Близорукость. Причины. Клиническая картина. Лечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:30, контрольная работа

Описание

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема миопии является актуальной. Следовательно, тема данной контрольной работы «Близорукость. Причины. Клиника. Лечение.» актуальна как для родителей, студентов, преподавателей. Поэтому в данной работе рационально поставить следующие задачи:
изучить и дать краткую характеристику методов изучения органов зрения;
дать характеристику понятия «близорукость»;
рассмотреть причины возникновения близорукости;
рассказать о клинической картине близорукости;

Содержание

Введение
Часть 1. Методы исследования органов зрения.
Часть 2. Близорукость.
Близорукость.
Причины близорукости.
Клиническая картина близорукости.
Лечение близорукости.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 88.68 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования 
«Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова»

Институт  педагогики, психологии и социальной работы

Кафедра специальной педагогики и психологии 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи». 

Тема: Близорукость. Причины. Клиническая картина. Лечение. 
 
 
 
 

              Выполнил  студент 3 курса заочной формы  обучения отделения «Логопедия»  Зашихина Татьяна Юрьевна.

              Проверил: Старцева Л. Ф. 
               
               
               

Архангельск

2012

Содержание

    Введение

    Часть 1. Методы исследования органов зрения.

    Часть 2. Близорукость.

  1. Близорукость.
  2. Причины близорукости.
  3. Клиническая картина близорукости.
  4. Лечение близорукости.

    Заключение

    Список литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

     Жизнь человека — постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных  и совершенных органов чувств. И важнейшим из них является зрение. Благодаря ему мы различаем разнообразные предметы, правильно определяем их местоположение в пространстве, воспринимаем богатейшую гамму цветовых оттенков.

     Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем теперь благодаря зрению. Оно приняло на себя огромные перегрузки, которые не были запрограммированы в ходе эволюции. Ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии.

     Одна  из причин ухудшения зрения — близорукость. За последние десятилетия число  лиц, страдающих близорукостью, значительно  возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего  в мире очки носят около 1 миллиарда  человек. Близорукость присуща в основном молодым.

     Первое  упоминание о близорукости встречается  у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово “миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин “миопия”.

     Проблема  миопии сохранилась до наших дней. Только задумайтесь: нет практически ни одной семьи, которую бы не затронула данная патология глаза.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что проблема миопии является актуальной. Следовательно, тема данной контрольной работы «Близорукость. Причины. Клиника. Лечение.» актуальна как для родителей, студентов, преподавателей. Поэтому в данной работе рационально поставить следующие задачи:

    • изучить и дать краткую характеристику методов изучения органов зрения;
    • дать характеристику понятия «близорукость»;
    • рассмотреть причины возникновения близорукости;
    • рассказать о клинической картине близорукости;
    • рассказать о методах лечения близорукости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 1. Основные методы исследования органа зрения. 

     Современная медицина не стоит на месте, а постоянно развивается изобретает новые методы для выявления патологий сенсорных систем, не является исключением и орган зрения, через который поступает самый большой объем информации об окружающем нас мире.

     Мы  хотели бы рассказать о таких методах  исследования органов зрения, как кератометрия, алгезиметрия, методы исследования слезных путей, флюоресцеиновая проба и исследование зрения. Такие исследования проводятся с появления человека на свет и на протяжении всей его жизни.

  1. Кератометрия.

       Кератометрию используют уже при исследовании органа зрения у ребенка в родильном доме. Это необходимо для раннего выявления врожденной глаукомы. Кератометрия, которую может осуществить практически каждый человек, основана на измерении горизонтального размера роговицы с помощью линейки с миллиметровым делением или полоски листа из тетради в клетку. Подставив линейку как можно ближе, например, к правому глазу ребенка, врач определяет деление на линейке, которое соответствует темпоральному краю роговицы, закрывая свой правый глаз, а соответствующее назальному краю — закрывая левый глаз. Таким же образом следует поступать, когда к глазу подносится «клеточная полоска» (ширина каждой клетки равна 5 мм). Производя кератометрию, необходимо помнить возрастные нормы горизонтального размера роговицы: у новорожденного 9 мм, у 5-летнего ребенка 10 мм, у взрослого около 11 мм. Так, если у новорожденного она вписывается в две клетки полоски бумаги и остается маленький зазор, то это норма, а если выходит за пределы двух клеток, то возможна патология. Для более точного измерения диаметра роговицы предложены приборы -кератометр, фотокератометр.

     Необходимо  отметить, что при исследовании роговицы важно определить не только ее прозрачность, чувствительность, целость и размеры, но и сферичность. Особенно большое  значение это исследование приобретает  в последние годы в связи со все большим распространением контактной коррекции зрения. Для определения сферичности роговицы применяют кератоскопы. 
 
 
 
 
 
 

  1. Алгезиметрия.

     Важным  критерием в диагностике, оценке тяжести и динамики патологического  процесса является состояние чувствительности роговицы. Наиболее простым из известных  способов, хотя и грубым, позволяющим  получить лишь приблизительное представление  о чувствительности роговицы, является алгезиметрия с помощью ворсинки ваты или волоска. Для того чтобы не пугать детей, следует подносить ворсинку или волосок к глазу не прямо, а с височной стороны, делая это медленно, как бы незаметно, то правой, то левой рукой, слегка раздвигая веки (раскрывая глазную щель) другой рукой со стороны носа. Такое исследование позволяет судить о наличии выраженной чувствительности или значительном ее нарушении. 
 

  1. Методы  исследования слезных  путей.

     Исследование  слезных путей у детей необходимо проводить в родильном доме, а  затем в течение всего первого  полугодия жизни. Почти у 5% новорожденных  носослезный проток закрыт желатинозной пробкой, которая растворяется в первые дни жизни в результате воздействия слизисто-слезной жидкости, содержащей фермент лизоцим, и путь для слезоотведения оказывается открыт. Однако примерно у 1% новорожденных эта пробка не растворяется, а организуется в соединительнотканную перегородку, в результате чего слезоотведение оказывается невозможным. Кроме того, причиной нарушения проходимости слезных путей могут быть изменения в каждом из их отделов, а также в носу. Первым признаком патологии слезных путей является постоянное слезостояние, а нередко и слезотечение. Для того чтобы установить причину или причины слезостояния и слезотечения, необходимо последовательно осуществить ряд исследований, начиная с простого визуального определения положения век по отношению к глазному яблоку. В норме верхнее и нижнее веки соприкасаются с глазным яблоком, и, таким образом, можно считать, что в полной мере функционирует слезный ручей. Наличие выворота, заворота, колобомы век, лагофтальма и других изменений преимущественно края век могут быть причиной слезостояния и слезотечения.

     Очень важно установить также, есть ли у  новорожденного слезные точки, как  они выражены и где расположены. Для этого необходимо слегка оттянуть каждое веко у внутреннего угла глазной  щели и определить состояние каждой слезной точки.

     Если  при обычном положении век  слезные точки не видны и появляются только при нежном оттягивании века, то, значит, они расположены правильно. В норме слезные точки четко  определяются в виде миниатюрного воронкообразного углубления в слезном бугорке.

     Нажимая пальцем или стеклянной палочкой на область слезного канальца при  оттянутом веке проверяют нет ли слизистого или иного отделяемого из слезных точек. Как правило, выделений из слезных точек при этой манипуляции не бывает.

     Следующим этапом исследования является определение  наличия и функционирования слезного мешка. С этой целью пальцем или  стеклянной палочкой нажимают на кожу около нижневнутреннего угла глазницы, т. е. в области проекции слезного мешка. Веко при этом должно быть оттянуто от глазного яблока, чтобы была видна слезная точка. Если при надавливании на данную область не наблюдается отделяемого из слезной точки или оно очень скудное, прозрачное и жидкое (слеза), то, значит, слезный мешок есть. Однако с уверенностью сказать, что он хорошо функционирует и имеет правильное расположение и размеры нельзя. Если же при данной манипуляции отмечается обильное слизистое или слизисто-гнойное отделяемое из слезных точек, то это свидетельствует о непроходимости носослезного протока. В тех же редких случаях, когда при нажатии на область слезного мешка его содержимое выходит не через слезные точки, а через нос (под нижнюю носовую раковину), можно думать о неправильном строении и форме слезного мешка и проходимости костной части носослезного протока.

     В заключение осматривают область  нижней носовой раковины, определяют состояние носовой перегородки. Кроме того, обращают внимание на наличие  или отсутствие (затруднение) носового дыхания.

  1. Флюоресцеиновая проба.

     Флюоресцеиновую пробу проводят при подозрении на нарушение целости роговицы (кератиты, повреждения, дистрофия). В конъюнктивальную полость (на роговицу) инсталлируют 1—2 капли раствора флюоресцеина (в тех случаях, когда нет раствора флюоресцеина, пробу можно выполнить с помощью раствора колларгола), а затем быстро промывают полость изотоническим раствором хлорида натрия или любыми глазными растворами антисептиков, антибиотиков, сульфаниламидных препаратов. После этого комбинированным методом с помощью бинокулярной лупы, ручной или стационарной щелевой лампы осматривают роговицу и конъюнктиву. Если в роговице имеется дефект (нарушена целость эпителия и более глубоких ее слоев), то в этом месте будет видно желтовато-зеленоватое окрашивание. В процессе лечения заболевания (повреждения) роговицы пробу применяют многократно, что позволяет следить за динамикой процесса, эффективностью лечения и восстановлением ее целости

  1. Исследование зрения.
  • Исследование остроты зрения (визометрия) осуществляют с помощью таблиц - оптотипов (в специальных приборах) и проектора испытательных знаков. Оно позволяет определить разрешающую способность глаза (пороги световой чувствительности, цветовосприятие, глубинное зрение). Остроту зрения исследуют при всех патологических состояниях глаза и аномалиях рефракции, а также при экспертной и прфессиональной оценке зрительного анализатора.
  • Периметрию применяют для исследования полей зрения и выявления скотом. Проекционный периметр предназначен для всех видов периметрии. С целью количественной оценки световой чувствительности используют сферические, кинетические, квантативные периметры, периграфы, анализатор поля зрения. Исследования поля зрения позволяют изучать зрительные функции в той или иной его точке, играют важную роль в диагностике различных патологических процессов в зрительном анализаторе, особенно при глаукоме, заболеваниях зрительного нерва, патологии сетчатки.
  • Исследование рефракции глаза. Скиаскопия - объективная оценка клинической рефракции путём проведения теневой пробы с помощью офтальмологического зеркала и набора пробных очковых линз или скиаскопических линеек. Разновидность метода - лазерная скиаскопия. Субъективную оценку проводят с помощью пробных очковых стекол. Рефрактометрия - объективное измерение рефракции глаза с помощью оптических приборов - рефрактометров. Обе методики позволяют определять виды рефракции (эмметропия, миопия, гиперметропия, астигматизм) и их количественные параметры.
  • Тонометрия - определение внутриглазного давления (офтальмотонуса)с помощью тонометров (импрессионных, аппланационных) и специально разработанных таблиц. Метод позволяет выявлять изменения внутриглазного давления в течение суток.
  • Методика внешнего осмотра глаза - Исследование органа зрения начинают с внешнего осмотра глаза при естественном освещении. В области орбиты изменения могут быть связаны главным образом с врожденной патологией в виде дермоидных кист, мозговой грыжи или опухолей (ангиомы, саркомы и т. д.). Обращают внимание на состояние век. В редких случаях может быть врожденная или приобретенная колобома век, сращение их врожденное или в результате грубого рубцового процесса.
  • Исследование с помощью офтальмоскопа (офтальмоскопия) Остальные отделы глазного яблока (хрусталик, стекловидное тело, глазное дно) видны при исследовании офтальмоскопом - вогнутым зеркалом с небольшим отверстием в центре. Офтальмоскоп был изобретен Гельмгольцем в 1850 г.

Информация о работе Близорукость. Причины. Клиническая картина. Лечение