Оксикислоты в питании школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Проблема питания всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Каким же должно быть правильное питание? Оно должно быть рациональным, правильная организация питания требует знания, хотя бы в самом общем виде, химического состава пищевого сырья и готовых продуктов питания, представлений о способах их получения, о превращениях, которые происходят при их получении при кулинарной обработке продуктов, а также сведений о пищеварительных процессах. Но вряд ли все школьники задумываются о правильности своего питания.

Содержание

Введение
Оксикислоты
Оксикислоты – бифункциональные соединения
Отдельные представители
Оксикислоты в питании школьников
Продукты, содержащие оксикислоты, их полезность и включение в питание школьников.
Оксикислоты в качестве консервантов.
Использование материала на уроках в школе
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

фкурсовая по орг хим.docx

— 85.00 Кб (Скачать документ)

 

Ребенок позанимался, пусть  отдохнет, поиграет, погуляет на улице, подышит свежим воздухом. Можно даже предложить ребенку поспать. Особенно это важно для первоклассников, пока они не втянулись в учебный  процесс.

 

Ужин не должен быть тяжелым  – тушеные овощи, мясо, вареники – то что нужно! На ночь стакан кефира или молока. Если ребенок не любит  молоко и кефир, попробуйте предложить альтернативу - питьевой йогурт, напитки  на сыворотке с соками.

 

Младшим школьникам, которые  обычно занимаются в первую смену, стоит  придерживаться следующего режима питания: 7.30–8.00 — завтрак дома, 10.00–11.00 —  второй завтрак в школе, 12.30–13.00 —  горячий обед дома или в школе (если ребенок посещает группу продленного  дня), 15.30–16.00 — полдник, 19.00–19.30  — ужин, в 21.00 молоко или кефир.

   

Хотелось бы обратить внимание на питание детей более старшего возраста или тех, кто учится во вторую смену, и вынуждены есть в школьной столовой. Если в вашей школе есть возможность питаться комплексно, не отказывайтесь. Оплачивайте обеды, т.к. питание пиццами, гамбургерами и огромными булками приведет к гастриту.

 

Рассмотрим меню, предоставленное  мне МОУ Орловской средней  школой.

 

Недельное меню

МОУ «Орловской СОШ»

Понедельник

Обед

  1. Суп лапша домашняя
  2. Каша рисовая со сливочным маслом
  3. Салат из свежей капусты
  4. Яйцо
  5. Чай с витамином С
  6. Хлеб

 

Полдник

         Кисель

Батон

 

Вторник

 

Обед

 

    1. Щи из свежей капусты
    2. Каша гречневая со сливочным маслом
    3. Котлета
    4. Салат из столовой свеклы
    5. Компот из сухофруктов
    6. Хлеб

 

Полдник

Чай

Печенье

 

Среда

Обед 

    1. Суп картофельный с горохом
    2. Макаронные изделия
    3. Котлета
    4. Салат из столовой свеклы
    5. Кисель с витамином С
    6. Хлеб

 

Полдник

Чай

Бутерброд со сливочным маслом

 

Пятница

Обед

    1. Суп картофельный
    2. Картофельное пюре со сливочным маслом
    3. Сосиска
    4. Компот из сухофруктов с витамином С
    5. Хлеб

 

Полдник

Кефир

Печенье

 

Как мы видим меню включает в себя блюда из овощей, зерновых продуктов, различные напитки, каждодневные мясные гарниры, также присутствуют и молочные продукты, но для полноценного  питания нет свежих фруктов, которое  могли предоставляться  хотя бы в  качестве яблок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консерванты.

Помимо того что оксикислоты  содержатся в различных продуктах  питания, их также используют в качестве консервантов в пищевой промышленности.

 

Консерванты - пищевые добавки, которые повышают срок хранения продуктов, защищая их от порчи, вызываемой микроорганизмами (бактериями, дрожжами, плесенью). В  системе кодификации ЕС консервантам присвоены индексы Е 200-Е 297.

 

Наиболее используемыми  консервантами являются: поваренная соль, этиловый спирт, уксусная, сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты и  некоторые их соли. Консерванты можно  условно разделить на собственно консерванты и вещества, обладающие консервирующим действием. Действие первых направленно непосредственно на клетки микроорганизмов, вторые отрицательно влияют на микробы, в основном, за счет снижения pH среды, активности воды или  концентрации кислорода. Соответственно, каждый консервант имеет свой спектр действия.

Основные требования.

Общие требования к консервантам, предъявляемые современной пищевой  промышленностью, таковы:

они должны быть эффективными в небольших количествах;

быть безвредными для  организма человека (в объеме вносимой дозы) или легко удаляться из продукта перед его употреблением в  пищу;

не вступать в химическую реакцию с материалами, из которых  изготовлены оборудование или тара;

не снижать пищевой  ценности продуктов и не придавать  им постороннего, нежелательного привкуса и запаха. Хотя в некоторых случаях  консервант как раз придает продуктам  желаемые вкусовые качества, как, например, уксус при мариновании или  изготовлении соусов.

Практическое применение.

Консерванты могут оказывать  бактерицидное действие (уничтожать микроорганизмы) или обладать бактериостатическими свойствами (останавливать или замедлять  рост и размножение микроорганизмов). При этом эффективность консервантов в отношении разных микроорганизмов  неодинакова. Она также зависит от физико-химических свойств самого продукта (в число важнейших факторов входят кислотность и содержание воды) и способа его технологической обработки. Поэтому консерванты зачастую используют не по отдельности, а в сочетании.

 

Надо заметить, что в  ряде случаев использование добавок  позволяет применять более мягкие режимы обработки сырья, например, щадящую  термообработку, в результате чего в продукте сохраняется больше витаминов.

 

В перечне консервантов с  индексами Е представлены, в основном, органические кислоты и их производные, а также некоторые виды газов (сернистый, углекислый), сложные вещества с антибиотическими свойствами, неорганические соединения, другие природные и синтетические  вещества.

 

Все они используются по-разному. Одни, такие как сорбиновая кислота (Е 200), бензоат натрия (Е 211), вводятся непосредственно в продукт, преимущественно  в виде растворов. Другие предназначены  только для обработки поверхности  продуктов и тары, например, дифенил (Е 230), ортофенилфенол (Е 231) и ортофенилфенолят натрия (Е 232), которыми опрыскивают  цитрусовые; сернистый газ (диоксид  серы Е 200), которым обрабатывают сухие  овощи и фрукты.

 

Накопление консерванта  в продукте может происходить  не только при его внесении извне, но и в связи с химическими  изменениями, происходящими в сырье  в результате деятельности микроорганизмов. Квашение капусты, соление огурцов  и других овощей основано на молочнокислом  брожении сахара, в результате которого в продукте накапливается молочная кислота, являющаяся природным консервантом.

 

Допустимая суточная доза природных консервантов составляет 5 мг на 1 кг массы тела человека, синтетических - от 0,05 (дифенил Е 230) до 0,15 мг (уротропин  Е 239).

 

Существует два списка: в один вошли запрещенные добавки, во второй - разрешенные. Теперь они  называются "Пищевые добавки, не оказывающие вредного воздействия  на здоровье человека при использовании  для изготовления пищевых продуктов". Из консервантов сегодня абсолютно  запрещен к применению формальдегид (Е 240).

 

Применение оксикислот в  качестве консервантов.

 

Молочная кислота (Е 270) образуется в процессе молочнокислого брожения и, благодаря низкому значению рН, широко используется в качестве консерванта  при изготовлении сыра и целого ряда других молочных продуктов.

Лимонная  кислота , как и ее соли (цитрат натрия, цитрат калия, цитрат кальция), широко используется как вкусовая добавка, регулятор кислотности и консервант в пищевой промышленности (пищевые добавки E330—Е333), для производства напитков, сухих шипучих напитков.

Винная кислота (E-300 - E-399) защищает продукты питания от окисления, прогорькания и изменения цвета. Представляют собой как природные  соединения(аскорбиновая кислота, витамин  Е), так и химически синтезированные, не встречающиеся в природе соединения. Добавляют в жировые и масляные эмульсии (например, майонез).

Яблочная кислота (E-200 - E-299) отвечает за сохранность продуктов, предотвращая размножение бактерий или грибков. Химические стерилизующие  добавки для остановки созревания вин, дезинфектанты.

Гликолевую кислоту, как  консервант, применяют в основном в профессиональной косметике в  препаратах для глубокой очистки  кожи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование материала  на уроках в школе.

 

В школе органическую химию  начинают изучать с 9 класса, но в полном объеме с 10 класса. Материал, касающийся оксикислот, входит в изучение карбоновых кислот. Рассмотрим  примерное планирование изучения карбоновых кислот, в школах с различным количеством часов химии:

  • 35 ч/год (1 ч/нед.)

Карбоновые кислоты. Классификация. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот.

  • 70 ч/год (2 ч/нед.)

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура

Свойства карбоновых кислот. Получение и применение

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь  карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

 

Оксикислоты как отдельные  представители рассматриваются  лишь в классификации карбоновых кислот и не выносятся для отдельного изучения. Мне кажется, что для классов с профилирующим изучением химии можно вынести небольшой материал по оксикислотам в качестве отдельного изучения.

Тема данной курсовой работы в общеобразовательных учреждениях может использоваться на факультативных курсах. Целью которых станет: приближении теоретического материала к практике. Ведь материал затронет не только свойства оксикислот, но и установит межпредметные связи с кулинарией, биологией и другими спецдисциплинами.  Мне кажется, что данный факультатив вызовет интерес у учащихся, так как не все знают в каких продуктах питания, содержатся оксикислоты, в каком количестве их содержание в различных продуктах питания, в чем заключается полезность этих продуктов, как еще можно использовать данные соединения. И что самое главное материал затрагивает аспекты правильного питания школьников, а на данный момент времени это немало важная тема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Выражение «здоровое питание» по-разному понимается в разных странах людьми с разными  культурными традициями. Вообще говоря, здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. В целом под выражением здоровое питание подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых  нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых  продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью  удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах.

И пусть оксикислоты содержатся в  продуктах питания и не в таких  больших количествах как углеводы, белки, жиры, витамины, но они помогают нашему организму усваивать необходимые  питательные вещества. А активно растущий организм школьника нуждается в них для поддержания своей работоспособности и не только в течении всего учебного дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

    1. Тюкавкина Н. А. биоорганическая химия: Учебник для вузов/Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2004. – 544с.
    2. Нечаев А.П. все о пищи с точки зрения химика/А.П. Нечаев. – М: Высшая школа, 1991. – 287с.
    3. Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье/ С.М. Мартынов . – М: Просвещение, 1993, 159с.
    4. Периодические издания: журнал «Химия в школе», №5, 2005г., 79с.

Информация о работе Оксикислоты в питании школьников