Ремонт и обслуживание трансформаторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание

Одним из важнейших преимуществ переменного тока перед постоянным является легкость и простота, с которой можно преобразовать переменный ток одного напряжения в переменный ток другого напряжения. Достигается это посредством простого и остроумного устройства – трансформатора, созданного в 1876 г. замечательным русским ученым Павлом Николаевичем Яблочковым.

Работа состоит из  1 файл

Курсач по эл.машинам.docx

— 245.66 Кб (Скачать документ)

Незначительную течь масла  в швах или в местах вварки труб охлаждения можно устранить чеканкой.

По окончании сварки бак  в течение 1 – 2 ч испытывают избыточным давлением столба масла высотой 1,5 м над уровнем масла в  расширителе, используя трубку с  воронкой. Трубку завинчивают в отверстие  для пробки расширителя и заполняют  маслом примерно до высоты воронки.

На время испытания  все отверстия, связанные с баком  и расширителем, должны быть герметически закрыты. По окончании испытания  масло из воронки сливают до наивысшего уровня в расширителе, а отверстие  для заливки масла завинчивают  пробкой. После этого удаляют  выполненные для проведения испытаний  герметические уплотнения и устанавливают  необходимый уровень масла по указателю, сливая избыток масла  из расширителя. Одновременно проверяют  исправность действия маслоуказателя и пробок.

 

Ремонт прокладок.

Пришедшие в негодность уплотняющие  прокладки заменяют новыми, изготовленными из маслостойкой резины.

Разметку отверстий в  прокладках для прохода болтов делают по крышке или фланцу бака. Отверстия  выполняют просечкой. Во избежание  перекоса крышки дополнительно прокладывают проволочный ограничитель.

 

 

 

Ремонт расширителя.

Ремонт расширителя чаще всего сводится к промывке его  маслом. Но иногда необходимо очищать  внутреннюю поверхность расширителя  от ржавчины, которая может быть обнаружена при разборке трансформатора в виде большого скопления крупинок на плоскости верхнего ярма, под  отверстием патрубка расширителя или  чаще под отверстием выхлопной трубы.

В некоторых трансформаторах  расширитель не имеет съёмного дна. При ремонте трансформатора рекомендуется  сплошное дно заменить на съёмное. Работу выполняют следующим образом: старое вварное дно вырезают газовой  горелкой. Далее к цилиндру расширителя  приваривают стальной фланец, в который  ввинчивают и приваривают шпильки  для крепления съёмного дна гайками. Дно уплотняют резиновой прокладкой удерживаемой стальным кольцом.

При ремонте расширителя  проверяют патрубок трубы, соединяющий  расширитель с баком. Если патрубок выступает внутрь расширителя менее  чем на 30 – 50 мм, необходимо его переварить, так как при меньшей высоте через патрубок могут попадать в  бак осадки, скапливающиеся в расширителе. При этом масло должно быть на отметке  нижнего уровня расширителя.

При осмотре расширителя  ржавчину очищают стальной щёткой и  удаляют керосином. После очистки  внутреннюю поверхность расширителя  следует протереть чистой тряпкой, смоченной бензином, и после полного  высыхания покрыть нитроэмалью 624С  или ГФ-92-ХК.

При этом надо следить, чтобы  эмаль не закупорила отверстия расширителя, особенно отверстия маслоуказателя. После покрытия эмалью расширитель  должен быть высушен в печи в течение 6 – 12 ч при температуре 105 – 110  єС.

Работа с эмалью требует  строгого соблюдения правил пожарной безопасности и охраны труда. Хранят её в герметически закупоренной таре.

 

Ремонт крышки.

Крышки трансформаторов, не имеющих расширителей, с внутренней стороны часто покрываются ржавчиной. После тщательной очистки крышку следует покрыть антиконденсационным  составом, состоящим из 100 мас. ч. эмали ГФ-92-ХК и 10 мас. ч. пробковой крошки и хорошо перемешанным. В качестве растворителя может быть применён бензол или таулол.

Полученный состав кистью наносят два раза на горизонтально  лежащую крышку. После 20- минутной выдержки на воздухе крышку просушивают в  сушильном шкафу в течение 30 мин  или на открытом воздухе в течение 4 – 6 ч.

 

Ремонт маслоуказателя.

Старые типы маслоуказателя, сообщающиеся с расширителем только снизу, а в верхней части имеющие  «дыхательное» отверстие, заменяют новыми пластинчатого типа, которые  можно изготовить по чертежам завода изготовителя.

 

Ремонт гильз для термометров.

Частые повреждения гильзы происходит из-за попадания в неё  воды, которая, замерзая зимой, расширяется  и выдавливает в бак трансформатора дно гильзы. У неработающих трансформаторов  в зимнее время рекомендуется  гильзу тщательно закрывать.

В современных трансформаторах  ртутные термометры заменены на спиртовые.

 

Ревизия термосифонного фильтра  и воздухоосушителя.

Термосифонный фильтр –  устройство, которое очищает и  регенерирует масло. Нагреваясь и сообщаясь  с воздухом, масло поглощает влагу  и окисляется, стареет. Фильтр заполнен специальным поглощающим веществом (сорбентом) – силикагелем КСК.

Воздухоосушитель предназначен для того, чтобы через «дыхательное»  отверстие расширителя не попадал  влажный и загрязнённый воздух. Осушитель  крепят на стенке расширителя или  бака трансформатора. Воздух очищается  в слое силикагеля, проходя через  слой масла фильтра.

В ряде трансформаторов для  такой же цели применяют силикагелевые  поглотительные патроны, которые устанавливают  на крышке трансформатора вблизи расширителя  или в самом расширителе. Эти  устройства не требуют специального ремонта, и достаточно ограничится  их ревизией.

Силикагель по мере увлажнения теряет свои свойства, поэтому его  заменяют сухим. Признаком увлажнения служит изменение цвета, что легко  наблюдать через смотровое стекло воздухоосушителя. Находящийся в  сетчатом патроне индикаторный силикагель меняет голубую окраску на розовую.

При ревизии и замене силикагеля каждый из этих устройств демонтируют, разбирают, высыпают отработанный силикагель. Все внутренние полости и детали устройств протирают ветошью, смоченной  керосином. Резиновые и асбестовые уплотнения заменяют новыми. Устройство собирают и устанавливают на место. Масса силикагеля, загружаемого в  фильтр, равна 0,1 – 0,2 % массы масла  в трансформаторе.

 

Ремонт и изготовление изоляции и обмоток.

Главная изоляция обеспечивает изоляцию обмоток друг от друга и  от заземлённых частей. К ней  относятся масляный канал и изоляционный цилиндр, изолирующие обмотку НН от стержня, цилиндр между обмотками ВН и НН, перегородка между обмотками.

При повреждении главной  изоляции или обмоток трансформатор  подлежит капитальному ремонту с  разборкой активной части, которая  выполняется в такой последовательности.

Демонтируют отводы, отвинчивают  гайки вертикальной шпильки, ослабляют  и отвинчивают гайки прессующих шпилек, которые вынимают вместе с  бумажно-бакелитовыми трубками.

Шпилька и бандаж (в случае металлического) должны иметь надежную изоляцию от листов стали магнитопровода и ярмовых балок. Верхние ярмовые  балки и изоляционные электрокартонные прокладки снимают. Ярмовые балки  со стороны ВН и НН не взаимозаменяемы  и поэтому их маркируют. Вынимают заземляющую ленту магнитопровода, снимают верхнюю уравнительную  изоляцию. Демонтируют шпильки. В  процессе разборки все  детали внимательно  осматривают и отбраковывают.

Расшихтовывают верхнее  ярмо, начиная с крайних пакетов  с обеих сторон (ВН и НН), идя  к середине ярма, вынимая одновременно по 2 – 3 листа. После расшихтовки  верхнего ярма выступающие расходящиеся в сторону лисмты стержней связывают  киперной лентой, чтобы облегчить  снятие обмоток. Поочередно снимают  обмотки ВН, выгибая предварительно вертикально концы обмотки НН.

Обмотки в зависимости  от массы снимают вручную или  специальным приспособлением. Их осматривают, замеряют, определяют характер и объем  ремонта или необходимость изготовления новых. Затем снимают ярмовую  и уравнительную изоляции.

К числу наиболее распространенных повреждений обмотки следует  отнести: замыкание между витками  и замыкание на корпус, межсекционные  пробои, электродинамические разрушения, обрыв цепи.

Повреждения изоляции в основном происходят в результате ее естественного  износа и уменьшения механической прочности  при длительной эксплуатации (15 лет  и более), при длительных перегрузках  трансформатора, сопровождаемых перегревом обмоток.

При коротких замыканиях вследствие электродинамических усилий наблюдаются  деформация обмоток, сдвиг их в осевом направлении и, как правило, механическое разрушение изоляции.

Обрыв цепи обмоток, замыкание  их на корпус или пробои возникают  вследствие обгорания вводных концов, небрежного соединения их или в результате воздействия электродинамических  усилий.

 

Ремонт обмоток.

В большинстве случаев  сводится к замене поврежденной изоляции проводов или замене клиньев, прокладок  и других изолирующих обмотку  элементов. Для проводов прямоугольного профиля большого сечения витковой изоляции. Переизолировка провода небольших  однослойных катушек, как правило, выполняется вручную. Поврежденную изоляцию убирают обжигом. Чтобы  витки обмотки во время обжига не разошлись, на обмотку в осевом направлении накладывают несколько  проволочных бандажей 2, которые  после обжига аккуратно снимают. Медный провод освобождают от остатков обгоревшей изоляции. Витки обмотки  изолируют двумя слоями бумажной или тафтяной ленты в полуперекрышку.

Для усиления изоляции между  смежными витками по соприкасающейся  поверхности витка под слой ленты  укладывают полоску из электрокартона толщиной 0,5 мм и шириной, равной ширине соприкасающейся поверхности витка.

Изолированную катушку выравнивают  с торца клиновидным пояском, выполненным из электрокартона, который  прикрепляют к витку бандажом из киперной или тафтяной ленты. Катушке  придают нужный размер по диаметру и высоте путем обтяжки ее на шаблоне. Чтобы не допустить ослабления и  распускания витков, их закрепляют в нескольких местах равномерно по окружности восьмерочными бандажами  из киперной ленты. Затем обмотку  высушивают, пропитывают соответствующими лаками и запекают. Поврежденные многослойные и другие обмотки, выполненные из проводов мелких сечений, в большинстве  случаев заменяют новыми.

 

Изготовление новых обмоток.

Для изготовления новых обмоток  применяют шаблоны из сухого дерева твёрдых пород. Цилиндрическое тело шаблона состоит из двух срезанных  наискось половин, обеспечивающих лёгкий разъем шаблона. Диаметр его равен  внутреннему диаметру катушки, длина- высоте катушки. Высота катушки фиксируется  обоймами, надвигаемыми на тело шаблона  и закреплёнными на нём в определённых местах. Применяются также различные  типы универсальных шаблонов, устанавливаемых  на обмоточных станках.

Рассмотрим технологию и  способ изготовления нескольких типов  обмоток.

Для изготовления однослойной  цилиндрической обмотки НН прямоугольного сечения её начальный конец загибают «на ребро» под углом, близким  прямому. Отвод закрепляют в прорези  съёмной обоймы деревянного шаблона. Первый виток выравнивают клиновидным  пояском из электрокартона, размеры  которого соответствуют расчётным  данным. Выравнивающий поясок прикрепляют  к витку обмотки с помощью  бандажа.

Для закрепления первого  витка на него накладывают петлю  из киперной или тафтяной ленты. После  укладки четырех-пяти витков с помощью  этой ленты затягивают первый виток  с отводом. Последние витки каждого  слоя также выравнивают с помощью  клиновидного пояска, прикрепляемого бандажом. Перед последними четырьмя-пятью  витками обмотки в нескольких местах закладывают затяжные петли, как это было сделано для первого  витка в начале обмотки. Последний  виток слоя обмотки закрепляют в  затяжные петли, подтягивают и закрепляют.

При намотке многослойных катушек такое бандажирование витков нижних рядов не требуется, так как  верхний слой обмотки обеспечивает прочность всех нижних слоёв.

Для предохранения изоляции крайних витков при переходе их одного слоя в другой в местах перехода прокладывают полоску электрокартона, ширина которой должна быть на 4 – 5 мм больше ширины провода.

Для лучшей изоляции между  слоями многослойной обмотки прокладывают электрокартон толщиной 0,5 мм, который  перед намоткой очередного слоя сильно стягивают киперной лентой.

Последний виток многослойной катушки крепят так же, как у  однослойных катушек.

Технология изготовления многослойной обмотки ВН приведена  в технологической карте (табл.).

Отводы должны быть хорошо изолированы для предупреждения межвиткового замыкания. Для изоляции отводов применяют лакоткань  и полоски из электрокартона, прокладываемые с обеих сторон отвода.        

 

 

Пропитка и сушка обмоток.

Пропитка обмоток лаком  придаёт им необходимую механическую прочность, повышает прочность изоляции и увеличивает её теплопроводность. Обмотку нужно пропитывать лаком  непосредственно после сушки, когда  она ещё не остыла. Сушка считается  законченной, когда лак образует твёрдую блестящую и эластичную плёнку.

 

Ремонт главной изоляции.

Как правило, при ремонте  трансформаторов главную изоляцию заменяют новой.

Ярмовая изоляция представляет собой кольцеобразную шайбу, сделанную  из электрокартона толщиной 2 – 3 мм с  прикреплёнными по обеим сторонам деревянными  прокладками, которые образуют масляные каналы между ярмом и обмоткой.

Информация о работе Ремонт и обслуживание трансформаторов