Роль ценностей в осмыслении культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание

Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из
исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как
социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. "Культура
есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах,
разделяемых ими сообща",- отмечал в своем пленарном докладе Ф.Дюмон. В
современных философских постижениях культуры основательно актуализируется ее
аксиологическая природа.

Содержание

1. Введение........................3
2. Роль ценностей в осмыслении культуры...........4
3. Проблемы современной аксиологии.............12
4. Проблема многообразия трактовок понятия "ценность"....18
5. Заключение .......................23
6. Список литературы ...................24

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 29.47 Кб (Скачать документ)

если оно выполнено, не означает полной реализации добра  как ценности. Как

считал Вл. Соловьев, добро есть должное, но оно может быть добром, только

если еще и желаемо  нами, если есть переживание добра  как идеала, как моей

цели, моего стремления к добру.

Ценностное отношение, по сути, и есть переживаемое людьми воплощение идеалов

в жизнь. Таким образом, ценностные отношения и не могут  быть внешними,

принудительными. Их нельзя навязать силой (нельзя заставить полюбить, быть

счастливым), ими  нельзя завладеть, как властью или  богатством. Наличие или

отсутствие ценностей  и их необходимость нельзя доказать логически. Для того,

кто верит или  любит, есть Бог и есть Любовь, а кто не веровал и не любил, для

тех ни Бога, ни Любви  не существует. И любая наука бессильна  доказать тут

что-либо.

В структуре ценности, согласно Г.П.Выжлецову, - три взаимосвязанных основных

элемента: значимость, норма, идеал. Культура и определяется степенью

осуществления ценностей  и реализации ценностных отношений  во всех сферах

человеческой деятельности. И ценности культуры могут функционировать  как

значимости, как нормы  и как идеалы. Правда, значимость (полезность,

пригодность) и норма (должное) характерны и для того, что я называю

цивилизацией, и для  низших уровней культуры, на которых  культурность порой

почти неотличима от цивилизации.

Если мы, учитывая это, вернемся к рассмотрению уровней  культуры, обозначенных

В.П.Большаковым, то становится очевидным следующее:

     На низшем, витальном уровне, ценности жизни и культуры воспринимаются и

существуют как  значимости. И поступки, действия, выбор  поведения человека

определяются тем, что является значимым, полезным, разумным для него. Моральные

нормы, правила поведения, существующие в обществе, могут соблюдаться  как

внешние, потому что  они полезны в житейских ситуациях.

     На втором уровне, уровне специализированной культуры, ценности могут

реализоваться, казалось бы, во всем их богатстве. Социальные нормы  поведения,

отношений на этом уровне могут быть усвоены, пережиты внутренне и доминировать

над пользой. Поэтому  в поведении срабатывает принцип: поступай как нужно, как

должно, а не как  выгодно и удобно. Более того, к норме на этом уровне может

добавляться и желаемое, когда человек живет и действует, выбирая ценности в

соответствии с  идеалами, задаваемыми сферой его  духовных интересов (наука,

искусство, религия  и т.д.). Ограниченность второго уровня культуры проявляется,

однако, в том, что  эти внутренние нормы должного, эти  идеалы, утверждаемые

порой даже ценой  собственной жизни духовные ценности, могут оказываться

самодовлеющими, высшими по отношению к ценности другого человека, к ценности

других людей, этносов  и культур.

     На третьем уровне, уровне полноценной культуры, высшая ценность - другой

человек. На этом уровне вся разумность отношений и поведения, все нормы

взаимоотношений и  поступков, все намерения и идеалы, - все это выражает

человечность отношения  к миру, стремление к целостной очеловеченности бытия. На

этом уровне над материей, над социумом, над практичностью бытия торжествует

дух.

Культура в ее аксиологическом срезе и может пониматься, как "проникновение

духа в социум и природу" (Г.П. Выжлецов), как степень одухотворения

социальных и природных  отношений. Она представляет собой  меру

очеловеченности, гуманности этих отношений. В каждой конкретной культуре,

даже в каждой жизненной ситуации, отношения эти  воссоздаются оригинально или

даже творятся заново. В этом их уникальность, неповторимость. Но в любом

случае добро остается добром, а любовь - любовью, и поэтому они универсальны,

всеобщи, и не случайно считаются общечеловеческими ценностями, реализуясь по-

разному в разные периоды, в разных сферах жизни.

Среди ценностей  человеческого бытия и культуры при всем их разнообразии чаще

всего выделяются три  или четыре высших, центральных: Вера (или Бог), Добро,

Красота и, не всегда, Истина (иногда еще Свобода). Причем, в духовной жизни

людей, действительно, достаточно отчетливо проявлены религиозная,

нравственная, эстетическая (и художественная), а также познавательная

составляющие. В целостной  культуре обнаруживаются как бы ее разные стороны,

грани. В отдельные  исторические периоды (или у отдельных  групп населения)

может доминировать что-то одно. Скажем, в Средневековой  Европе на вершине

иерархии ценностей  был Бог, в котором воплощались (и с которым соотносились)

и Добро, и Красота, и Истина. Необходимо отметить, что  религия как зона

культуры обладает мощнейшим аксеологическим потенциалом. Как форма сознания,

религия ценностно окрашена и призвана ответить на смысложизненные вопросы.

Именно поэтому  рациональное опровержение религии  требует формирования такой

системы ценностей, которая отвечала бы объективным психологическим и

нравственным запросам человека. Поэтому религия в течение  двух тысячелетий

удерживает центральное  место в структуре общественного  сознания. "Несмотря на

все успехи науки  в технократических обществах Запада, даже вопреки им,

религия продолжает мыслиться западными идеологиями  как единственная сила,

способная сплотить общество и дать покой мятущейся человеческой душе".

Однако, например, в  Советском Союзе пытались обойтись вовсе без Бога, считая

веру в него проявлением  бескультурья.

В любом случае, реальное бытие культуры и ее ценностей  по-разному

высвечивается и  оценивается, смотря по тому, о какой  именно грани ее и в

каком контексте мы говорим.

        

Сущностное содержание межсубъектной концепции специфики и структуры

ценностей профессора Г.П. Выжлецова хорошо отражено в авторской схеме

"Структура ценности  и уровни культуры", которая   приведена ниже.

Главным отличием авторской  схемы Г.П. Выжлецова является ее интегральный

характер. Из содержания структуры данной схемы ясно следует, что ценности

целостно организованы и иерархичны, они:

- исходят из природы  как "условия, источника и  среды жизни человека и объекта

его деятельности";

- формируют последовательно  восходящие уровни материальных ценностей,

экономических ценностей, социальных ценностей;

- восходят к уровню  духовных ценностей, при посредстве которых человек

получает возможность  прямого обращения к природе  уже как к "духовному

потенциалу бесконечной  вселенской жизни".

Таким образом,  человек  не в состоянии достигнуть уровня  духовного

благополучия, если не будет благополучен в материальном, экономическом

, и социальном отношениях. Другими словами, вне духовного

благополучия для  человека невозможно достижение благополучия социального,

экономического и материального, иначе говоря, вне духовного благополучия

невозможно душевное (психическое) и соматическое (физическое) благополучие -

здоровье человека.

В любом случае,  действительным положением вещей является следующее:  в мире

все является целостными структурами, и любой субъект  существует только в

способе функциональной - ценностной, для человека - интеграции в

вышеорганизованную целостность. Так, целостный атом может существовать

только в порядке  естественной интегрированности в молекулу, молекула - в

органелу, последняя - в клетку, клетка - в ткань и орган, орган - в организм,

организм (биовид) - в биогеоценоз и биосферу в целом; в свою очередь,

человек-личность интегрируется  в социальные общности последовательно

восходящих уровней: семью, коллектив, народность, нацию, государство,

общество в целом. На очереди, интеграция всех социальных субъектов жизни на

Земле в единое целостное человечество.

    

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Внимание специалистов не случайно привлекают аксиологические аспекты науки,

человеческой деятельности, человеческого творчества. Роль ценностей  в

благополучии существования современного человека и общества действительно

велика. Р.У.  Сперри   показал, что "наши текущие глобальные кризисы являются

в большей мере результатом  неадекватных социальных ценностей  и воззрений...

что человеческая судьба и судьба всей нашей биосферы оказались  в полной

зависимости от тех  воззрений и ценностей, которые  выберут следующие

поколения... в соответствии с которыми они будут жить и которыми они будут

руководствоваться". Речь идет о духовном обращении человечества к новому

пониманию высших ценностей. И суть не столько даже в понимании, сколько в

появлении этих ценностей и их приятии людьми в их страстных чувствах. Такие

воззрения и ценности определяют сам образ мышления, характер разумности

познания и деятельности, отношений между людьми, отношения  к природе. И

именно это - важнейшее  для развития человечества, для достижения им хотя бы

относительной стабильности осмысленного бытия.

Ценности существуют и функционируют объективно в  практике реальных социальных

отношений и субъективно  осознаются и переживаются как ценностные категории,

нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-

эмоциональное состояние  людей и социальных общностей  оказывают обратное

воздействие на все  сферы человеческой жизни. Какой  бы божественно-вселенский

или космический  характер по своему происхождению и  сущности ценности не

имели, судить о них  мы можем лишь по их реальному проявлению в нашей жизни, в

многообразных отношениях человека к самому себе, к другим людям, обществу и

природе.

                                 
 

ЛИТЕРАТУРА                               

1.     Аксиология. / База знаний de-facto. www.examen.ru

2.     Батищев  Г.С. Истина и ценности// Познание  в социальном контексте. М.:

РАН, 1994. – С.61 – 78.

3.     В.  П. Большаков. Культура как  форма человечности. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.

Великий Новгород: 2000.

4.     Большаков  В.П. Ноосфера, культура и время. // Вестник НовГУ. Сер.:

Гуманитарные науки. 1998. ° 9.

5.     Большаков  В.П. Смысл культуры, ее уровни  и ценности./ Административный

Информация о работе Роль ценностей в осмыслении культуры