Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание

на тему
***Философия, ее предмет и функции.***
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Содержание

Введение
Понятие, предмет и функции философии
Общественно – исторический характер философии
Понятие научно – филосовского мировоззрения
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная философия.docx

— 40.24 Кб (Скачать документ)

    Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложную структуру. Можно выделить по меньшей мере три  главных составляющих блока оснований  науки: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские  основания.

    Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую  функцию. Они активно участвуют  в построении новых теорий, целенаправляя  перестройку нормативных структур науки и картин реальности. Используемые в этом процессе философские идеи и принципы могут применятся и  для обоснования полученных результатов (новых картин реальности и новых  представлений о методе). Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случится, что в процессе формирования новых представлений  исследователь использует одни философские  идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую  интерпретацию, и только на этой основе они обретают признание и включаются в культуру.

    На  первом этапе основной установкой, которая пронизывала разнообразные  философские принципы, применяемые  при обосновании научных знаний о природе, была идея абсолютной суверенности познающего разума, который, как бы со стороны созерцая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность. Считалось, например, что объективность  и предметность знания достигается  лишь тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится  к субъекту, средствам и процедурам его познавательной деятельности. Эти  процедуры принимались как раз  и навсегда данные, неисторические. Идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы; главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных и "вытекающих из опыта" онтологических принципов.

    На  втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется переход к новому типу философских  оснований. Этот период характеризуется  отказом от прямолинейного онтологизма  и пониманием относительной истинности картины природы, выработанной на том  или ином этапе развития естествознания. Допускается истинность различных  конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку  в каждом из них содержится момент объективно-истинного знания. Осмысливаются  взаимосвязи между онтологическими  постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается  объект. В связи с этим принимаются  такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности.

    На  третьем этапе, становление которого охватывает эпоху становления современной  НТР, по-видимому, складываются новые  структуры философских оснований  естествознания. Они характеризуются  осмыслением исторической изменчивости не только онтологий, но и самих идеалов  и норм научного познания, видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее социальных последствий, обоснованием допустимости и даже необходимости включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов (примеры тому - теоретическое описание экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т.д.).

    Переход от одной структуры философских  оснований к другой означает пересмотр  ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией.

    Философские основания науки не стоит отождествлять  с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих  в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. Философия не является рефлексией над  наукой. Она - рефлексия над основаниями  всей культуры. В ее задачу входит анализ под определенным углом зрения не только науки, но и других аспектов человеческого бытия - анализ смысла человеческой жизни, обоснование желательного образа жизни и т.д. Обсуждая и  решая эти проблемы, философия  вырабатывает и такие категориальные структуры, которые могут быть использованы в науке.

    Таким образом, философия в целом обладает определенной избыточностью содержания по отношению к запросам науки  каждой исторической эпохи. При решении  философией мировоззренческих проблем  вырабатываются не только те наиболее общие идеи и принципы, которые  являются предпосылкой освоения объектов на данной стадии развития науки, но и  формируются категориальные схемы, значимость которых для науки  обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. В этом смысле можно  говорить об определенных прогнозирующих функциях философии по отношению  к естествознанию.

    Источник  прогностических функций философии  коренится в основных особенностях философского познания, нацеленного  на постоянную рефлексию над мировоззренческими основаниями культуры. Здесь можно  выделить два основных аспекта, существенно  характеризующих философское познание. Первый из них связан с обобщением философией предельно широкого материала  исторического развития культуры, который  включает не только науку, но и все  феномены творчества. Философия часто  сталкивается с фрагментами и  аспектами действительности, которые  превосходят по уровню системной сложности объекты, осваиваемые наукой. Например, человекомерные объекты, функционирование которых предполагает включенность в них человеческого фактора, стали предметом естественнонаучного исследования лишь в эпоху современной НТР, с развитием системного проектирования, применением ЭВМ, анализом глобальных экологических процессов и т.д. Философский же анализ традиционно сталкивается с системами, включающими в качестве компонента "человеческий фактор", например при осмыслении различных феноменов духовной культуры. Поэтому категориальный аппарат, обеспечивающий освоение таких систем, дорабатывался в философии в общих чертах задолго до его применения в естествознании.

    Второй  аспект философского творчества, связанный  с генерацией содержания, потенциально выходящего за рамки необходимых  для науки определенной исторической эпохи философских идей и категориальных структур, обусловлен внутретеоретическими задачами самой философии. Выявляя  основные мировоззренческие смыслы, свойственные культуре соответствующей  эпохи, философия затем оперирует  с ними как с особыми идеальными объектами, изучает их внутренние отношения, связывает их в целостную систему, где любое изменение одного элемента прямо или косвенно влияет на другие. В результате таких внутритеоретических  операций могут возникать новые  категориальные смыслы, причем даже такие, для которых трудно подыскать  прямые аналоги в практике соответствующей  эпохи. Развивая эти смыслы, философия  готовит своеобразные категориальные матрицы будущих мировоззренческих  структур, будущих способов понимания, осмысления и переживания человеком  мира.

    Переход от одного типа философских оснований  науки к другому всегда обусловлен не только внутренними потребностями  науки, но и той социокультурной  средой, в которой развиваются  и взаимодействуют философия  и наука.

    Для науки важно не только существование  в сфере философского знания соответствующей  эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможность  путем селективного заимствования  соответствующих категориальных схем, идей и принципов превратить их в  свои философские основания.

    Сложное взаимодействие между историческим развитием философии и философских  оснований науки необходимо учитывать  и при анализе современных  процессов перестройки этих оснований.

    Становление диалектико-материалистической философии  знаменовало переход к новому способу философского мышления, который  осознает свои собственные социальные предпосылки и свою обусловленность историческим развитием общественных отношений и деятельности людей.

    Сами  по себе эвристический и прогностический  потенциалы диалектико-материалистической философии не снимают проблемы практического  применения в науке ее идей. Такое  применение предполагает особый тип  исследований, в рамках которых выработанные философией категориальные структуры  адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с конкретизацией категорий, с их трансформацией в  идеи и принципы научной картины  мира и в методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той  или иной науки. Указанный тип  исследований составляет суть философско-методологического  анализа науки. В результате при  решении кардинальных научных проблем  содержание философских категорий  весьма часто обретает новые оттенки, которые затем выявляются философской  рефлексией и служат основанием для  нового обогащения категориального  аппарата философии. Извращение этих принципов  чревато большими издержками как  для науки, так и для философии.

    Заключение

    Философия порой понимается как некое абстрактное  знание, предельно удаленное от реальностей  повседневной жизни. Нет ничего более  далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут  начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится  главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных  понятий и категорий, до самых  хитроумных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем  средства для уразумения жизненных  реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что  с точки зрения научной философии  уразуметь действительность вовсе  не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия  предполагает критическое отношение  к действительности, к тому, что  устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и  направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские  проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. 

    Список  использованной литературы

    1. Барковская А.В. «Философия: Ответы  на экзаменационные вопросы» /А.В.  Барковская, Е.В. Хомич. – 2-е  изд. – Минск: Терра-Системс, 2009. – 160 с.

    2. Стрельник О.Н. «Философия: конспект  лекций». – М.: Издательство Юрайт;  ИД Юрайт, 2010. – 187 с.

    3. «Философия», учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с

    4. Энгельс Ф. Людвиг Фенербах и конец классической немецкой философии.//соч. т. 21 стр. 282-284.

    5. Ткачева Е.Б.Философия. Часть 1.Сущность философии. Философия Древнего мира. Учебное пособие для студентов. ФГОУ ВПО «УГАВМ» - 2007г

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"