Решение оптимизационных экономических задач методами линейного программирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание

Математика служит людям издавна и успешно. Потребности всей практической деятельности людей, естествознания, техники постоянно ставили и ставят перед математикой новые задачи, стимулируя ее развитие. В свою очередь прогресс в математике делал математические методы более эффективными, расширял сферу их применения и, тем самым, способствовал общему научно-техническому прогрессу и развитию производительных сил. В противовес историческому мифу можно без преувеличения сказать, что мир стоит не на трех китах, а на двух - математике и экономике. Математика - основа всех точных наук, а экономика в двух своих ипостасях - как хозяйственная система и как наука - создает материальные условия для существования людей и помогает им понять «что почем» в окружающей их жизни.

Содержание

Введение
Основная часть
2.1 Общая постановка задачи линейного программирования (ЛП)
2.2 Примеры экономических задач, приводящихся к задачам ЛП
2.3 Геометрический (графический) метод решения задач ЛП
2.4 Пример решения задачи ЛП геометрическим методом
2.5 Симплексный метод решения задач ЛП
2.6 Пример решения задачи ЛП симплексным методом
2.7 Теоремы двойственности и их использование в задачах ЛП
2.8 Пример решения двойственной задачи
2.9 Транспортная задача и ее решение методом потенциалов
2.10 Пример решения транспортной задачи
2.11 Решение задач ЛП с использованием программы «Maple 15»
Заключение
Список литературы
4 стр.
9 стр.
9 стр.
12 стр.
17 стр.
20 стр.
24 стр.
30 стр.
34 стр.
37 стр.
43 стр.
48 стр.
… стр.
… стр.
… стр.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 2.36 Мб (Скачать документ)

 

Этой таблице соответствует  допустимый план:

x5 = 2;

x6 = 5;

x1…4 = 0;

F = 27*0 + 10*0 + 15*0 + 28*0 + 0*2 + 0*5 = 0.

 

Проверим полученный план на оптимальность, вычислив для  этого оценки Δi:

Δ1 = (0*3 + 0*3) – 27 = -27

Δ2 = (0*2 + 0*1) – 10 = -10

Δ3 = (0*1 + 0*3) – 15 = -15

Δ4 = (0*2 + 0*4) – 28 = -28

Δ5 = (0*1 + 0*0) – 0 = 0

Δ6 = (0*0 + 0*1) – 0 = 0

 

План не оптимален, т.к. содержит отрицательные оценки.

В качестве направляющего выберем столбец, соответствующий переменной x4, так как у нее наибольший коэффициент по модулю. Из столбца выберем наименьшее значение: min (2/2=1;5/4=1,25). Следовательно, первая строка является ведущей, т.к. у нее наименьшее значение. Разрешающий элемент равен 2 и находится на пересечении ведущего столбца и ведущей строки. Значит, из базиса необходимо убрать вектор A5.

Теперь необходимо скомбинировать строки так, чтобы на месте разрешающего элемента появилась единица, а оставшийся элемент направляющего вектора  преобразовался в ноль:

1) Первую строку разделим  на два, т.е. S1/2.

2) Из второй строки вычтем первую, помноженную на два, т.е. S2 - S1*2

 

После этого можно  составить вторую симплекс-таблицу:

Базис

Cб.

B

C1 = 27

C2 = 10

C3 = 15

C4 = 28

C5 = 0

C6 = 0

A1

A2

A3

A4

A5

A6

A4

28

1

1,5

1

0,5

1

0,5

0

A6

0

1

-3

-3

1

0

-2

1

Δi =

15

18

-1

0

14

0


 

Этой таблице соответствует  допустимый план:

x4 = 1;

x6 = 1;

x1,2,3,5 = 0;

F = 27*0 + 10*0 + 15*0 + 28*1 + 0*0 + 0*1 = 28.

 

Проверим полученный план на оптимальность:

Δ1 = (28*1,5 + 0*(-3)) – 27 = 15

Δ2 = (28*1 + 0*(-3)) – 10 = 18

Δ3 = (28*0,5 + 0*1) – 15 = -1

Δ4 = (28*1 + 0*0) – 28 = 0

Δ5 = (28*0,5 + 0*(-2)) – 0 = 14

Δ6 = (28*0 + 0*1) – 0 = 0

План не оптимален, т.к. все еще содержит отрицательную оценку.

В качестве направляющего столбца выберем столбец, соответствующий переменной x3. Из столбца выберем наименьшее значение: min (1/0,5=2 ; 1/1=1). Следовательно, вторая строка является ведущей. На этот раз из базиса необходимо убрать вектор A6.

Снова комбинируем строки так, чтобы на месте разрешающего элемента появилась единица, а оставшийся элемент направляющего вектора преобразовался в ноль:

1) Из первой строки  вычтем вторую, деленную на два,  т.е. S1 - S2/2.

2) Вторую строку оставим нетронутой, т.е. S2 /1.

 

После этого можно  составить третью симплекс-таблицу:

Базис

Cб.

B

C1 = 27

C2 = 10

C3 = 15

C4 = 28

C5 = 0

C6 = 0

A1

A2

A3

A4

A5

A6

A4

28

0,5

3

2,5

0

1

1,5

-0,5

A3

15

1

-3

-3

1

0

-2

1

Δi =

12

15

0

0

12

1


 

Этой таблице соответствует  допустимый план:

x4 = 0,5;

x3 = 1;

x1,2,5,6 = 0;

F = 27*0 + 10*0 + 15*1 + 28*0,5 + 0*0 + 0*1 = 29.

 

Проверим полученный план на оптимальность:

Δ1 = (28*3 + 15*(-3)) – 27 = 12

Δ2 = (28*2,5 + 15*(-3)) – 10 = 15

Δ3 = (28*0 + 15*1) – 15 = 0

Δ4 = (28*1 + 15*0) – 28 = 0

Δ5 = (28*1,5 + 15*(-2)) – 0 = 12

Δ6 = (28*(-0,5) + 15*1) – 0 = 1

Все оценки положительны – значит, теперь план оптимален.

7. Теоремы двойственности и их использование в задачах ЛП

 

Каждой задаче линейного  программирования можно определенным образом сопоставить некоторую  другую задачу (линейного программирования), называемую двойственной или сопряженной по отношению к исходной или прямой задаче. Дадим определение двойственной задачи по отношению к общей задаче линейного программирования, состоящей в нахождении максимального значения функции  при условиях:


 

                                                                                                              (1)

 

 

 

 

 

 Определение: задача, состоящая в нахождении минимального значения функции                                                                          при условиях:



 

                                                                                                     (2)

 

 

 

 

 

называется двойственной по отношению к задаче (1). Задачи (1) и (2) образуют пару задач, называемую в линейном программировании двойственной парой. Сравнивая две сформулированные задачи, мы видим, что двойственная задача составляется согласно следующим правилам:

 

1. Целевая функция  исходной задачи (1) задается на максимум, а целевая функция двойственной (2) - на минимум.

2. Матрица

 

 

составленная из коэффициентов  при неизвестных в системе  ограничений исходной задачи (1), и аналогичная матрица

 

 

в двойственной задаче (2) получаются друг из друга транспонированием (т.е. заменой строк столбцами, а столбцов - строками).

3. Число переменных  в двойственной задаче (2) равно числу ограничений в системе исходной задачи (1), а число ограничений в системе двойственной задачи - числу переменных в исходной задаче.

4. Коэффициентами при  неизвестных в целевой функции двойственной задачи (2) являются свободные члены в системе исходной задачи (1), а правыми частями в соотношениях системы двойственной задачи - коэффициенты при неизвестных в целевой функции исходной задачи.

5. Если переменная xj исходной задачи может принимать только лишь положительные значения, то j-е условие в системе двойственной задачи является неравенством вида « ≥ ». Если же переменная xj может принимать как положительные, так и отрицательные значения, то j-е соотношение в системе двойственной задачи представляет собой уравнение. Аналогичные связи имеют место между ограничениями исходной задачи и переменными двойственной задачи. Если i-тое соотношение в системе исходной задачи — неравенство, то i-я переменная двойственной задачи yi ≥ 0. В противном случае переменная yi может принимать как положительные, так и отрицательные значения.

Двойственные пары задач  обычно подразделяют на симметричные и несимметричные. В симметричной паре двойственных задач ограничения прямой задачи и соотношения двойственной задачи являются неравенствами вида “ ". Таким образом, переменные обеих задач могут принимать только лишь неотрицательные значения.

 

Зависимость между решением прямой и двойственной задачами обосновывается соответствующими теоремами и леммами.

Лемма 1: если x - некоторый план исходной задачи, а y - произвольный план двойственной задачи, то значение целевой функции исходной задачи при плане х не превосходит значение целевой функции двойственной задачи при плане y, т.е. F(x) ≤ G(y).

Лемма 2: если F(x*) = G(y*) для некоторых планов х* и y* прямой и двойственной задач, то х* - это оптимальный план исходной задачи, а y* - это оптимальный план двойственной задачи.

Теорема 1 (первая теорема двойственности): если одна из пары двойственных задач имеет оптимальный план, то и другая имеет оптимальный план и значение целевой функции задачи при их оптимальных планах равны между собой.

Fmax = Gmin

Если же целевая функция  одной из пары двойственных задач не ограничена (для исходной задачи не ограничена сверху, а для двойственной - снизу), то другая задача вообще не имеет планов.

Теорема 2 (вторая теорема двойственности): план задачи и план задачи, являются оптимальными планами этих задач тогда и только тогда, когда для любого выполняется равенство:

 

8. Пример решения двойственной задачи

 

а) Дана прямая (исходная) задача, необходимо составить к ней двойственную:

Для изготовления 4-ех видов продукции P1, P2, P3, P4  используют два вида сырья: S1 и S2 . Запасы сырья, количество единиц сырья, затрачиваемых на изготовление единицы продукции, а так же величина прибыли, получаемая от реализации единицы продукции, приведены в таблице 2. Составить план производства, обеспечивающий получений максимальной прибыли.

Вид сырья

Запас сырья

Количество  единиц сырья, идущих на изготовление единицы продукции

P1

P2

P3

P4

S1

2

3

2

1

2

S2

5

3

1

3

4

Прибыль от единицы  продукции

27

10

15

28


 

F = 27x1 + 10x2 + 15x3 + 28x4 → max

 

Из представленной задачи необходимо сформулировать условие  двойственной задачи. Для этого нужно придерживаться следующих правил:

1) Если в одной из  двойственных задач необходимо  найти max, то в другой – min, и наоборот.

2) Вектор правых частей  системы ограничений одной из  задач является вектором коэффициентов  в целевой функции другой задачи.

3) Матрицы коэффициентов в левых частях систем ограничений этих задач получаются одна из другой - транспонированием.

4) Знаки неравенств (кроме  условий неотрицательности переменных) в ограничениях этих задач  противоположны.

В итоге мы получим следующую двойственную задачу:

G = 2y1 + 5y2 → min

 

б) Необходимо решить полученную двойственную задачу любым методом.

Т.к. задача имеет всего 2 переменных – ее будет проще  решить графическим методом. На нем  и остановимся.

Построим прямые уравнения, для чего заменим в ограничениях знаки неравенств на точные равенства:

(1) 3y1 + 3y2 = 27

Точки, через которые  проходит прямая:

y1 = 9, y2 = 0; y1 = 0, y2 = 9.

 

(2) 2y1 + y2 = 10

Точки, через которые  проходит прямая:

y1 = 5, y2 = 0 ; y1 = 3, y2 = 4.

 

(3) y1 + 3y2 = 15

Точки, через которые  проходит прямая:

y1 = 0, y2 = 5 ; y1 = 6, y2 = 3.

 

(4) 2y1 + 4y2 = 28

Точки, через которые  проходит прямая:

Информация о работе Решение оптимизационных экономических задач методами линейного программирования