Методы проектирования структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:53, реферат

Описание

Без развития методов проектирования структур управления затрудняется совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 33.86 Кб (Скачать документ)

    - Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:

    - математико- кибернетические модели  иерархических управлен-ческих структур, описывающие организационные связи  и отношения в виде систем  математических уравнений и неравенств;

    - графоаналитические модели организационных  систем, представляющие собой сетевые,  матричные и другие табличные  и графические отображения распределения  функций, полномочий, ответственности,  организационных связей. Они дают  возможность анализировать их  направленность, характер, причины  возникновения, оценивать различные  варианты группировки взаимосвязанных  видов деятельности в однородные  подразделения, "проигывать" варианты  распределение прав и ответственности  между разными уровнями руководства  и т.п. Примерами могут служить  "метасхемные" описания ма-териальных, информационных, денежных потоков  совместно с управленческими  действиями.

    - натурные модели организационных  структур и процессов, заключающиеся  в оценке их функционирования  в реальных организационных условиях. К ним относиться организационные  эксперементы - заранее спланированные  и контролируемые перестройки  структур и процессов в реальных  организациях; лабораторные эксперементы - искуственно созданные ситуации  принятия решений и организационного  поведения; управленческие игры - действия практических работников;

    - математико-статистические модели  зависемостей между исходными  факторами организационных систем  и характеристиками организационных  структур. Они построены на основе  сбора, анализа и обработки  эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопостовимых  условиях.

    Процесс проектирования организационной структуры  управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов. Выбор метода решения  той или иной организационной  проблемы зависит то её характера, а  также возможностей для проведения соответствующего исследования. 
 

    3. Анализ и формирование организационных структур 

    Структурный подход к организации позволяет  упорядочить задачи, распределить роли, полномочия и ответственность. Структурированность  является свойством любой системы. Элементы системы образуют целое  благодаря связям. Структура есть результат процесса организации, итог движения, упорядочение элементов конкретной системы. Структура и система  тесно связаны, но отождествлять  их нельзя. Структура характеризует  конкретную систему со стороны ее строения, пространственно-временного расположения частей, устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Благодаря структуре  система воспроизводит себя. Вне  систем структур не существует.

    Под структурой системы обычно понимают организацию связей и отношений  между подсистемами и элементами системы, а также состав этих подсистем  и элементов, каждому из которых  соответствует определенная функция. Свойства структуры организации  во многом определяют ее поведение. Главной  характеристикой качества структуры  любой экономической системы  является сбалансированность, пропорциональность ее частей (подсистем). Итак, структура  организации - это фиксированные  взаимосвязи, которые существуют между  подразделениями и работниками  организации. Структура любой организации  состоит из функциональных единиц: управлений, отделов, секторов и т.д.

    В теории организации и теории управления чаще используется понятие организационной  структуры управления (ОСУ). Организационная  структура управления строится с  учетом требований наиболее эффективного управления системой. ОСУ фирмы (компании) направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными ее подразделениями, распределение  между ними прав и ответственности. Наилучшая структура - структура, позволяющая  взаимодействовать с внешней  средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы и усилия своих сотрудников на достижение целей. Организационная структура постоянно видоизменяется, совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями функционирования системы.

    Ключевыми понятиями ОСУ являются: элементы, связи, уровни и полномочия, а также  принципы формирования структур5.

    Элементы. Элементами являются как отдельные  работники (руководители, специалисты, служащие, выполняющие определенную функцию управления), так и органы управления - отделы и службы, выполняющие  определенные функциональные обязанности. В рамках структуры протекает  управленческий процесс, между участниками  которого разделены функции и  задачи управления. С этих позиций  ОСУ - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение цели.

    Связи. Отношения между элементами поддерживаются с помощью связей. В любой организационной  структуре работают горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят  характер согласования и являются одноуровневыми, вторые - это связи подчинения (властные отношения внутри организации), необходимость  в них возникает при наличии  различных уровней управления, на каждом из которых - свои цели. При двухуровневой  структуре создаются верхние  звенья управления и нижние (руководство  организации в целом - менеджеры, непосредственно руководящие работой  исполнителей). При трех и более  уровнях формируется средний  слой, который, в свою очередь, может  состоять из нескольких ступеней.

    Принципы  формирования организационной структуры. Понятие организационной структуры  тесно связано с такими понятиями, как соотношение ответственности  и полномочий, централизация и  децентрализация, ответственность  и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели и проектирование организационных структур. Организационная структура управления опирается на основные принципы управления:

    - принцип иерархичности уровней  управления - каждый нижестоящий  уровень контролируется вышестоящим  и подчиняется ему;

    - принцип целеполагания - ОСУ должна  прежде всего отражать цели  и задачи организации, а следовательно,  быть подчиненной производству  товаров или услуг;

    - принцип соответствия - в ОСУ должен  реализовываться принцип соответствия  полномочий и ответственности  работников, с одной стороны, и  квалификации и уровня культуры - с другой (именно с помощью  ОСУ реализуется система ответственности  и полномочий);

    - принцип разделения труда - ОСУ  должна обеспечить оптималь-ное  разделение труда между органами  управления и объемом их полномочий;

    - принцип ограничения полномочий - полномочия руководителей ограничиваются  миссией и целями организации,  факторами внешней среды, уровнем  культуры, традициями и нормами;

    - принцип адаптации - ОСУ должна  быть достаточно гибкой и реагировать  на внешние и внутренние изменения;  ОСУ должна быть адекватна  социально-культурной среде организации.

    Итак, с помощью ОСУ решаются наиболее значимые задачи управления: ОСУ обеспечивает координацию всех функций менеджмента; ОСУ определяет права и обязанности  исполнителей; качество ОСУ предопределяет ее способность к выживанию и  процветанию; ОСУ определяет поведение  сотрудников и стиль управления.

    В структуре управления организации  различаются линейные и функциональные связи. Первые - связи отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между линейными руководителями, т.е. между лицами или структурными подразделениями, отвечающими за деятельность организации. Функциональные связи сопряжены с теми или иными функциями менеджмента: планирование, финансирование, производство, маркетинг и др.

    Не  может быть двух одинаковых структур, так как совокупность внешних  и внутренних факторов организации  всегда уникальна. Поэтому попытки  слепо копировать структуры управления успешно функционирующих организаций  не дают желаемого результата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, эволюция ОСУ в ХХ веке однозначно показывает, что совершенной, универсальной  структуры нет и процесс поиска будет продолжаться и в новом  столетии. Следует отметить, что  существует и другая точка зрения, состоящая в том, что совершенной, идеальной ОСУ нет и быть не может. Это так называемая концепция "размороженной системы" или  организации без ОСУ. Последователи  этой концепции считают, что время "организованных организаций" прошло и что современная экономика  в ХХI веке вступает в такой этап, когда особую важность приобретает  самоорганизация. Не отрицая важности самоорганизации задача поиска эффективных  ОСУ остается актуальной.

    Таким образом, организационная структура  управления - это внутреннее строение любой производственно - хозяйственной  системы, то есть способ организации  элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между  ними. ОСУ является не только основой  существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое  качество. Вместе с тем ОСУ является консервативным элементом системы  управления. Этот консерватизм объясняется  не только тем, что изменения ОСУ  затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы. В ХХ веке ОСУ  претерпели значительную эволюцию. Анализ эволюции ОСУ предусматривает определенную типизацию. 
 
 
 
 
 

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Балдин, К. В. Управленческие решения : учебник / К. В. Балдин. –М. : Дашков и К, 2008. – 496 с.
  2. Бранко, Е. И. Управленческие решения : учеб. пос. /Е.И. Бранко. – М. : РИОР, 2008. – 126 с.
  3. Орнов, А. И. Принятие решений: учеб. пос./ А.И.Орнов. – М. : Март, 2008. – 495 с.
  4. Парахина, В. М. Практикум по теории управления: учеб. пос./ В.М. Парахина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 269 с.
  5. Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения : учебник / Р.А. Фатхутдинов. –М. : Инфра-М, 2008. – 343 с.

Информация о работе Методы проектирования структур