Теории девиантного развития личности и их учет в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:45, лекция

Описание

Поведение как психологическая категория и как свойство индивидаю
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»
Определение понятий «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение»

Работа состоит из  1 файл

лекцииДокумент Microsoft Word.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

     Основные  положения данного направления:

  • главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
  • развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами. В психодинамическом направлении конечная цель видится в осознании бессознательного. Практикующий в динамическом направлении специалист ориентирован на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. «Он добивается этого при помощи медленного, скурпулезного объяснения и разгадывания исторического значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе» [67, с. 141]. Предполагается, что инсайта, как момента осознания, достаточно для начала личностных изменений.

     Основные  процедуры данного направления:

  • конфронтация;
  • прояснение;
  • интерпретация,
  • прорабатывайте.

     Конфронтация  — распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.

     Прояснение  — помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных.

     Интерпретация — определение основного смысла и/или причины события.

     Прорабатывшше — повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.

     В динамическом подходе, е основном, используются средства вербализации, включающие в себя интерпретации свободных ассоциаций клиента; анализ реакций переноса и сопротивления; анализ сновидений и непреднамеренных действий (обмолвки, описки).

     Конкретные  методы работы зависят от течения внутри данного направления. Для Фрейда основным был метод катарсический; для Юнга — метод активного воображения; для Хорни — метод совместного анализа жизненного пути; для Салливана — метод интервью психиатрического.

     Примеры приемов направленного воздействия  на личность

     клиента в психодинамическом направлении  Название: Метод свободных ассоциаций. Показание: наличие у клиента неосознаваемой им проблемы.

     Цель: осознание проблемы.

       Алгоритм:

  1. клиент в свободном порядке высказывает возникающие у него мысли по поводу его переживаний;
  2. анализ последовательности и содержания высказываний;
  3. анализ блоков;
  4. осознание неосознанной проблемы.

     Название: Анализ сновидений (с позиции Фрейда). 

     Показание: прояснение скрытых от сознания переживаний.

     Цель: интерпретация подавленных переживаний в приемлемой для сознания форме.

       Алгоритм:

  1. рассказ клиентом значимого для него сновидения из прошлого («вспомнившегося») или настоящего;
  2. инициирование специалистом клиента к свободному ассоциированию по поводу содержания рассказанного им сновидения;
  3. раскрытие латентного содержания сновидения и его интерпретация специалистом;
  4. осознание клиентом событий, спровоцировавших сновидение, и раскрытие их подлинного значения.

     Название: Анализ сновидений (с позиции Адлера «манера сновидеть» совпадает с «манерой жить», символика сновидений интерпретируется с позиции значимости для клиента).

     Показание: поиск ошибки в картине мира клиента.

     Цель: коррекция картины миры клиента.

     Алгоритм:

  1. рассказ клиентом важного с его точки зрения сновидения;
  2. выделение символики сна, значимой с позиции клиента;
  3. выяснение значения данной символики для сновидца;
  4. соотнесение смысла символов с жизнью клиента;
  5. осознание «ошибки» и ее коррекция.
 
 

     Когнитивно-поведенческое  направление

     Исторически данное направление идет от работ  Д. Уотсона, 
Б. Скиннера. Проблемы клиентов рассматриваются внутри него 
как проявление выработанных в онтогенезе неадаптивных форм 
поведения, являющихся результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Следовательно, делается вывод, что при 
помощи целенаправленного воздействия возможно заменить не 
адекватную модель поведения на другую, более адаптивную (Мейхенбаум, Бандура, Эллис). 

     Основные  положения когиитивио-поведепческого направления.

  • большинство поведенческих проблем — следствие проблем 
    в обучении и воспитании; 
  • поведенческие реакции — реакция организма на воздействие среды и, следовательно, являются результатом взаимодействия «организм — среда»;
  • моделирование поведения является обучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект является решающим.

     Таким образом, объектом воздействия является поведение. Причина проблемы с позиции данного направления видится в неадаптивном поведении, являющемся результатом усвоенных неправильных форм поведения. Соответственно основным методом воздействия становится формирование навыков, а основная задача специалиста заключается в обучении клиента новым адаптивным способам поведения. При этом акцент делается не на рефлексии клиента по поводу действий, а на самих конкретных действиях.

     В процессе оказания психологической  помощи специалист основывается на четких данных о поведении человека в ситуации, которую он определяет как проблемную. Данное четкое представление он получает при помощи операционализации поведения — переводе неясных моментов в объективные наблюдаемые Действия. Следующие шаги — выявление стимула, запускающего данную нежелательную поведенческую реакцию; конкретизация цели; выработка конкретного поведенческого алгоритма в будущем. Важно, чтобы цель определялась позитивно, через «я хочу», а не «я хотел бы». Соответственно, в процессе консультации затрагиваются три уровня клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

     В рамках данного направления применяются:

     ■ самоконтроль (обучение глубокой релаксации, построение 
иерархии страхов, установление взаимосвязи между объектом тревоги с иерархией страхов на фоне релаксационных упражнений; моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение);

  • самонаблюдение (ведение дневников);
  • составление контрактов (клиент специалист; клиент — 
    значимые близкие; клиент с самим собой);

      домашние задания (предписания).

     Особое  внимание специалист должен уделять  тому, чтобы работа no решению проблемы происходила в системе существующих правил клиента, которыми он руководствуется в своем поведении. Следовательно, на первых же этапах одна из основных задач, которую должен решить специалист, — определение данных правил. В 1979 году Хоффман обобщил и систематизировал «правила клиента»:

  1. правила, формулирующие ценностные установки клиента 
    («Косметика вредна для здоровья»);
  2. правила, связанные с воздействием стимула («После развода все будет по-другому»);
  3. поведенческие оценки («Так как я рыжий, все думают, что я хитрый и не способен на искренние чувства»);
  4. правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности («Я больше не верю»);
  5. правила, связанные с воздействием реакции («Я буду раньше приходить домой, только бы она не сердилась»);
  6. правила, связанные с долженствованием и возникающие в 
    процессе социализации личности («Мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: посадить дерево, вырастить сына, построить дом»).

     Основой эффективности считается  активная позиция клиента. Главная задача специалиста в любой разновидности когнитивно-поведенческого направления —диагностически-обучающая

     Примеры приемов воздействия на личность клиента в когнитивно-поведенческом направлении

     Название: «Правило жизни».

     Показание: наличие у клиента заложенных родителями программ, которые в настоящий момент участвуют в его самореализации.

     Цель: выработка новой адаптивной программы поведения. Алгоритм:

  1. прояснение под руководством специалиста родительских посланий клиенту;
  2. осознание и вербализация данных посланий;
  3. их запись;
  4. прояснение чувств клиента к ним;
  5. выявление поведения, вызывающего негативную реакцию;
  6. переформулирование родительских посланий, вызывающих негативные реакции на положительные.

     Название: «Самоконтроль».

       Показание: выявление проблемной части личности клиента.

     Цель: принятие, осознание, переработка проблемы таким образом, чтобы она вписалась в картину жизни клиента, не мешая его дальнейшей жизни.

     Алгоритм:

     У) попросить клиента обнаружить свою «ахиллесову пяту» — эмоцию, контроль над которой он боится потерять больше всего;

  1. позволить выразить ее, используя для этого любые предметы, игрушки или в танце, в борьбе, в любом движении;
  2. изобразить свою эмоцию, свое впечатление от нее в рисунке, лепке;
  3. вернуться к чувству и посмотреть а) как изменилось оно; 
                б) как изменилось отношение клиента к нему;
  4. принять его, «став его другом».

     Название: «Систематическая десенсибилизация». Показание: наличие тревожных состояний, страхов. Цель: уменьшение, снижение силы страха. Алгоритм:

     I) обучение снижению мышечной релаксации;

  1. выстраивание иерархии стимулов, вызывающих страх или тревогу;
  2. предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, представлять объекты из данной иерархической системы 
    (в случае повышения страха он дает специалисту об этом знать, 
    специалист «возвращает» его в «здесь и сейчас», прорабатывает 
    с клиентом ситуацию, после чего работа продолжается с п.3);
  3. экологическая проверка.

     Название: «Мишень».

     Показание: суицидальные мысли, чувство безнадежности.

     Цель: пробуждение желания жить.

     Алгоритм:

  1. обнаружение причины и/или негативных установок, провоцирующих снижение у клиента вкуса к жизни;
  2. нахождение альтернативных способов поведения в противовес суициду;
  3. в процессе специально организованной беседы подвести клиента к осознанию абсурдности его желания;
  4. создание положительной установки на жизнь. 

     Название: стимулирование создания позитивной мотивации.

     Показание: создание мотивации изменения девиантного поведения.

     Цель: создание программы для работы над собой по изменению девиантного поведения.

     Алгоритм:

  1. прояснение проблемы в интерпретации клиента;
  2. нахождение виновного в возникновении проблемы с точки зрения клиента;
  3. конфронтация;
  4. создание будущего положительного образа;
  5. если данный положительный образ вызывает позитивные 
    эмоции у клиента и желание «быть им», то заключается терапевтический договор, если нет, то работа над созданием образа продолжается до тех пор, пока он не станет привлекательным для клиента;
  6. составление плана действий по достижению клиентом выбранного им образа.

Информация о работе Теории девиантного развития личности и их учет в социальной работе