Общая характеристика отрасли машиностроения и металлообработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание

Продолжится процесс обновления выпускаемой продукции при одновременном наращивании объемов ее производства и экспорта. В частности, предусматривается расширение номенклатуры производимой сельскохозяйственной техники. Качество выпускаемой и разрабатываемой продукции, ее высокая конкурентоспособность будут обеспечиваться за счет использования компьютерных технологий проектирования и управления, приобретения современного оборудования и технологий, оснащения производства новыми видами контрольно-измерительной техники. Для облегчения сертификации продукции на зарубежных рынках будут продолжены работы по созданию и переходу на технические регламенты и стандарты, содержащие требования, аналогичные директивам ЕС, а также на соответствующие международным стандартам системы управления качеством.

Работа состоит из  1 файл

реферат по национальной экономике.docx

— 51.28 Кб (Скачать документ)

ВВедение

 

 

В условиях перехода к рыночным отношениям в машиностроительном комплексе Беларуси выявился ряд диспропорций. Его отраслевая структура, сложившаяся  в рамках бывшего СССР, характеризовалась  высокой материало- и энергоемкостью производства. Она, естественно, не была ориентирована на рыночные критерии, а тем более на внутриреспубликанские потребности и на свои собственные ресурсы. Поэтому сегодня проводится серьезная структурная перестройка и модернизация материально-технической базы комплекса, предпринимаются меры по повышению уровня автоматизации и механизации, а также эффективности его специализации: уменьшается доля металлоемких отраслей и увеличивается удельный вес точного наукоемкого машиностроения.

Продолжится процесс обновления выпускаемой  продукции при одновременном наращивании объемов ее производства и экспорта. В частности, предусматривается  расширение номенклатуры производимой сельскохозяйственной техники. Качество выпускаемой и разрабатываемой  продукции, ее высокая конкурентоспособность  будут обеспечиваться за счет использования  компьютерных технологий проектирования и управления, приобретения современного оборудования и технологий, оснащения  производства новыми видами контрольно-измерительной  техники. Для облегчения сертификации продукции на зарубежных рынках будут  продолжены работы по созданию и переходу на технические регламенты и стандарты, содержащие требования, аналогичные  директивам ЕС, а также на соответствующие международным стандартам системы управления качеством.

Машиностроение и металлообработка являются ведущими отраслями промышленности Республики Беларусь. Их доля в общем объеме промышленного производства к началу 1990 гг. достигла 34% и теперь, несмотря на произошедший спад производства, она составляет почти 26% (по итогам 2000 г.). Традиционно производственные объединения и предприятия, входящие в состав отрасли, подразделяются на три группы:

 

Глава 1. Общая характеристика отрасли

машиностроения  и металлообработки

 

 

1.1. Анализ развития  отрасли машиностроения и металлообработки в Республике Беларусь

 

Межотраслевой машиностроительный комплекс объединяет предприятия и  производства машиностроения и металлообработки, нацеленные на удовлетворение потребностей народного хозяйства в средствах производства, орудиях труда, предметах долгосрочного потребления. Начиная с 1975 г., по объему валовой продукции, стоимости основных производственных фондов и количеству занятых этот комплекс устойчиво занимает первое место в промышленности Беларуси. По темпам роста машиностроение всегда опережало другие отрасли хозяйства и в целом промышленность. Такому развитию способствовало выгодное экономико-географическое положение республики, наличие квалифицированных кадров, научной, проектно-конструкторской баз.

Глубокий социально-экономический кризис, охвативший хозяйство Беларуси в связи с распадом в 1991 г. СССР, обусловил резкое сокращение темпов развития машиностроения. В 1991–1995 гг. среднегодовой индекс прироста общего валового объема продукции машиностроения стал отрицательным (-7,3%), а в 1996–2000 гг. составил уже -14,6%. Решающую роль в снижении объемов производства продукции предприятий машиностроительного комплекса сыграли следующие факторы:

  • сокращение поставок в республику материально-сырьевых и энергетических ресурсов;
  • усиление налогового пресса;
  • финансовые и кредитные ограничения.

Указанные факторы по-разному  оказали влияние  на динамику темпов развития отдельных отраслей машиностроительного комплекса. Заметное снижение продукции имели, прежде всего, отрасли автомобильного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности. Главной причиной этого стала ценовая политика. Предприятия этих отраслей, которые выпускали конечную продукцию, имели большой рост издержек производства за счет увеличения материальных затрат и снижения покупательной способности потребителей продукции. В результате произошло вынужденное сокращение производства. Однако, предприятиям удалось удержать рынки сбыта в странах СНГ за счет монопольного положения и относительно высоких качественных характеристик выпускаемой продукции. [3]

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность является ведущей отраслью национальной экономики и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений. В ней  создается 21,8 % стоимости произведенной  промышленной продукции, сосредоточено 27,0 % основных промышленных фондов, занято 36,1 % общей численности промышленно-производственного  персонала страны. Управление отраслью осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь.

Машиностроение Республики Беларусь располагает высокотехнологичным производственным и научным потенциалом,  в его составе 337 предприятий,  организаций и производств, развитие  которых направлено на повышение конкурентоспособности выпускаемой  продукции на основе разработки  и внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, модернизации производств, эффективного использования трудовых и финансовых ресурсов. [4]

Специфической особенностью машиностроительной отрасли республики является значительная степень зависимости  от импорта сырья и комплектующих (в основном из России), а также преимущественная ориентация сбыта продукции на рынок Российской Федерации.

Начиная с 1995 г., процесс структурных и темповых изменений в машиностроении приобрел управляемый характер. Правительством принята "Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг.". [5]

Несмотря на сохраняющиеся трудности, машиностроительная продукция в общем объеме экспорта республики занимает лидирующее положение. Имеющийся научно-технический и производственный потенциал отрасли позволяет значительно увеличить выпуск продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешних рынках. Тем не менее, негативное влияние на состояние отрасли продолжают оказывать значительный уровень износа основных фондов и недостаточный объем инвестиций (преимущественно внутренних) для их модернизации.

Главным направлением развития машиностроения в Беларуси в настоящее  время является совершенствование, прежде всего, его отраслевой структуры. Для машиностроения остаются приоритетными  наукоемкие отрасли: приборостроение, оптико-механическая, электроника, радиоэлектроника, вычислительная техника и связь. Предполагается, что именно эти отрасли помогут перейти к гибким автоматизированным системам, смогут обеспечить необходимую прогрессивную замену существующих технологий в обрабатывающей промышленности и т.д.[3]

 

 

1.2. Характеристика  структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли машиностроения и металлообработки.

 

Структура машиностроительного комплекса Беларуси была сформирована в эпоху бывшего СССР. Основой белорусского машиностроения являются крупные предприятия автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения и радиоэлектроники, на долю которых приходится свыше 60% производства отрасли.

В машиностроительной отрасли  работает 337 предприятий с численностью сотрудников более 300 тысяч человек.

Машиностроение  представлено следующими подотраслями промышленности:

- автомобильная;

- тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение;

- станкостроительная и инструментальная;

- приборостроение;

- радиотехническая;

- электротехническая;

- электронная;

- оптико-механическая;

- строительно-дорожное машиностроение.

Практически все предприятия  машиностроения находятся в ведомственном подчинении Министерства промышленности. Доля машиностроительных предприятий с преобладанием государственной формы собственности (свыше 50%) в Беларуси составляет более 80%. [4]

Наибольший  удельный вес  в машиностроительном комплексе  республики занимает автомобильная промышленность.

Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями.  В его состав входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования. Особенно велика роль отдельных предприятий: Минский автомобильный завод (РУП «МАЗ»), Белорусский автомобильный завод (РУП «БелАЗ»), Могилевский автомобильный завод (РУП «МоАЗ»), Минский завод колесных тягачей (УП «МЗКТ») и др.

Дальнейшее развитие отрасли во многом связано с привлечением иностранных инвестиций, новых технологий и методов управления ими. Примером тому может быть Минский автомобильный завод, на котором  создано белорусско-германское предприятие «МАЗ-МАN». Здесь также предполагается организовать серийное производство автобусов разного назначения.

Согласно государственной  программе  "Автоинструктор" основной задачей  автомобилестроения станет поэтапное  создание мощностей по выпуску  семейства автомобильной техники,  соответствующей нормам Евро-3, Евро-4, а в дальнейшем и Евро-5. РУП «Минский автомобильный завод» является крупнейшим в Беларуси и странах Восточной Европы производителем большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники и 50 модификаций автобусов и троллейбусов.

РУП «Белорусский автомобильный завод» - один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники. БелАЗ более 70% продукции реализует в России, предприятие также контролирует около 30% мирового рынка карьерных самосвалов. [6]

 

 


Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение включает более 30 предприятий, которые обеспечивают техникой аграрно-промышленный комплекс страны.

Сельскохозяйственное машиностроение занимает около 20% в общем объеме выпуска машиностроительного комплекса Беларуси. Его развитие в республике осуществляется при значительной государственной поддержке.

Ведущими  предприятиями  сельскохозяйственного  машиностроения являются Минский тракторный завод и РУП ПО «Гомсельмаш».

Минский тракторный завод  является одним  из крупнейших в  мире и самым крупны на территории постсоветского пространства производителем тракторов.

В структуре продаж МТЗ  преобладают  экспортные поставки -80-85% общего объема реализации. В течение ряда последних лет МТЗ демонстрирует значительные темпы роста производства – около 20% ежегодно.[7]

Производственное предприятие «Гомсельмаш» является крупным производителем сельхозтехники на территории постсоветского пространства, производит самоходные и прицепные кормоуборочные комбайны, зерноуборочные комбайны, навесное оборудование, оборудование для лесной промышленности.

На текущий момент деятельность предприятия направлена на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, доля экспортных продаж составляет около10%. Более 80% экспортных поставок осуществляется на российский рынок. Планы предприятия предусматривают  расширение экспорта продукции до 40-50% от объема продаж.[10]

Станкостроительная и  инструментальная промышленность Беларуси представляет собой большой промышленно-технический комплекс по производству металлорежущих станков, автоматических линий, металлообрабатывающего инструмента, технологической оснастки, оборудования для литейного производства, гидроаппаратуры и других изделий общемашиностроительного назначения.

В настоящее время станкостроение Беларуси представлено 32 предприятиями, а также специальными конструкторскими бюро, научно-исследовательскими и  проектно-технологическими организациями.  Крупнейшими предприятиями станкоинструментальной промышленности Беларуси являются Минский завод автоматических линий имени П. М. Машерова (МЗАЛ), Витебский станкостроительный завод «Вистан» имени С. М. Кирова, Гомельский станкостроительный завод имени С. М. Кирова, Гомельский завод станочных узлов и завод «Гидропривод», Гомельский литейный завод «Центролит», Оршанский станкостроительный завод «Красный борец».

Сегодня главными направлениями развития отрасли являются расширение производства станков  с числовым программным управлением, гибких автоматизированных систем, промышленных роботов и робототехнических  комплексов.[3]

Приборостроительная, радиоэлектронная и электротехническая промышленность – самая молодые, перспективные и довольно динамичные подотрасли машиностроения Беларуси. Для них характерны быстрая смена номенклатуры изделий, преобладание выпуска малых серий. Данные подотрасли машиностроения имеют большой удельный вес товаров народного потребления, в наибольшей степени соответствуют современным сложным условиям развития хозяйства Беларуси: они ориентируются на использование квалифицированных кадров и научно-технического потенциала страны; характеризуются малой металлоемкостью и энергоемкостью; работают сравнительно стабильно и обладают хорошими возможностями для экспорта. Стандарты, действующие в приборостроении по изделиям электронной техники и электротехнической промышленности, примерно на 70–80% соответствуют международным требованиям.

Информация о работе Общая характеристика отрасли машиностроения и металлообработки