного аппарата и интероцепторов внутренних органов поступают в нее через задние вентральные ядра таламуса.
Кора больших полушарий выполняет ведущую роль в формировании произвольных движений. Первичные двигательные центры коры находятся в передней центральной извилине. В премоторных (вторичных зонах) и обширных участках лобных и затылочных областей (третичных зонах) осуществляется дополнительный анализ и уточнение движений. Согласованная функция всех моторных полей коры является необходимым условием слаженной, координированной двигательной деятельности. Наибольшее корковое представительство в двигательной зоне имеют верхние конечности, в особенности кисти рук, а также мышцы лица, языка. Меньшую площадь занимают центральные проекции мышц туловища и нижних конечностей. В моторной зоне представлены и чувствительные клетки. Разрушение передней центральной извилины приводит к двигательным параличам и парезам. Повреждение премоторной зоны вызывает различные двигательные расстройства, нарушение точности и координации движений. Тонус мышц изменяется неадекватно характеру производимых действий, нарушаются походка и равновесие (атаксия). Дополнительная моторная зона расположена на медиальной поверхности коры больших полушарий. В ней представлена мускулатура всех частей тела. Эта зона играет вспомогательную роль в сохранении позы. Морфологическая близость и функциональное единство сенсорных и двигательных областей, управляющих движениями, позволяет говорить об этой области как высшей корковой проекции кинестетического анализатора (сомато-сенсорная зона кинестетического анализатора). Отростки вторых нейронов образуют боковые спинно-таламические пути, заканчивающиеся в зрительном бугре. От третьих нейронов зрительного бугра восходящие пути достигают коры больших полушарий. В составе вентрального спинно-таламического пути идут чувствительные нервы, несущие возбуждение от тактильных рецепторов. Таламические пути перекрещиваются в спинном мозге, на уровне тех сегментов, куда входят чувствительные нервы.
Информация о работе Изучение анатомических особенностей головного мозга детей