Организация кружковой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание

Цель работы
Изучить историю бисероплетения, организацию внеклассной работы, технологию бисероплетения. Разработать программу кружка «Бисероплетения» для девочек 10-13 лет, рассчитанную на 1 год.

Содержание

Введение
Глава 1. Организация кружковой работы
1.Организация внеклассной работы в школе
2.Кружок - как основная форма организации внеклассной работы в школе
3.Технология бисероплетения
Глава 2. Организация кружка «Бисероплетения»
2.1. Программа кружка «Бисероплетения»
1. Пояснительная записка
2. Цели, задачи кружка, ориентация
3. Поурочное планирование
4. Содержание
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 59.16 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава 1. Организация кружковой  работы

1.Организация внеклассной работы в школе

2.Кружок - как основная  форма организации внеклассной  работы в школе

3.Технология бисероплетения

Глава 2. Организация кружка «Бисероплетения»

2.1. Программа кружка «Бисероплетения»

1. Пояснительная записка

2. Цели, задачи кружка, ориентация 

3. Поурочное планирование

4. Содержание

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация.

1. Актуальность

Бисероплетение - древний  вид декоративно-прикладного искусства. Украшения из бисера всегда пользовались большой популярностью и спросом. В настоящее время бисероплетение является одним из наиболее популярных видов декоративно-прикладного творчества. Этот вид деятельности развивает художественный вкус и мелкую моторику рук, а так же влияет на психику человека, развитие его как творческой личности.

2. Цель работы

Изучить историю бисероплетения, организацию внеклассной работы, технологию бисероплетения.  Разработать  программу кружка «Бисероплетения» для девочек 10-13 лет, рассчитанную на 1 год.

3.Задачи работы

4.Объект

5.Предмет

6.Гипотеза

 

 

 

Введение.

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.

Декоративно-прикладное искусство  — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. [5]

Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для  многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой  провести свободное время.

Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют  знания технических приемов с  художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором  темы, техникой исполнения, сбором материала  и выполнением росписи, можно  смело назвать творческой.

Порой считают, что подобное приобщение школьников к народным ремеслам целесообразно лишь в исторически  сложившихся художественных центрах, там, где есть условия для настоящей  профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Смысл кружковой  работы в ином. «Раннее приобщение детей к народному искусству, к овладению его приемами,—  по мнению редакции авторитетного искусствоведческого  журнала,— вовсе не означает, что  все ребята будут работать в системе  художественных промыслов. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим  процессом изготовления нужных и  полезных в жизни вещей, умение создавать  их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового  нравственного начала, уважения к  труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного  вкуса на образцах, не подвластных  капризам моды».[3]

Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донести  до ребят секреты изготовления изделий  народного мастера, познакомить  их с историей развития того или  иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать. Руководитель кружка должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному  искусству. Свои знания, опыт, умения он передает ребятам на высоком профессиональном уровне, заинтересованно, увлекая их своим энтузиазмом.

 

 

 

 

Глава 1. Организация кружковой  работы.

1.Организация внеклассной  работы в школе.

Вся учебно-воспитательная работа с учащимися в общеобразовательном  учреждении условно подразделяется на две части. Первая часть, составляющая основу всего учебно-воспитательного процесса – это система уроков по учебным предметам. Вторая часть, которая как бы продолжает и дополняет учебную работу учащихся на уроках, представляет собой систему внеклассных занятий.

Внеклассная работа по технологии призвана развивать самодеятельность, творчество, способности, интересы и  склонности учащихся в области науки  и техники.[1,с.95]

Главными задачами внеклассной  работы по технологии являются:

1.Углубление общенаучных  знаний и расширение технологического  кругозора учащихся.

2.Выявление творческих  способностей и дарований учащихся.

3.Содействие разностороннему  развитию учащихся. [1,с.96]

Внеклассные занятия по технологии строятся на основе тех же общих  принципов обучения и воспитания, как и уроки. Однако практика внеклассных  занятий в общеобразовательных учреждениях выработала некоторые особые, характерные для данных занятий принципы организации учебной работы.

Главными принципами организации  внеклассной работы по технологии являются:

1.Добровольность выбора формы и содержания занятий.

Реализация этого принципа дает возможность всесторонне учитывать интересы и запросы учащихся, их общую технологическую теоретическую и практическую подготовку, индивидуальные склонности и способности. При этом роль учителя, руководителя внеклассной работы заключается в помощи учащимся в правильном выборе характера этих занятий. Необходимо воспитывать у учащихся интерес к перспективным видам техники, прогрессивным наукоемким  технологиям, учитывая при этом ориентацию учащихся на будущую профессиональную карьеру.

2.Массовость внеклассных занятий по охвату учащихся.

Этот принцип требует  от администрации и всего коллектива общеобразовательного учреждения создания необходимых организационных, дидактических и материально-технических условий для внеклассных занятий чтобы каждый ученик смог удовлетворить свои интересы в занятиях любимым делом. Для этого необходима развитая сеть центров детского технического творчества и других учреждений дополнительного образования, хорошо подготовленные учителя- руководители технического и декоративно-прикладного творчества учащихся.

3.Опора на самодеятельность и  инициативу учащихся.

Этот принцип является логическим продолжением принципа добровольности выбора учащимися формы и содержания внеклассных занятий по технологии. При  планировании и проведении внеклассных  занятий, при выборе объектов труда, а также методов и средств  выполнения работы следует учитывать предложения самих учащихся, их интересы и желания.

4.Общественно-полезная направленность и творческий характер работы.

Воспитание в процессе внеклассных занятий по технологии социально значимых качеств личности и развитие творческих способностей учащихся требуют реализации данного  принципа. Действительно, если результаты внеклассной работы учеников будут  не нужны другим людям и самим  учащимся, то теряется интерес к  работе, снижается активность и т.д. Творческое начало во внеклассной работе позволяет постоянно поддерживать интеллектуальную активность учащихся и тем самым развивать техническое  мышление, осуществлять их интеллектуальное воспитание.

5.Подчинение всех внеклассных занятий по технологии общим задачам учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения.

Это требование обусловлено  тем, что внеклассная работа по технологии является частью всего учебно-воспитательного  процесса общеобразовательного учреждения. Поэтому при организации любых  видов внеклассных занятий по технологии надо органически сочетать их с учебной работой учащихся на уроках, а также с внеклассными занятиями по другим учебным предметам, с их трудовой деятельностью. [1,c.97-98]

 

2.Кружок – как основная  форма организации внеклассной  работы в школе.

Индивидуальная внеклассная  работа учащихся является начальным  этапом в организации групповых  внеклассных и внешкольных занятий  по технологии. Она заключается в  следующем. На занятиях по технологии отдельные ученики проявляют  повышенный интерес к технике, к моделированию и конструированию технических устройств, к занятиям декоративно-прикладным искусством. Для удовлетворения этого интереса они начинают самостоятельно выполнять привлекательную для них работу после уроков. Учитель технологии, поддерживая склонности учеников к занятиям техническим и декоративно-прикладным творчеством, консультирует их, оказывая необходимую помощь. Вокруг наиболее увлеченных тем или иным видом внеклассных занятий и авторитетных учеников начинают объединяться другие ученики, которых также интересуют эти занятия. Таким образом создаются благоприятные условия для организации систематических групповых внеклассных занятий учащихся под руководством учителя или другого специалиста в этой области.

Среди групповых внеклассных  занятий по технологии основной формой являются технические кружки. Кружок – это добровольное объединение  учащихся, проявляющих общий интерес  к той или иной области технологии и стремящихся заниматься практической деятельностью в этой области. Основу работы кружка составляет совместное изучение различных областей технологии, конструирование и изготовление технических устройств и их моделей, рационализаторская деятельность, научные  и технические опыты и исследования.

Кружки характеризуются  следующими особенностями:

1.Постоянство состава учащихся. В кружке могут заниматься ученики одного или разных классов. Количество учащихся в кружке желательно, чтобы было не более 10-12 человек. Для успешной работы кружка важно, чтобы первоначальный состав кружка не менялся достаточно длительное время.

2.Определенность профиля работы. Если профиль работы кружка с течением времени будет изменяться, то естественно, из него будут уходить ученики, которых не интересует новый профиль. Нарушится постоянство состава кружка, которое необходимо для успешного овладения учениками системой знаний и умений в данной конкретной области. [1, с.98-99]

3.Длительность и регулярность занятий. Обычно занятия кружка проводятся раз в неделю по 2 академических часа в течении учебного года, а иногда и нескольких лет.

Во внеклассной работе по технологии кружки могут быть различного профиля. Они отличаются друг от друга  содержанием занятий и учебно-воспитательными  задачами, которые призваны решать.

В настоящее время в  практике общеобразовательных учреждений используются типы кружков технического, технологического и декоративно-прикладного  характера.

1.Предметно-технические кружки.

Они обычно организуются на базе учебных кабинетов и учебных  мастерских общеобразовательных учреждений. В отдельных случаях для этих целей используются учебные кабинеты и мастерские учебно-производительных комбинатов и профессионально-технических  училищ или технических лицеев. Предметно-технические  кружки могут опираться не только на технологию, но и на другие образовательные  области. Предметно-технические кружки по технологии, как правило, имеют  более конкретное название, что отражает и конкретное содержание занятий, характер кружка. Цель данных кружков – расширение и углубление знаний и умений учащихся по технологии, создание оборудования и наглядных пособий для пополнения учебных кабинетов и мастерских и развитие на этой основе технических способностей учащихся.

Содержание работы кружка. Подготовка учащимися докладов и  рефератов по новым достижениям  науки и техники, решение технологических  задач, разработка и изготовление наглядных  пособий и учебных приборов для  использования их на занятиях. [1, с.99]

Организация кружка. Она  начинается с подбора актива кружка из числа учеников, которые увлечены интересом к предмету, к конкретной области технологии. Выбирается староста кружка. Из активистов кружка выбираются ответственные за тот или иной вид деятельности. Затем идет планирование работы, и кружок начинает функционировать. В конце учебного года подводятся итоги работы кружка, и организуется выставка творчества членов кружка.

2.Творческие конструкторские кружки.

Эти кружки имеют также  свои конкретные названия. Их цель- совершенствование и углубление научно-технологических знаний и технологических умений, развитие технологического мышления и творческих конструкторских способностей учащихся.

Содержание работы. Усовершенствование учебных приборов и оборудования, конструирование и изготовление действующих моделей машин, разработка новых приборов, механизмов и приспособлений. Участие в соревнованиях в  технических видах творчества.

Организация творческих конструкторских  кружков и общая система работы аналогичны работе предметно-технических  кружков.

3.Учебно-технические кружки или кружки-курсы.

Цель данных кружков –  овладение учащимися каким-либо видом труда, начальная профессиональная подготовка в этой области трудовой деятельности. Примером такого кружка может быть кружок кройки и шитья. Они отличаются от других технических  кружков более строгим содержанием  учебной работы. Занятия учебно-технических  кружков ведутся по учебным программам, утвержденным ведомствами, отвечающими  за подготовку таких специалистов. Ученики изучают теорию по специальности  и проходят практическое обучение данному  виду деятельности. Завершаются занятия  учащихся в таких кружках-курсах, как правило, сдачей экзаменов по теоретическому курсу и квалификационной пробой по практическому обучению.

4.Кружки декоративно-прикладного творчества и народных ремесел.

Большое распространение  они получили в последние годы. Среди них кружки по художественной обработке древесины, художественной обработке металлов, художественной вышивке, вязанию, макраме, а также  народных ремесел: лозоплетения, плетения из бересты, изготовление игрушек, бисероплетение и др.

Эти кружки наряду с углублением  и расширением технологических  знаний и умений учащихся удовлетворяют  эстетические интересы и потребности, развивают художественные способности  детей. Здесь учащимся представляется очень большой простор для  творчества, определяют технику исполнения замысла. Работа кружков завершается  выставками творчества учащихся. [1, с.100]

Наряду с техническими кружками в общеобразовательных  учреждениях и учреждениях дополнительного  образования могут быть организованы  и другие творческие объединения учащихся. Примером такого объединения может быть конструкторское бюро учащихся. Оно образуется из энтузиастов учащихся, обычно, старших классов. Ученики могут разрабатывать и выполнять рабочие чертежи изделия, которые изготовляются на занятиях по технологии. [1, c.101]

Информация о работе Организация кружковой работы