Базовые принципы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание

Правила регулирующие ту или иную сферу жизни общества, устанавливаются людьми или группами людей, а это значит, что на содержание таких правил влияет субъективный фактор.
Однако это влияние не имеет решающего значения, ведь появление абсолютного большинства правил вызвано объективной необходимостью, а их содержание непосредственно связано с теми задачами, для решения которых эти правила предназначены.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Базовые принципы бухгалтерского учета…...………………………..………2
1.1. Принцип автономности…………………………………….………...…..…3
1.2. Принцип самостоятельности………………………………………………..4
1.3. Принцип регистрации ……………………………………………………....5
1.4. Принцип непрерывности и соответствия…………………………………..8
1.5. Принцип критического момента учета………………………………….…9
1.6. Принцип начислений ……………………………………………………...11
1.7. Принцип консерватизма…………………………………………………...13
1.8. Принцип двустороннего отражения хозяйственных операций…………14
1.9. Принцип денежного измерения…………………………………………...16
1.10. Принцип относительности ………………………………………………...17
1.11. Принцип себестоимости…………………………………………………...18
1.12. Принцип материальности …………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы ……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Принцип непрерывности также называют принципом действующего предприятия.

Он оправдывает последовательное применение принципа исторической оценки стоимости.

В текущем финансовом учёте оценка по фактической себестоимости активов и обязательств в момент их возникновения сама по себе не решает всех учётных проблем, но создаёт надёжную основу для корректировки исторических оценок (в ценах соответствующих периодов времени) на основе индексов цен, дисконтных множителей и других поправочных коэффициентов. Последовательное соблюдение данного принципа позволяет в полной мере обеспечить контроль за реальным финансовым ростом капитала. Отступление от принципа постоянно действующего предприятия допускается в экстремальных условиях - инициативного и вынужденного функционирования предприятия - ликвидации и банкротства. В этих случаях принцип исторической оценки стоимости активов, обязательств и капитала должен быть нарушен в пользу объективно сложившихся конъюнктурных оценок рынка; расчёты деловых партнёров на момент ликвидации предприятия должны быть завершены.

Реальная стоимость капитала будет определяться уравнением: Капитал = Активы – Обязательства. Принцип непрерывной деятельности важен ещё и в том отношении, что активы предприятия не следует оценивать по цене их распродажи, т. е. по деньгам, которые можно было бы выручить от продажи активов по частям с последующим прекращением предпринимательской деятельности.Следовательно, предприятие является экономической организацией, призванной функционировать в течение длительного времени, в рамках которой координированным образом приобретается, производится и потребляется богатство (экономические ресурсы) с целью удовлетворения человеческих потребностей.

Так как бухгалтерский учёт опирается на принцип непрерывности, то он не содержит о том, за сколько могли бы быть реализованы средства предприятия, если бы оно прекратило свою деятельность.

1.5             Принцип критического момента учёта

 

Принцип критического момента учёта позволяет ответить на простые, но принципиальные вопросы: "Когда признавать совершённую хозяйственную операцию?". От ответа на эти вопросы зависит величина финансового результата, отражаемого как учётная категория. Традиционно бухгалтерия придерживалась принципа, согласно которому хозяйственная операция должна быть зарегистрирована документально на момент перехода права собственности от продавца к покупателю, а равно и при возникновении обязательства платить. Юридически оба момента фиксации факта равнозначны, хотя с экономической точки зрения дело обстоит не совсем так из-за неэквивалентности сделки для каждого из партнёров. Заранее определённым критическим моментом времени, например, реализации, в которой должна быть зарегистрирована хозяйственная операция, может быть факт: отгрузки товара поставщиком (продавцам); получения товара покупателем; выставления счёта на оплату товара покупателям; поступления денежных средств на счёт продавца.                                                                                                                 

 

Первые три способа фиксации фактов в учёте относят к методу начислений - методу признания факта совершения сделки; последний способ часто называют "кассовым методом" оплаты.

В учёте поступлений от реализации и издержек способы фиксации фактов часто комбинируют: поступления от реализации - по кассовому методу, а издержки - по методу начислений. Оборот ценностей на предприятии не имеет конца в силу его непрерывности. Он может быть представлен в зависимости от специфики предпринимательства и типа предприятия схемой операционного цикла предприятия. Этот цикл, по сути, отражает два взаимосвязанных потока активов денежных средств или обязательств к получению - в результате реализации товаров и услуг заказчиками и оттока ресурсов, которые были необходимы для получения этих поступлений, в виде издержек. В сочетании с принципом консерватизма принцип критического срока учёта имеет две стороны: поступления признаются только тогда, когда на то имеется обоснованная уверенность. Поступление должно быть признано в самом раннем периоде, в котором предприятие выполнило все условия для получения заработанного дохода и есть реальная возможность достоверно оценить сумму денежных или бартерных поступлений; расходы признаются, как только возникает обоснованная возможность их начисления. Метод учёта по поставке означает признание поступления в периоде, в котором поставляются товары и предоставляются услуги. Метод учёта по договору поручения означает, что поставщик отправляет товары агенту, который берёт на себя их реализацию. Пока товары не проданы, они остаются собственностью поставщика и могут быть ему возвращены. Метод учёта по франшизе (при передаче монопольных прав на торговую марку, ноу-хау и т. п. в пользу покупателя) - поступления и доход признаются в течение периода действия соглашения о передаче прав, а не по факту получения доходов от использования франшизы.

Метод учёта по этапам исполнения контракта, в случае длительного характера производства - строительство домов, судов и т. п. может быть реализован, как: Оплата определённой, заранее оговорённой суммы по факту реализации этапов проекта. Оплата в зависимости от фактических затрат на реализацию этапа проекта плюс прибыль исполнителя работ (контракт с возмещением издержек); поступления и доход признаются по мере фактической приёмки - сдачи проекта (метод учёта по совершении контракта). Метод учёта по рассрочке учитывает определённую сумму. Пропорционально части стоимости, которая приходится на данный период.

Нестабильность курса рубля заставляет использовать некоторые общие подходы к оценке хозяйственных операций, совершаемых с использованием иностранных денежных единиц. Общий принцип оценивания состоит в том, что бы максимально приблизить масштаб денежных единиц к моменту совершения хозяйственной операции.

1.6             Принципы начисления

 

Принцип (метод) начислений состоит в том, что все доходы и расходы, полученные или понесённые в отчётном периоде, считаются доходами и расходами отчётного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

Доходы и расходы, не относящиеся к отчётному периоду, не признаются доходами и расходами этого периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде. Метод начислений в учёте доходов и расходов позволяет "отразить финансовые последствия для фирмы возникающих фактов хозяйственной жизни в те периоды, когда эти факты имели место, а не тогда, когда фирма получает или выплачивает деньги.

Метод включает два приёма:

1) констатация - признание доходов в момент их получения и расходов в момент их возникновения;                                                                                       

2) трансформация счетов.

Отсрочка - расходы или доходы будущих периодов. Она необходима: в случае возникновения затрат, которые могут быть отнесены к двум или более отчётным периодам.

Например, стоимость здания, вспомогательные материалы, авансом оплаченная страховка.

Трансформация затрагивает счета активов (кредитуются) и счета расходов (дебетуются); в случае возникновения доходов, которые должны быть отнесены к двум и более отчётным периодам.

Например, получение авансом комиссионных за услуги, которые будут оказаны впоследствии. Трансформация затрагивает счёт пассивов (дебетуется) и счёт доходов (кредитуется).

Начисление - констатация расходов или доходов, которые уже не имеют место, но ещё не были зарегистрированы и проведены по кассе.

Начисление необходимо:

в случае причитающихся, но не зарегистрированных и не полученных доходов. Например, заработанные, но до сих пор не полученные комиссионные, счета на которые не были выставлены клиентам. Трансформация затрагивает счёт активов (дебетуется) и счёт доходов (кредитуется);

в случае возникших, но незарегистрированных и не понесённых расходов. Например, заработная плата работников за текущий отчётный период, но выплачиваемая в следующий отчётный период. Трансформация затрагивает счёт расходов (дебетуется) и счёт пассивов (кредитуется).

Фирмы часто несут затраты, которые оказывают благоприятное влияние на финансовые результаты более чем одного отчётного периода. Эти затраты обычно целиком относятся на счета активов. В конце определённого отчётного периода суммы, относящиеся к этому периоду, обычно переносятся со счетов активов на счета расходов.                                                                               

К двум наиболее важным видам отсрочек расходов относятся записи по авансированным (авансам оплаченным) расходам и амортизация зданий, сооружений, оборудования.

Авансированные расходы выплачиваются вперёд и относятся к будущему. Среди них арендная плата, выплаты страховки, и приобретение расходных материалов.

Та часть расходов, которая пошла на проведение текущих операций данного периода, рассматривается как расходы данного периода, а та часть, которая ещё не нашла в этом отчётном периоде своего применения, рассматривается как расходы будущих периодов.

Если в конце месяца не сделаны корректирующие записи по отнесению авансированных расходов, то и баланс, и отчёт о прибылях и убытках считаются составленными неверно. В этом случае оценка активов будет завышена, а расходы - занижены. Следствием этого станет завышение капитала в балансе и чистой прибыли в отчёте о прибылях и убытках.

1.7 Принцип консерватизма (осмотрительности).

Принцип консерватизма означает, что счётный работник всегда должен быть склонен к наиболее реальным оценкам активов и обязательств. Поскольку они прямо влияют на валюту баланса, то следует руководствоваться мотивами осторожности.

Трудно объективно оценить стоимость акций, облигаций, нематериальных активов, осознавая недостаточность и противоречивость использования принципа фактической стоимости в оценки реального имущественного положения, представленного балансом предприятия, бухгалтеру данным принципом предписывается предусмотрительность вероятных денежных оценок. Особенно ощутимо это проявляется при переоценках по восстановительной стоимости в условиях инфляции, в оценке финансовых активов по биржевым котировкам и доходов будущих периодов, признания полученных процентных доходов, дивидендов.                                               

Консерватизм означает, что когда бухгалтеру не ясно, как оценить активы, они обычно выбирают наименьшую оценку из возможных, т. е. если рыночная стоимость предмета выше себестоимости - ценности показываются в отчёте по себестоимости, и наоборот, если рыночная стоимость предмета ниже себестоимости

- в отчёте проставляются рыночные цены. Таким образом, бухгалтеры обеспечивают осторожность оценки, как активов, так и исчисленной прибыли.

Предположим, что в январе покупатель решил купить у компании «Авто» автомобиль. При этом компания обязалась доставить автомобиль покупателю в марте. Покупатель согласился купить автомобиль в январе, который будет доставлен ему в марте. И хотя маловероятно, что покупатель может передумать, тем не менее такая возможность существует. Поэтому продажу автомобиля в январе нельзя считать состоявшимся событием.

В январе покупатель согласился купить автомобиль с условием доставки его в марте. Поскольку продажа этого автомобиля не является бесспорным фактом в январе, то с точки зрения бухгалтерского учёта сумма сделки не может быть включена в доходы января. После того, как в марте покупатель получит автомобиль, подтвердив тем самым факт покупки, сумма сделки будет включена в доходы марта.

Такой подход является консервативным методом учёта результатов трансакции.

Доход представляет собой увеличение капитала компании. В соответствии с принципом консерватизма, в бухгалтерском учёте не фиксируют увеличения капитала до тех пор, пока сделка не становиться вполне определённым событием. Увеличение капитала фиксируют тогда, когда оно является вполне определённым событием.

 

Аналогичные соображения относятся и к уменьшению капитала. Предположим, что у компании «Авто» в январе был украден автомобиль и в компании решили считать этот автомобиль безвозвратно пропавшим при условии, если он не найдётся до марта.                                                                                             

Тем не менее, согласно принципу консерватизма, уменьшение капитала в результате пропажи автомобиля учитывают тогда, когда пропажа стала вполне возможным событием, то есть в январе.

Следовательно, принцип консерватизма состоит из двух положений:

1) признание увеличения капитала происходит только тогда, когда это является вполне определённым событием;

2) признание уменьшения капитала происходит только тогда, когда это становиться вполне возможным событием.

 

1.8 Принцип двустороннего отражения хозяйственных операций

Двустороннее отражение хозяйственных операций является бухгалтерским принципом, в силу которого все хозяйственные операции получают двойственное счётное отражение. У каждой компании есть два типа капитала: собственный и привлечённый - кредиторская задолженность. Таким образом, экономические ресурсы = привлечённый капитал + капитал.

Согласно бухгалтерской терминологии экономические ресурсы рассматриваются как активы, а кредиторская задолженность - как пассивы. Таким образом, это уравнение может быть представлено в следующем виде:

активы = пассивы + капитал.

Приведённое уравнение известно как балансовое уравнение. Обе его части должны быть равны между собой.

 

Активы - потенциальные доходы, возможные вследствие использования данным юридическим лицом приобретённых или контролируемых ценностей, поступивших на предприятие в результате ранее проведённых операций или происшедших в прошлом событий.

Информация о работе Базовые принципы бухгалтерского учета