Технология разработки и использования экспертной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:38, контрольная работа

Описание

Цель- написание курсовой работы по данной дисциплине с последующем его усвоении. Для достижения поставленной цели поставлены следующие вопросы:

- с какой стороны подойти к изучению темы;

- на практическую или теоретическую часть делать акцент;

- качественный подбор литературы по данной теме.

И решены следующие задачи:

- изучение и анализ основ интеллектуальных систем;

- изучение и выявление сущности экспертных систем;

- разбор технологии проектирования экспертных систем;

- изучить, проанализировать, и высказать свою точку зрения по вопросу;

- разработка предложений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Введение в сущность экспертных систем………………………………..5
1.1. История развития экспертных систем…………………………………………5
1.2. Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экспертных систем………………………………………………………………….13
Глава 2. Технология разработки экспертных систем…………………………….18
2.1. Переход от прототипа к промышленной экспертной системе………23
2.2. Технологии быстрого прототипирования…………………………….25
Глава 3. Анализ теории экспертных систем и выводы…………………………..29
3.1.Выбор подходящей проблемы для разработки экспертной системы……….29
3.2. Преимущества экспертных систем перед человеком-экспертом…………..32
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

для я ботаник 2.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, выясняется, что для разработки ЭС необходимо участие в ней особого рода специалистов, обладающих указанной совокупностью знаний и выполняющих функции “посредников” между экспертами в предметной области и компьютерными (экспертными) системами. Они получили название инженеры знаний (в оригинале - knowledge engineers), а сам процесс разработки ЭС и других интеллектуальных программ, основанных на представлении и обработке знаний - инженерией знаний (knowledge engineering). В развитых зарубежных странах специальность “инженер знаний” введена во многих вузах, в нашей стране основы инженерии знаний изучаются пока в рамках специализаций по системному программированию. Функции эксперта и инженера знаний редко совмещаются в одном лице. Чаще функции инженера знаний выполняет разработчик ЭС. Как показал опыт многих разработок, для первоначального приобретения знаний, в которых участвуют эксперты, инженеры знаний и разработчики ЭС, требуется активная работа всех трех категорий специалистов. Она может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

     На  этапе приобретения знаний могут  возникнуть трудности и психологического порядка: эксперт может препятствовать передаче своих знаний ЭС, полагая, что это снизит его престиж  как специалиста и создаст  предпосылки для замены его “машиной”. Однако эти опасения лишены оснований: ЭС “уверенно” работает лишь в типовых ситуациях, а также удобна в случаях, когда человек находится в состоянии стресса, в наиболее сложных ситуациях, требующих нестандартных рассуждений и оценок, эксперт- человек незаменим.

     Третья  серьезная трудность - в очень  большой трудоемкости создания ЭС: требуется разработать средства управления базой знаний, логического  вывода, диалогового взаимодействия с пользователем и т.д. Объем  программирования столь велик, а  программы столь сложны и нетрадиционны, что имеет смысл, как это принято сейчас при разработке больших программ, на первом этапе создать демонстрационный прототип системы - предварительный вариант, в котором в упрощенном виде реализованы лишь ее основные планируемые возможности и которая будет служить для заказчика подтверждниением того, что разработка ЭС для решения данной задачи принципиально возможна, а для разработчиков - основой для последующего улучшения и развития системы. 

     Одной из причин неудач в создании ЭС стала недооценка авторами ЭС объемов и роли неявных знаний. Системы, базы знаний которых создавались на основе справочников, в лучшем случае так справочниками и остались. Большинство же таких систем оказывались даже хуже справочников, так как сковывали исследовательскую мысль пользователя. Вторым  “узким местом” ЭС оказалась модель, на которой были основаны их первые экземпляры, и лишь модель знаний, принимающая вид пороговой направленной иерархической сети с возможностью выбора в конечном из логических узлов (где каждая отдельная ситуация похожа на дерево с листьями), может стать базой для построения ЭС.

     Когда стала очевидной полная непригодность  этих систем и созданного для них  специализированного аппаратного  оборудования, многие обозреватели пришли к выводу, что существующая технология создания ЭС была тупиковым направлением в развитии информационных технологий. В последнее десятилетие ЭС возродились в виде систем с базой знаний, которые тесно переплетались с существующими деловыми системами. Их используют в здравоохранении, страховании, банковском деле и других областях, чтобы с помощью правил и объектов накапливать опыт,  повысить качество принимаемых решений. Базы знаний встроены сегодня в наиболее современные крупные системы. Они находятся в самой сердцевине программ- агентов, осуществляющих поиск в сети Internet, и помогают коллективам пользователей справиться с потоками информации.

     Рассмотрим  факторы, стимулировавшие развитие систем с базами знаний:

     - компании, добившиеся значительной  экономии денежных средств благодаря технологии баз знаний, развивают и выстраивают ее в специальные бизнес - процессы, которые были бы просто невозможны без компьютерной экспертизы;

     - разработаны новые технологии  создания баз знаний, является  необходимым средством, которое может изменить бизнес - процесс;

     - современные системы реализованы  не на специализированном, а на  стандартном оборудовании.

     Объединение всех видов программных продуктов  и их отдельных компонентов в  единую ЭС признано экономически выгодным, так как применение ЭС  позволяет существенно сократить расходы на подготовку квалифицированного персонала, дальнейшую проверку работоспособности и надежности, разрабатываемых и исследовательских систем, а также уменьшить время проектирования и (или) исследования.

     Объектная технология, на основе которой могут  создаваться и развиваться современные  ЭС,- значительный шаг вперед по сравнению  с CASE- средствами, т.к. она похожа на наше восприятие окружающей действительности. Наше представление о моделировании меняется, то же самое происходит и с объектами, поэтому сопровождение программируемых объектов может, выполнятся аналогично приспособлению наших умозрительных образов к изменению окружающих условий. Данная технология прекрасно подходит аналитикам и программистам т.к. очень напоминает стратегию решения проблем  и соответствует мыслительным процессам людей, считающихся экспертами в своей области.

     Чтобы стать экспертом, специалисту нужен  инструментарий, имитирующий мышление эксперта. Разработка парадигмы превращается из задачи, чуждой мышлению человека, в знакомое, привычное и легко выполняемое задание.

     Как работают эксперты? Следуя принципам, заложенным в объектно-ориентированные  технологии, они подразумевают проблемы на объекты или классы объектов. По мере накопления знаний в определенной области они делают обобщения, ориентируясь на выделенные объекты или классы объектов. Некоторые обобщения имеют иерархическую структуру, где свойства высших объектов наследуются объектами низшего уровня. Сущность может соответствовать нескольким классам объектов и взаимодействовать с различными объектами или классами. По мере того как знания эксперта углубляются, на их основе формируются новые ассоциации, а отдельные уровни иерархии пропадают или расширяются.

     Методика  объектно-ориентированного программирования основана на модели, напоминающей образы, возникающие в мозгу аналитика, которая представляет предметы и процессы в виде объектов и связей между ними. Наблюдая событие, эксперт легко выделяет знакомые образы. Для решения проблем он испытывает конкретные правила, рассматривая при этом исследуемую проблему под определенным ракурсом.

     При разработке систем автоматизированного  проектирования (САПР) уже нельзя обойтись без ЭС; их использование признано экономически выгодным.

     С середины 80-х годов наиболее популярные системы с базами знаний создавались с ориентацией на стандартное оборудование. В этом ключ к пониманию причин успеха современной технологии баз знаний. Опыт показывает, что системы с базами знаний необходимо встраивать в самые важные бизнес-с - процессы и организовывать работу персонала так, чтобы он мог максимально использовать их преимущества для достижения наилучших результатов.    

     
    1. Определение экспертных систем. Главное достоинство  и назначение.
 

     Экспертные  системы (ЭС)- это яркое и быстро прогрессирующее направление в области искусственного  интеллекта (ИИ). Причиной повышенного интереса, который ЭС вызывают к себе на протяжении всего своего существования является возможность их применения к решению задач из самых различных областей человеческой деятельности. Пожалуй, не найдется  такой проблемной области, в которой не было бы создано ни одной ЭС или, по крайней мере, такие попытки не предпринимались бы.

     ЭС - это набор программ или программное  обеспечение, которое выполняет функции эксперта при решении какой-либо задачи в области его компетенции. ЭС, как  и эксперт-человек, в процессе своей работы оперирует со знаниями. Знания о предметной области, необходимые для работы ЭС, определенным образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний, которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы.

     ЭС  выдают советы, проводят анализ, выполняют  классификацию, дают консультации и  ставят диагноз. Они ориентированы  на решение задач, обычно требующих  проведения экспертизы человеком-специалистом. В отличие от машинных программ, использующий процедурный анализ, ЭС решают задачи в узкой предметной области (конкретной области экспертизы) на основе дедуктивных рассуждений. Такие системы часто оказываются способными найти решение задач, которые неструктурированны и плохо определены. Они справляются с отсутствием структурированности путем привлечения эвристик, т. е. правил, взятых “с потолка”, что может быть полезным в тех системах, когда недостаток необходимых знаний или времени исключает возможность проведения полного анализа.

     Главное достоинство ЭС - возможность накапливать  знания, сохранять их длительное время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную независимость конкретной организации  от наличия в ней квалифицированных специалистов. Накопление знаний позволяет повышать квалификацию специалистов, работающих на предприятии, используя наилучшие, проверенные решения.

     Практическое  применение искусственного интеллекта на машиностроительных предприятиях и в экономике основано на  ЭС, позволяющих  повысить качество и сохранить время принятия решений, а также способствующих росту эффективности работы и повышению квалификации специалистов.

     Типичная статическая  ЭС состоит из следующих основных компонентов (рис. 1.):

     - решателя (интерпретатора);

     - рабочей памяти (РП), называемой также  базой данных (БД);

     - базы знаний (БЗ);

     - компонентов приобретения знаний;

     - объяснительного компонента;

     - диалогового компонента. 

     База  данных (рабочая память) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. Этот термин совпадает по названию, но не по смыслу с термином, используемым в информационно-поисковых системах (ИПС) и системах управления базами данных (СУБД) для обозначения всех данных (в первую очередь долгосрочных), хранимых в системе.

     База  знаний (БЗ) в ЭС предназначена для  хранения долгосрочных данных, описывающих  рассматриваемую область (а не текущих  данных), и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.

     Решатель, используя исходные данные из рабочей  памяти и знания из БЗ, формирует  такую последовательность правил, которые, будучи примененными, к исходным данным, приводят к решению задачи.

     Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс  наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом.

     Объяснительный  компонент объясняет, как система  получила решение задачи (или почему она не получила решение) и какие  знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату.

     

 

      Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружественного общения  с пользователем, как в ходе решения задач, так и в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы. В разработке ЭС участвуют представители следующих специальностей:

     - эксперт в проблемной области,  задачи которой будет решать  ЭС;

     - инженер по знаниям - специалист  по разработке ЭС (используемые им технологию, методы называют технологией (методами) инженерии знаний);

     - программист по разработке инструментальных  средств (ИС), предназначенных для  ускорения разработки ЭС.

     Необходимо  отметить, что отсутствие среди участников разработки инженеров по знаниям (т. е. их замена программистами) либо приводит к неудаче процесс создания ЭС, либо значительно удлиняет его.

     Эксперт определяет знания (данные и правила), характеризующие проблемную область, обеспечивает полноту и правильность введенных в ЭС знаний.

     Инженер по знаниям помогает эксперту выявить  и структурировать знания, необходимые  для работы ЭС; осуществляет выбор  того ИС, которое наиболее подходит для данной проблемной области, и  определяет способ представления знаний в этом ИС; выделяет и программирует (традиционными средствами) стандартные функции (типичные для данной проблемной области), которые будут использоваться в правилах, вводимых экспертом.

     Программист разрабатывает ИС (если ИС разрабатывается  заново), содержащее в пределе все основные компоненты ЭС, и осуществляет его сопряжение с той средой, в которой оно будет использовано. Экспертная система работает в двух режимах: режиме приобретения знаний и в режиме решения задачи (называемом также режимом консультации или режимом использования ЭС).

Информация о работе Технология разработки и использования экспертной системы