Мотивация познавательной активности к изучению химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то хорошее и быстро достичь определённого уровня в каком-либо деле. В последнее время педагоги – психологи, занимающиеся проблемами личности, начали проявлять особый интерес к определению детерминант отдельных мотивов, разработке методов измерения силы мотива, а также фиксации всех мотивов и поведения.

Содержание

Введение 5
1. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника 7
Понятие о мотивации, мотиве. Виды мотивов учения 7
Понятие и функции мотивации 7
Понятие о мотиве 9
Виды мотивов учения 9
1.2 Психолого-педагогические принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников с учетом возрастных особенностей 12
1.2.1 Принципы формирования мотивации учения и познавательной активности школьников 12
1.2.2Формирование мотивации с учетом возрастных особенностей школьников 14
2. Методические средства повышения познавательной активности учащихся на уроках химии 17
2.1 Упражнения на уроках химии 17
2.1.1 Химические задачи 18
2.1.2 Дидактические игры 19
2.1.3 Химические задачи 21
2.1.4 Творческие задания 22
2.1.5 Химический эксперимент 24
2.2 Внеклассная работа как фактор повышения мотивации к изучению химии 27
2.2.1 Общее понятие о внеклассной работе 27
2.2.2. Классификация внеклассной работы по химии 28
2.2.3 Научно - практические конференции учащихся по химии 30
Заключение 32
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 499.99 Кб (Скачать документ)

При выборе ответов у учащихся возникает  ситуация конфликта: с одной стороны  они знают, что вещества молекулярного  строения – диэлектрики, с другой – житейский опыт подсказывает, что вода хорошо проводит электрический  ток. Таким образом, возникает учебная проблема, что мы понимаем под словом «вода» в повседневной жизни или существует ли в природе вода в чистом виде? Выход из данной проблемной ситуации может служить опорной точкой введения в тему «Растворы» (принцип цикличности) [1].

 

2.1.1 Химические задачи

 

Химические задачи - познавательные задания, включающее в себя условие, функциональные зависимости и требование ответа.

Химические  задачи, в отличие от математических, имеют свою специфику, обусловленную  тем, что химические формулы и  уравнения реакций содержат в  открытом виде определенные количественные данные. Для решения каждой задачи необходимо выяснить отношения между  данными условия и искомой  величиной, установить соответствующие  им закономерности. Химические задачи – самое популярное средство для создания различных стимуляционно-мотивирующих ситуаций на уроке. Например, при изучении темы «Вода» (8 класс) можно создать ситуацию неожиданности, предложив ученикам решить расчетную задачу: человек, находясь на сорокаградусной жаре, потерял с потом 0,5 л воды. На сколько градусов нагрелось бы его тело, если бы он был лишен возможности потеть?

Приняв  удельную теплоёмкость тела равной удельной теплоёмкости воды и массу человека равной 50 кг, учащиеся должны получить ответ: температура тела увеличится на 5,397˚С и составит 41,99˚С. Полученное значение вызывает у школьников удивление  и желание выяснить причину. Таким  образом, формулируется учебная проблема, в чём заключаются аномальные свойства воды [5]. 

 

2.1.2 Дидактические игры

 

В школах очень большой процент учащихся имеют низкий уровень мотивации. Для повышения уровня мотивации следует, как можно чаще использовать на уроках химии дидактические игры, так как именно в играх ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно. Дидактическая игра позволит ярко реализовать все ведущие функции обучения, а также использовать комплекс познавательных задач межпредметного характера, комплект карт по самотестированию индивидуальных достижений и самостоятельному повышению уровня знаний и умений [6].

Дидактические игры – занимательные познавательные с игровой ситуацией, предназначенные для решения образовательных задач обучения и развития положительной мотивации учения.

Игра  – один из универсальных видов  человеческой деятельности и вид  активной учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения их в средней школе. Игровая форма интегральных познавательных заданий даёт возможность учителю превратить любознательность учащихся в стойкий интерес к изучению предмета, повысить качество, интенсивность, лёгкость и быстроту усвоения учебного материала. Дидактические игры способствуют развитию у школьников устойчивых внутренних мотивов процесса познания, познавательных способностей, мышления, внимания, сосредоточенности, памяти, наблюдательности, сообразительности, формирования умений применять знания и принимать ответственные решения, воспитанию нравственных, коммуникативных качеств личности [8].

Например, химическое колесо:

• на внутреннем диске - формулы соединений: кислоты, основания, оксида, соли;

• на среднем диске – классификация веществ;

• на внешнем диске даны названия веществ.

Вам необходимо повернуть диски таким образом, чтобы совпали все три сектора.

1. средняя соль

2. бескислородная кислота

3. кислотный оксид

4. щелочь

5. сульфид калия

6. соляная кислота

7. оксид азота (V)

8. гидроксид калия

2.1.3 Химические загадки

 

Химические загадки – определение названия предмета, явления по некоторым признакам. Химические загадки позволяют сделать процесс обучения химии более интересным и продуктивным.

Логогриф – химическая загадка, в которой загаданное слово меняет своё смысловое значение при прибавлении к нему или отнятии от него букв. Например: от названия благородного газа отнимите две буквы и получите название реки (радон – Дон).

Метаграмма – загадка, в которой новое слово можно получить, заменив в исходном слове лишь одну букву на другую. Например, в названии благородного металла замените одну букву и получите слово, обозначающее топкое место (золото – болото).

Анаграмма – загадка, в которой новое слово получают из данного путем перестановки букв и слогов, а также при обратном чтении (справа налево). Например, в названии химического элемента переставьте первую букву в конец слова и получите название одного из видов четырёхугольника (бром – ромб).

Шарада – загадка, в которой загаданное слово состоит из частей, являющихся самостоятельными словами. Например: начало слова – химический элемент, конец – стихотворение, а целое растет, хотя и не растение (борода) [10].

Так же к  загадкам можно отнести различные  кроссворды, сканворды, ребусы и т. п. Например, кроссворд:

 

Какой ученый в 1776 году установил свойства водорода и указал отличия его от других газов?

Вопросы для кроссворда:

1. самый распространенный элемент земной коры?

2. как называются соли серной кислоты?

3. химический знак - Pb.

4. взаимодействие какого-либо вещества с кислородом относятся к реакциям …

5. свойство атомов присоединять определенное число атомов другого элемента называется …

6. продукт горения реакции.

7. угольная, сернистая, фосфорная это - …

8. фамилия ученого, который получил кислород в чистом виде?

 

2.1.4 Творческие задания

 

Творческие задания – это наиболее трудные по характеру интегральные познавательные задания, требующие владения системными знаниями, интегрированными умениями и опытом эвристической деятельности.

Творческие  задания заключаются в самостоятельном  составлении задач разного уровня по определенной теме, разработке дидактических  игр, составлении кроссвордов, сканвордов, ребусов на химические темы, а также  литературно-художественном творчестве учащихся. Написание химических сочинений  и сказок является творческим познавательным заданием, при выполнении которого учащиеся демонстрируют личное отношение  к изучаемому материалу. Можно предложить такое задание по окончании изучения большой темы, как правило после  изучения класса веществ или группы химических элементов. Предварительно следует выяснить, с какими сложностями  встретились школьники при изучении темы и в чем их причина, какие  вопросы, ключевые понятия, наиболее яркие факты, закономерности, аномалии выделяют они в учебном материале по теме. Предлагая написать сказку, очерк, эссе и т. п., нужно сориентировать учащихся на доступность, проблемность и научность содержания. Значение таких работ для учащихся трудно переоценить. Их выполнение способствует воспитанию индивидуальных ценностных отношений и смыслов учения, оказывает серьёзное влияние на нравственное и интеллектуальное развитие личности.

Для выражения  научных знаний, в том числе  и их основ, используют языки наук естественные и искусственные. Последние  наиболее приспособлены для отражения  результатов познания в данной области  науки. К ним относится и так  называемый химический язык, содержащий в своём составе химическую терминологию, номенклатуру и символику. Без химического  языка невозможно изучение основ химии. С помощью химического языка передаются знания, усваиваются понятия, осваиваются и используются разнообразные способы познавательной деятельности, необходимые для осуществления учения. Различные аспекты химического языка могут быть эффективно обыграны в интегральных познавательных заданиях [5].

Например, ситуация неожиданности возникает  при сообщении учащимся факта, что  смесь одного объёма азотной кислоты  с тремя объёмами соляной кислоты с 8 в. называют «царской водкой». Своё название  «царская водка» получила благодаря способности взаимодействовать с золотом – «царём металлов». По мере осмысления этого факта учащиеся анализируют учебную проблему – обусловленность свойств «царской водки» свойствами азотной и соляной кислот. Эта ситуация может быть использована на уроке по теме «Азотная кислота» или «Металлы побочной подгруппы I группы» [10].

 

2.1.5 Химический эксперимент

 

Химический эксперимент – выполняют интеграционную функцию обучения (системные знания, интегрированные умения), развития (памяти, мышления, мотивации и др.) и воспитания (нравственного, трудового, эстетического, экономического, воли и др.). Он является источником и специфическим методом познания химических объектов, решения учебных проблем и проверки гипотез. В то же время химический эксперимент служит средством иллюстрации химических явлений, исследования учебных проблем, совершенствования, закрепления знаний, применения их на практике, доказательства истинности химических знаний, развития и воспитания различных свойств личности.

Невозможно  добиться высокого качества химического образования без решения учащимися учебно-познавательных заданий интегрального характера практической направленности, предъявляемых в форме эксперимента и заданий к нему.

Перечислим  основные цели, достигаемые посредством  демонстрационного и лабораторного  эксперимента в системе интегральных познавательных заданий по химии:

  1. освоение важнейших методов исследования природы;
  2. раскрытие сущности химических явлений;
  3. формирование системы химических понятий;
  4. обеспечение более полного изучения понятий, законов, теорий;
  5. формирование умения применять знания на практике;
  6. формирование и совершенствование практических экспериментальных умений;
  7. развитие интереса к предмету и мотивация познавательной деятельности;
  8. формирование интегрированных умений и творческих способностей.

Рассмотрим  экспериментальное познавательное задание интегрального характера  на примере демонстрационного эксперимента «Взрыв смеси перманганата калия  и магния».

Оборудование: полиэтиленовый баллон объёмом 100 см³, выпрямитель В-24, защитный экран, штатив с лапкой и кольцом, кристаллизатор с песком; порошок магния, перманганат калия кристаллический.

Собираем  прибор для взрыва смеси магния с  перманганатом калия       ( рисунок 1).

 

Рисунок – 1. Прибор.

Для этого  берем прозрачную полиэтиленовую ёмкость  от шампуня, сока, клея и т. п. объёмом 100-150 см³. В пробке баллона проделываем  шилом два отверстия на максимальном расстоянии друг от друга. В отверстие  вставляем электроды, между которыми зажимаем нихромовую проволоку, предварительно закрученную в виде спирали (спираль от лабораторной плитки открытого типа). Электроды с помощью проводников соединяем с выходом выпрямителя. Затем пробку ёмкости закрепляем в лапке штатива и вносим в неё смесь 1г сухого порошка перманганата калия и 0,15 г порошка магния. Закручиваем в крышку баллон, сверху накрываем его большим по размеру прозрачным пластиковым баллоном (например, ёмкостью из под воды), закрепив его в кольце штатива. Под собранный прибор ставим кристаллизатор с песком. Выпрямитель располагаем на расстоянии 1,5-2,0 м от реакционного сосуда. Включаем выпрямитель в сеть и ручкой регулировки плавно подаём напряжение. Через 4-6 с раздается взрыв, видна вспышка, реакционный сосуд разрушается.

Этот  эксперимент лучше всего использовать для создания ситуации неожиданности  при изучении тем «Химические  реакции» (9 класс), «Металлы главных  и побочных подгрупп» (9 класс), «Химическая  динамика (учение о химических реакциях)» (11 класс) [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Внеклассная работа как фактор повышения мотивации к изучению химии

 

2.2.1 Общее понятие о внеклассной  работе

 

Большую роль для повышения мотивации  мы отводим внеклассной работе. Во время проведения недель химии с  этим предметом знакомят и младших  школьников. Очень важно заинтересовать детей, так как первое впечатление  о новой учебной дисциплине играет существенную роль в формировании дальнейшего  отношения к ней.

Суть  внеклассной работы определяется деятельностью  школьников во внеурочное время при  организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким  образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.

Одной из самых главных задач внеклассной работы является формирование у учащихся познавательного интереса к предмету. Такой интерес не может возникнуть, если работа выполнена без желания, по принуждению. Поэтому принцип добровольности является одним из самых важных принципов внеклассной работы. Ученик должен выражать искренне желание принять участие во внеклассной работе по предмету, без какого-либо на то принуждения [8].

Тематика  внеклассной работы очень разнообразна. Во внеклассной работе больше, чем  в любой другой, проявляется влияние  личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного  багажа.

Основные  задачи внеклассной работы:

1. Привитие  интереса к химии

2. Развитие  и усовершенствование навыков  по химическому эксперименту

3. Развитие  творческой активности, инициативы  и самодеятельности учащихся

4. Подготовка  учащихся к практической деятельности

5. Организация  отдыха учащихся в сочетании  с их эстетическим и нравственным  воспитанием.

Внеклассные занятия в большей степени, чем  урок и факультатив, приспособлены  для развития у учащихся самостоятельности  в работе, творческой самостоятельности  и изобретательности, они позволяют  глубже и конкретнее познакомить  учащихся со многими вопросами химического  производства, установить более тесную связь изучаемого теоретического материала  с практикой его использования  в производственных условиях, привить  и развить многие ценные практические навыки и умения.

Информация о работе Мотивация познавательной активности к изучению химии