Контрольная работа по "Технология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание

ответы по соц работе

Работа состоит из  1 файл

Ответы на СР.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

14. Объекты СР.

Объекты возникают объективно (независимо от нас) под влиянием соц-но – экономических  условий жизни; субъекты хотя и возникают  под влиянием тех же условий, тем  не менее, формируются соц-ыми институтами. Объект – нечто противоречащее субъекту в его предметно-практической и познавательной деят-ти. Он не просто тождественен объективной реальности, а явл. той же ее частью, которая взаимодействует с субъектами. Классификация объектов: 1)объекты, кот. по состоянию здоровья не могут самостоятельно решать жизненные проблемы (инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, лица с психологическими затруднениями, склонные к суицидальному поступку). 2)группа объектов со службой и трудом в экстремальных соц-ых условиях (участник ВОВ и приравненные к ним, труженики тыла, вдовы и матери погибших во время войны и мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей). 3)группа пожилых людей (одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров). 4)лица с девиантным поведением (дети, испытывающие жестокое отношение и насилие, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, семьи алкоголиков и наркоманов). 5)лица с трудным, неблагоприятным положением (семьи, взявшие на воспитание детей-сирот, семьи с низким уровнем дохода). 6)группа объектов с особы положением детей (самостоятельно проживающие выпускники дет.домов и школ-интернатов до достижения ими соц-ой зрелости, осиротевшие дети, безнадзорные и др.) 7)бродяги и бездомные, бомжы. 8)женщины в предродовом и послеродовом состоянии. 9)лица, подвергшиеся политическим репрессиям и в последствии реабилитировавшиеся. 

15. Характеристика субъектов  СР.

Субъекты – носитель предмета практической деят-ти и познания, источник активности, направленный на объект. К субъектам относятся: люди, учреждения, организации, соц-ые институты, призванные решать те или иные задачи, стоящие перед объектами СР. Классификация субъектов:  1.организации, учреждения, соц-ые институты: *гос-во со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей. В этой структуре особую роль играют Министерства здравоохранения и соц-ого развития (Татьяна Голикова), а также исполнительные органы управления СР на региональном уровне, городов и местной организации). *различные соц-ые службы – центры соц. помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры экстренной психологической помощи по телефону. *администрации гос-ых предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделений. 2.Общественные благотворительные и др организации и учреждения: *профсоюзы, отделения детского фонда, об-ва красного креста, часные соц-ые службы и организации. *негос-ыми благотворительными организациями в России явл. Московский дом милосердия, благотворительные фонды «Сопречастность», «Душа чел-ка», «Метрополь» т.д. 3.Люди, занимающиеся практической соц-ой работой профессионально или на общественных началах. Их можно разделить на 2 группы: *организаторы-управленцы и *исполнители, практические соц.работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие соц-ую защиту клиентов. По некоторым данным в мире начитывается примерно 500 000 профессиональных соц.работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. 4.преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков и умений: *руководители студенческой практики, наставники, практич. соц.работники. 5.исследователи СР – научные работники, аспиранты и докторанты.    

16. Закономерности СР.

Закономерности – наиболее существенные повторяющиеся связи, от которых зависит результативность СР. Общие закономерности: 1)обусловленность СР с соц-ой политикой гос-ва. Суть – содержание, цели, задачи СР формируются на основе содержания и направленности гос-ой соц-ой политики. 2)зависимость уровня развития СР от целей соц-ого развития. Чем более соц-ое развитие ориентировано на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чел-ка, тем выше уровень системы СР. Закономерности, отображающие СР на различных ее уровнях (табл). Организационно-управленческий уровень: -зависимость эффективности ср от структурной полноты и завершенности системы органов и учреждений; -зависимость результативности ср от ориентации сознания и деят-ти кадрового корпуса органов гос-ого управления; -взаимозависимость между ср и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей. Непосредственно-контактый уровень: -совместная заинтересованность соц.работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; -целостность и комплексность воздействия специалиста на клиента; -соответствие полномочий и ответственности соц.работника; -соответствие условий развития соц.работника и клиента. Закономерности СР имеют объективный хар-тер. Результаты СР тем эффективнее, чем полнее учитываются ее закономерности. В реальной соц-ой действительности все закономерности проявляются не изолировано др. от др., а в комплексе. И только в теории мы воспринимаем и исследуем закономерности в «чистом» виде.

17. Общефилософские принципы СР.

Принципы – основополагающие идеи, правила и нормы поведения органов СР, обусловленные требованиями объективных закономерностей, развитие и функционирование соц-ых процессов требования практики. Общефилософские принципы (лежат в основе всех наук в об-ве, чел-ке и их взаимодействии): 1.принцип детерминизма (определяемый чем-то); 2.принцип отражения; 3.развития; 4.историзма; 5.принцип единства, сознания и деят-ти; 6.принцип неразрывной связи индивида и его соц-ой сферы.       

18. Социально-политические  принципы СР.

Принципы – основополагающие идеи, правила и нормы поведения органов СР, обусловленные требованиями объективных закономерностей, развитие и функционирование соц-ых процессов требования практики. Гос-ый подход к задачам СР. Требования - *рассматривать ср как способ реализации соц-ой политики гос-в, как феномен, отражающий важнейшую сущностную хар-ку нашего гос-ва, как гос-ва социального (ст. 7 Конституция РФ). *подходить к ср как к важнейшему условию обеспечения стабильности в об-ве, как к условию укрепления гос-ва. Гос-во сильно благополучием своих граждан.*вести решительную борьбу с любыми проявлениями ведомости, местничества, наносящие ущерб личности, семье, об-ву.

19. Организационные  принципы СР.

Организационные принципы – социально-технологическая компетентность кадров, принципы контроля и проверки исполнения, функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности. 1.Социально-психологическая компетентность кадров (знание дела) 2.Единство прав и обязанностей. 3.Профилактическая направленность. 4.контроля и проверки исполнения. 5.функциональной определенности.

20. Психолого-педагогические  принцип СР.

Психолого–педагогические  принципы (выбор средств психолого–педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

21. Специфические принципы  СР.

Специфические принципы СР, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, вариативности социальной помощи, гармонизации общественных групповых и личностных интересов и др. Специфические принципы СР, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: *принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким – либо признакам); *принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав); *принцип социального реагирования; *принцип профилактической направленности; *принцип клиентоцентризма; *принцип опоры на собственные силы; *принцип максимизации социальных ресурсов; *принцип конфиденциальности; *принцип толерантности. Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе.

22. Направления СР.

Индивидуальная и групповая работа. Критерии выделения уровней социальной работы и включенности индивидов / групп. Идея социальной ответственности индивида и первичных социальных институтов (семьи, соседства, профессиональной и территориальной общности). Понятие клиента и основные клиентальные группы, критерии их выделения. Принцип субсидиарности, его связь и отличие от децентрализации государственных полномочий в решении социальных вопросов.

Направление - это понятие, обозначающее принципиальную общность явлений в СР на протяжении определенного времени, на разных уровнях управления. Направления классифицируются по различным основаниям: 1.По видам деят-ти: -соц.но-правовое направление (использование правового статуса индивида в разрушении трудной жизненной ситуации); -соц.но-бытовое (содействие оптимальной адаптации в окр. Среде); -соц.но-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнидеятельности, связанных с состоянием здоровья); -психолого-педагогическое (развитие способностей индивида в формировании активной жизненной позиции); -соц.но-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы); -соц.но-психологическое (регулирование межличностных отношений). 2.По функциям: -социальный диагноз; -соц-я терапия; -соц реабилитация; -соц-ая профилактика; -соц-ый контроль; -соц-ое попечительство и др.

23. Уровни СР.

24. Формы СР.

25. Сущность и классификация  методов СР.

Пути, способы  познания и преобразования объективной  реальности принято называть методами. С помощью методов каждая наука  добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Полученные достоверные знания используются для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Метод в СР выполняет двоякую роль, выступая: 1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики; 2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта). В получении новых знаний особое место занимают методы научного исследования. С их помощью определяется путь научного познания и установления истины. Методы профессиональной СР многообразны. Они классифицируются: *по направлениям и формам СР (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.); *по объектам СР (индивидуальные, групповые, общинные); *по субъектам СР (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы). Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация — по объектам социальной работы: индивидуальная работа (социальный работник-клиент); работа с группой (в группе семьей и через семью); работа в общине (в микро-социальной среде). Классификация методов позволяет, с одной стороны, использовать их в общенаучном плане (в качестве оснований методологии исследования проблемы теории социальной работы), а с другой — выявить методы самой социальной работы. Существуют, как известно, разные основания для классификации методов: сбор информации; ее обработка; эмпирические исследования; теоретическое моделирование. С другой стороны, существуют методы, которые используются для решения социальных проблем клиентов, стимулирования развития их собственных сил и деятельности в целях изменения неблагоприятной жизненной ситуации. И те и другие методы чрезвычайно важны для теории и практики социальной работы. Некоторые из методов: Организационные методы — приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области СР — подразделяются на: организационно-распорядительные, организационно-координационные; организационно-инструктивные; организационно-технические и др. Педагогические методы направлены на оказание соц-ой помощи чел-ку, как отдельно взятому индивиду, так и члену социума, в котором происходит процесс социализации и соц-ой ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов: 1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); 2) методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); 3) методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.). Социально-психологические методы — это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы). И так далее.

26. Характеристика метода  индивидуальной работы.

Метод индивидуальной работы представляет собой  непосредственную помощь субъекту путем  личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (контрудовых навыков; культурно-досуговых интересов; индивидуально-психологических характеристик. В процессе индивидуальной работы с клиентом социальный работник обязан учитывать его права (каждый клиент имеет право на эмоциональное выражение своих чувств, на сочувствие социального работника; кроме того, он вправе ожидать, что социальный работник имеет достаточную компетенцию).

27. Содержание метода  СР с группой.

Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умения решать личные проблемы с помощью группы. Опора на цели (посредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы (целенаправленность, процесс, коммуникация, осознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой работе.

28. Методы социальной  работы в микросоциальной  среде

Социальная  микросреда (община) - это относительно устойчивая совокупность, характеризующаяся более или менее одинаковыми условиями и образом жизни, общностью массового сознания, социальных норм, ценностных систем и интересов. Социальная общность - это форма совместной жизнедеятельности людей, человеческого общежития, которая складывается исключительно под воздействием объективного хода общественного развития совместного характера человеческой жизнедеятельности. СР в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Основными методами работы являются: -социальная диагностика; -социальное прогнозирование; -социальное планирование микросоциальной среды; -социально-терапевтическая работа; -развитие системы территориального самоуправления; -благотворительные акции в микросоциальной среде; -практическая работа в общине. Главная цель СР в микросоциальной среде - добиваться кооперации и создания организованной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ. Особое место отводится еще одному методу СР - дальнейшему совершенствованию технологии, объектом здесь является социальное пространство. Все, что обеспечивает защиту соц. интересов, в том числе и методы работы с людьми, семьями и сообществами, обладает рядом свойств: создание своей целеполагающей деятельности - утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ, направленность на совершенствование основ гражданского общества; усиление принципов гуманизации.

Информация о работе Контрольная работа по "Технология"