Школьное питание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:22, доклад

Описание

Пища – основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. В детском возрасте отношение к правильному питанию особенно важно, следовательно, питание детей в школе не только его личное, но и общественное дело. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит качество его учебной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

школа1 (1).docx

— 49.34 Кб (Скачать документ)

Таблица 5.

Помимо всего  прочего следует учитывать , что энергетическая ценность рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма. При составлении рациона питания для учащихся необходимо правильно распределить продукты и калорийность блюд в течение суток:

завтрак - 25%;

обед – 35-40%;

полдник – 10-15 %;

ужин – 25%.

Причем в первую половину дня лучше предлагать продукты, наиболее богатые белком, а на ужин в основном, молочно-растительные блюда. Рацион питания детей должен быть максимально разнообразным, питательным и аппетитным. Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня, а в течение недели не более 2-3 раз.

Завтрак для  школьников должен быть обязательным. Желательно утром предлагать горячее блюдо (творожная запеканка, молочная каша или мясное блюдо), содержащее достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих расходов энергии. Обед должен состоять из первого горячего блюда с гарниром, лучше из овощей. Нельзя забывать и о необходимости свежих овощных салатов.

На ужин детям лучше предлагать легкие молочно- растительные блюда, молочные или овощные.

Режим питания  школьника зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки школьника, дополнительных занятий. Режим питания поможет выработать у ребенка здоровые привычки питания; есть регулярно, в строго определенные часы, не большим по объему порциями.

Способ приготовления  пищи также оказывает влияние на здоровье. В питании детей необходимо использовать те способы приготовления пищи, при которых не требуется большого количества масла, жира, соли, сахара (это отваривание, запекание, тушение).

Для детей, дополнительно  занимающихся спортом правильно подобранный рацион питания, приобретает еще большее значение. Он должен содержать достаточное количество белка (из расчета 2,5 г на килограмм массы тела в зависимости от количества и качества физических нагрузок). В среднем школьникам 10-13 лет количество белка можно довести до 120 г в сутки, подросткам 14-17 до 140г.

Жировой компонент в рационе таких школьников увеличивать не рекомендуется, исключение - занятия зимними видами спорта. Большое значение имеет достаточное употребление растительных масел, содержащих незаменимые жирные кислоты, необходимые детскому организму. Их не стоит подвергать термической обработке, лучше употреблять, добавляя в овощные салаты. В рационе спортсмена их количество должно составлять не менее 25% от общей суточной нормы жиров. Трудно усвояемые тугоплавкие жиры (бараний, свиной, говяжий) лучше ограничить в рационе.

При занятиях спортом  большое значение имеют легко усваивающиеся углеводы, за счет которых необходимо восполнять интенсивные потери энергии. Но организм спортсмена нуждается также в достаточном количестве сложных углеводов (различные овощные блюда, крупяные гарниры и т.д.). Они должны составлять 65-75% от общего количества углеводов. Режим питания школьника-спортсмена отличается от режима обычных детей, частота приема пищи 4-5 раз в день.

Если тренировки проводятся утром, калорийность завтрака должна быть повышена до 35% от общей  калорийности рациона, если занятия  проводятся в вечерние время, то повышается калорийность ужина. Однако богатую  клетчаткой пищу во время ужина принимать  не следует. Пищевой рацион спортсмена должен включать большой ассортимент  фруктов и овощей, как основной источник витаминов и микроэлементов. При составлении рациона нужно  учитывать, что потребность в  витаминах при занятиях спортом  возрастает в 1,5-2 раза .

  Одним из  условий правильного питания  – это разнообразное питание,  т.е. внесение в рацион продуктов,  богатых белками, жирами, углеводами, витаминами, а также минеральными  веществами.

- Каждый день 50 – 60% съеденной пищи школьника  должно приходить на фрукты  и овощи;

- Часто вносить  в рацион пшеничную крупу, которая  очень богата витаминами;

-   Каждый  день в рационе должны присутствовать  молочно – кислые продукты.

В сутки ребенок  должен выпить 4- 5 стаканов жидкости (чай, компот, суп, сок, вода)..

Количество затраченной  энергии должно соответствовать  калорийности съеденной пищи.

Таким образом, рациональным режимом питания является такой режим, при котором человек:

1. восполняет  свои энергозатраты полностью,  но не с избытком;

2.   питается регулярно в одни и те же часы;

3.    соблюдает  рекомендованные соотношения в  объемах пищи, принимаемой за  завтраком, обедом и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Организация школьного на примере школьных столовых и школьных комбинатов г.Москвы.

По данным Департамента образования города Москвы с  января 2011 года горячее питание в общеобразовательных учреждениях получают:

  • завтрак — 388 336 учащихся (1–4 классы, социально незащищённые категории);
  • обед — 212 450 учащихся (социально незащищённые категории);
  • полдник — 14 868 учащихся (Школы здоровья, кадетские школы).

Департамент образования  проводит постоянную работу по совершенствованию организации дошкольного и школьного питания. Основные достижения:

  • создание системы требований к качеству продукции и услуг в системе дошкольного и школьного питания и реализацию механизмов, обеспечивающих их соблюдение;
  • техническое переоснащение и улучшение санитарно-технического состояния пищеблоков образовательных учреждений;
  • организация питьевого режима в школах и ДОУ
  • внедрение научно-обоснованных 4-недельных рационов здорового питания для обучающихся и воспитанников всех видов образовательных учреждений;

В приложении 9 к  СанПиН 2.4.5.2409-08 приведена таблица ассортимента продуктов, рекомендуемых к реализации в школьных буфетах (Таблица 6)

      
N  
п/п
Наименование пищевых     
продуктов         
Масса (объем) 
порции,    
упаковки  
Примечание       
1. Фрукты (яблоки, груши,       
мандарины, апельсины, бананы 
и др.)                     
-      реализуются,               
предварительно вымытые,    
поштучно в ассортименте, в 
том числе в упаковке из    
полимерных материалов    
2. Вода питьевая, расфасованная 
в емкости (бутилированная),  
негазированная             
до 500 мл  реализуется в              
потребительской упаковке   
промышленного изготовления
3. Чай, какао-напиток  или       
кофейный напиток с сахаром,  
в том числе с молоком      
200 мл    горячие напитки готовятся  
непосредственно перед      
реализацией или            
реализуются в течение 3    
часов с момента            
приготовления на мармите 
4. Соки плодовые (фруктовые) и  
овощные, нектары, инстантные 
витаминизированные напитки 
до 500 мл  реализуются в              
ассортименте, в            
потребительской упаковке   
промышленного изготовления
5. Молоко и молочные напитки    
стерилизованные (2,5% и 3,5% 
жирности)                  
до 500 мл  реализуются в              
ассортименте, в            
потребительской упаковке   
промышленного изготовления
6. Кисломолочные напитки (2,5%, 
3,2% жирности)             
до 200 г   реализуются при условии    
наличия охлаждаемого       
прилавка, в ассортименте,  
в потребительской упаковке 
промышленного изготовления
7. Изделия творожные, кроме     
сырков творожных (не более   
9% жирности)               
до 125 г   реализуются при условии    
наличия охлаждаемого       
прилавка в ассортименте, в 
потребительской упаковке   
промышленного изготовления
8. Сыры сычужные твердые  для    
приготовления бутербродов  
до 125 г   реализуются в              
ассортименте, в            
потребительской упаковке 
9. Хлебобулочные изделия       до 100 г   реализуются в              
ассортименте, в            
потребительской упаковке 
10. Орехи (кроме арахиса),       
сухофрукты                 
до 50 г   реализуются в              
ассортименте, в            
потребительской упаковке 
11. Мучные кондитерские изделия  
промышленного (печенье,      
вафли, миникексы, пряники) и 
собственного производства, в 
т.ч. обогащенные             
микронутриентами             
(витаминизированные)       
до 50 г   реализуются в              
ассортименте, в            
потребительской упаковке   
промышленного изготовления
12. Кондитерские изделия         
сахарные (ирис тираженный,   
зефир, кондитерские          
батончики, конфеты, кроме    
карамели), в т.ч.            
обогащенные микронутриентами 
(витаминизированные),        
шоколад                    
до 25 г   реализуются в              
ассортименте, в            
потребительской упаковке 

Таблица 6.

В каждой школе работают буфеты, где обучающиеся дополнительно приобретают продукты питания и напитки по своему выбору.

В каждом образовательном учреждении проводится ежедневный контроль качества питания, который осуществляет администрация и общественно-административная комиссия образовательного учреждения, а также само предприятие, организующее питание в школе.

С 01 апреля 2011 года в лицеях № № 1547, 1524 реализуется пилотный проект в организации питания. Новая система организации питания на основе индустриальных технологий внедрена в столовых разного типа (буфет-раздаточная, столовая-доготовочная). Проведён монтаж технологичных линий раздачи и другого необходимого оборудования. Эксперимент показал динамику увеличения количества питающихся (на 10% увеличилось количество питающихся за счёт средств родителей). Сильными сторонами проекта являются: возможность выбора блюд, система безналичной оплаты и контроль за питанием со стороны родителей.

В качестве примера  хочется привести меню одного дня из 4-х недельного циклического меню, разработанного с учетом возраста обучающихся, режима работы образовательного учреждения и сбалансированы по пищевой суточной потребности в белках, жирах, углеводах и витаминах (Таблица 7).

Ккал  Белки Жиры  Углеводы  Выход Рацион 
          1 день (понедельник)  Завтрак 
199 6.1 6.5 28.9 150 гр  Каша вязкая молочная (пшено)
          Кофейный напиток 
          злаковый,обогащенный 
122.5 3.6 3.4 19.4 200 г  микронутриентами  на молоке
65.7 3.2 2.5 7.6 1/100г  Биойоryрт фруктовый 
          Хлебцы хрустящие  пшеничные,
10.9 0.4 0.1 2.1 9г  обогащенные микронутриентами
62.2 0.6 0.6 13.7 140г  Яблоко 
460.3 13.9 13.1 71.7    
          1 день (понедельник)  Обед 
          Салат из помидоров  с растительным
91.8 0.6 9.1 1.9 60г  маслом 
78 0.9 6.1 4.9 60г  Винегрет овощной 
136 5 5 17.8 250г  Суп гороховый 
111 6.3 3 14.8 250 Суп рыбный с картофелем
127.2 12.9 8.4   50 г  Говядина отварная
139.3 7.5 8.9 7.3 1/50 г  Котлета куриная 
357.3 7 3.7 74 100 г  Рис отварной
122.3 3.6 3.1 20 100 г  Макаронные изделия  отварные
          Кисель витаминизированный из
          концентрата промышленного 
69.1     17.3 200 г  производства 
134.4 0.6   33 1/200 Сок мультифруктовый  обогащенный 
53.6 1.6 0.5 10.7 20 г  Хлеб из муки пшен. 1 с. обогащенный 
41.9 1.2 0.2 8.9 20г  Хлеб ржано-пшеничный  обогащенный 
1461.9 47.2 48 210.6    

Таблица 7.

http://www.mosprod.ru/ru/200601131144-1653.htm/200812081747-6029.htm

http://www.rprest.ru/school_lunch/experiment/

http://mon.gov.ru/pro/pnpo/pit/

http://www.pitportal.ru/school_lunch/sr/&page=1

http://shkola464.narod2.ru/shkolnaya_stolovaya/

http://www.obkom.su/ 
 

http://ria.ru/video/20110511/373066920.html

http://concordfactory.ru/

http://www.lyceum1524.ru/misc.aspx 

Информация о работе Школьное питание