Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание

на тему
***Философия, ее предмет и функции.***
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Содержание

Введение
Понятие, предмет и функции философии
Общественно – исторический характер философии
Понятие научно – филосовского мировоззрения
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная философия.docx

— 40.24 Кб (Скачать документ)

    Всякая  новая культура исторически связана  с культурой прошлого.

    Прежде  всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы  опыта, на которых базируется та или  иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место  среди них занимают категории, к  которым относят такие универсальные  понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина - следствие, случайное - необходимое, часть - целое, элемент - структура и др. Категории  отражают наиболее общие связи, отношения  вещей. В своей совокупности они  отражают основу всякого человеческого  разумения, интеллекта. Эти понятия  приложимы не к какой-то одной  области явлений, а к любым  явлениям. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем без понятия причины. Такие  понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятия  философии с учением о категориях. В схеме ромашка сердцевина соответствует  общему понятийному аппарату философии - системе категорий.

    Многие  века философы считали категории  вечными формами «чистого» разума. Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории формируются  исторически с развитием человеческого  мышления и воплощаются в речевых  структурах, в языке. Обращаясь к  языку как культурно-историческому  образованию, анализируя формы высказываний и действия людей, философы выявляют наиболее общие основания речевого мышления и практики.

    В комплексе самых общих оснований  культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных  частей (природа, общество, человек) в  их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись  теоретической проработке, такие  образы трансформируются в философское  учение о бытии - онтологию (от греческогоontos - сущее и logos - учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные  формы отношений мира и человека - практические, познавательные и ценностные; отсюда и название соответствующих  разделов философии: праксиология (от греческого praktikos - деятельный), гносеология (от греческого gnoseos - познание) и аксиология (от греческого axios - ценный).

    Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные  и другие «универсалии», всегда относящиеся  к конкретным историческим типам  культур и вместе с тем принадлежащие  человечеству в целом, всемирной  истории.

    Помимо  функции экспликации «универсалий»  философия как рационально-теоретическая  форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а  также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов  человеческого опыта во всех его  формах.

    Разработка  обобщенных идей и представлений  с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической  формы мировоззрения. В процессе исторического развития база философских  обобщений меняла свой вид, охватывая  все более обширные опытные, а  затем и теоретические знания. На первых порах философская мысль  обращалась к разным вненаучным и  донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями  мысли способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые  обычные, повседневные наблюдения в  сочетании с особым философским  образом мысли служили нередко  толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего  мира (перехода количества в качество, внутренней противоречивости различных  явлений и многих других). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют  во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для  философских обобщений существенно  обогащался по мере развития, углубления конкретно-научных знаний.

    Философия в культуре выполняет также важную критическую функцию. Поиск решений  сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, восстающих на пути к истинному познанию, правильному  действию.

    По  отношению к предшествующему  и наличному культуро-историческому  опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стремятся  сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить.

    Философия обращена не только к прошлому и  настоящему, но и к будущему. В  качестве формы теоретической мысли  она обладает мощными конструктивными  возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих  образов, идеалов. Философия способна выстраивать различные варианты миропонимания, как бы заготавливая пробные системы мировоззрения  для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным  для ныне живущих людей. Это подтверждается существованием в истории философии  разных вариантов понимания и  решения мировоззренческих проблем.

    Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого  опыта - практического, познавательного  и ценностного. Их целостное философское  осмысление - необходимое условие  гармоничной и сбалансированной общественной жизни. Соответствующая  интересам человечества мировоззренческая  ориентация требует интеграции всех основных задач, ценностей человеческой культуры. Их согласование посильно лишь для универсального мышления, обеспечиваемого  той сложной духовной работой, которую  в человеческой культуре взяла на себя философия.

    Анализ  важнейших функций философии  в системе культуры показывает, что  культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления  о предмете, целях, способах и результатах  философской деятельности. 
 

    Понятие научно-философского мировоззрения

    Сущность  философского мировоззрения не исчерпывается  ответом на вопросы о том, что  принимается за первичное - материальное или идеальное и признается ли познаваемость мира. Для характеристики любой философской системы важно  так же учитывать, какой метод  познания используется при философском  рассмотрении окружающего мира. Если мы обратимся к истории философии, то увидим, что существуют два основных метода познания, два взаимно противоположных  способа мышления - диалектика и  метафизика.

    Диалектика - слово греческое. Древние мыслители  понимали под диалектикой такой  способ ведения беседы, споров, посредством  которого раскрываются противоречия в  суждениях собеседника, выясняется истина и уточняются понятия. Позже  под диалектикой стали понимать философский метод, т.е. общие правила  и средства познания окружающего  мира, тот способ, с помощью которого мышление изучает данный предмет.

    Диалектика  рассматривает мир как единое, связанное целое. Она исходит  из того, что все вещи, явления, а  также наши понятия как их мысленные  отражения находятся во взаимной связи, в непрерывном движении и  противоречивом развитии. Диалектический взгляд на природу, историю и человеческое мышление требует исследования изучаемого предмета во всех его связях и отношениях, прослеживания действительной истории  его развития, раскрытия подлинных  причин сложного и противоречивого  процесса его изменения.

    Метафизика  тоже слово греческое. В древности  оно означало учение о началах  всего существующего. В дальнейшем под метафизикой стали понимать такой способ мышления, при котором  предметы и явления рассматриваются  вне их взаимной связи, как неподвижные, раз навсегда данные, лишенные внутренних противоречий.

    История философии начиная с древних  времен и до наших дней насыщена борьбой материализма и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой  философских взглядов, философских  мировоззрений нужно видеть в  конечном счете борьбу реальных общественных сил - определенных классов и социальных групп.

    Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого  сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Говоря о мировоззрении в большом  общественно-историческом масштабе, имеют  ввиду преобладающие на том или  ином этапе истории предельно  общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

    Мировоззрение - образование интегральное. В состав мировоззрения входят и играют в  нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные.

    Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее  видение, понимание мира, места в  нем человека и вместе с тем  жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении  в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.

    Мировоззрение - система взглядов, понятий и  представлений об окружающем мире в  целом. Мировоззрение в широком  смысле включает в себя совокупность всех взглядов на окружающий мир, на явления  природы и общества: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественно-научные  воззрения и т.д.

    Основное  ядро всякого мировоззрения, мировоззрение  в собственном смысле слова, составляют философские взгляды. Главным вопросом мировоззрения является основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении  мышления к бытию, сознания к материи. В зависимости от того, что считается  первичным - материя или сознание, существуют два основных вида мировоззрения, два основных философских лагеря: материалистический и идеалистический.

    Мировоззрение является отражением материального  общественного бытия людей. Оно  зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от господствующего  общественного строя. Мировоззрение, следовательно, имеет исторический характер. С развитием общества изменяется и мировоззрение людей. В антагонистическом  классовом обществе не может быть единого мировоззрения. Мировоззрение  в классовом обществе носит классовый  характер; господствующим мировоззрением является мировоззрение господствующего  класса. Так, в условиях феодального  строя господствовало религиозно-идеалистическое  мировоззрение крупных землевладельцев, светских и духовных. А в условиях феодально-крепостнической России возникло мировоззрение революционных  демократов Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и др., выражавших революционные устремления угнетенного крестьянства.

    Мировоззрение имеет не только теоретическое, познавательное, но и огромное практическое значение: выражая общий взгляд на мир в  целом, оно определяет отношение  людей к окружающему миру и  служит руководством для действия. Передовое, научное мировоззрение, раскрывая объективные законы природы  и общества, направляет деятельность людей в соответствии с прогрессивным  развитием общества и тем ускоряет развитие общества.

    Предмет философии как науки изменялся  в ходе исторического развития. Почти  вплоть до возникновения марксизма  философия выступала как наука  наук, включающая в себя все положительные  знания о мире и заменяющая собой  все науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о природе и обществе, недифференцированностью  науки. Развитие конкретных наук положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных наук вскрывать  действительные связи явлений природы  и заменять фантастические вымыслы  старой, особенно идеалистической философии  конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали  излишней философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих  систем, в которых отдельные науки  являются лишь подчиненными философии  частями и звеньями. Последней  попыткой создания такого рода системы  была философия Гегеля.

    Существенно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность. Эта целостность  обеспечивается не только теми взаимосвязями  между теоретическим и эмпирическим уровнями знания. Структура научного знания не исчерпывается этими уровнями - она включает также и то, что  принято называть основаниями научного знания. Эти основания помимо того, что за счет них достигается целостность  предметной области, вместе с тем  определяют стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение  его результатов в культуру соответствующей  исторической эпохи. Именно в процессе формирования, перестройки и функционирования оснований наиболее отчетливо прослеживается социокультурная размерность научного познания.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"