Задачи статистики и ее организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:43, реферат

Описание

Цель данной работы сосредоточить свое внимание на наиболее важных теоретических и практических вопросах статистической науки.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- узнать истоки науки статистики и основные школы,
- рассмотреть понятие «статистическая совокупность» и ее свойства,
- найти и собрать информацию об организации государственной статистики в Российской Федерации,
- выяснить значение понятия «статистическое наблюдение»,
- рассмотреть формы организации и виды статистического наблюдения,
- узнать об ошибках статистического наблюдения.

Содержание

Введение 3
1. История статистики 4
2. Статистическая совокупность и ее свойства 7
3. Организация государственной статистики в РФ 10
4. Статистическое наблюдение 11
5. Формы организации и виды статистического наблюдения 14
6. Ошибки статистического наблюдения 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Ускова_Реферат 1.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Под единицами совокупности понимаются ее неделимые первичные элементы, выражающие ее качественную однородность, т. е. являющиеся носителями признаков.

Под качественной однородностью единиц совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам.

Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками. 
Признак — показатель, характеризующий некоторое свойство объекта совокупности, рассматриваемый как случайная величина. Они делятся на следующие виды, представленные в табл. 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1. Классификация  признаков

Качественные

Количественные

признаки, которыми объект обладает либо не обладает. Они не поддаются непосредственному  измерению (например, цвет волос, специализация, квалификация, национальность, территориальная  принадлежность, образование и т.п.).

результаты подсчета или измерения. В соответствии с этим они делятся  на:

Дискретные

Непрерывные

могут принимать лишь отдельные  значения из некоторого ряда чисел, например количество прожитых лет, число попаданий  и промахов при серии выстрелов.

могут принимать любые значения в определенном интервале. Например, время работы механизма, скорость движения и т. п.


 

Вариация — различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в данную совокупность. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом отдельном случае.

Признаки подразделяются на существенные, или главные, выражающие содержательную сторону явлений, и несущественные, или второстепенные.

Статистическому изучению подлежат существенные признаки. 
Признаки, характеризующие статистическую совокупность, взаимосвязаны между собой, поэтому следует различать факторные (признаки- факторы) и результативные признаки.

Факторные признаки - это независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаки.

Результативные признаки — это зависимые признаки, которые изменяются под влиянием факторных признаков. 

Так, квалификация, стаж работы рабочего — факторные признаки; производительность труда — результативный.

Статистическая совокупность состоит из массы отдельных единиц, разрозненных фактов. Задача статистики — установить общие свойства единиц совокупности, изучить имеющиеся  взаимосвязи и закономерности развития. Достигается это с помощью расчета статистических показателей и их анализа.

Статистическая закономерность – форма проявления причинной  связи, выражается в последовательности, регулярности, повторяемости событий  с достаточно высокой степенью вероятности, если причины возникновения вероятности изменяются или изменяются незначительно [1].

3.Организация государственной статистики в РФ

Принципы организации  государственной статистики в Российской Федерации сформулированы в Конституции  Российской Федерации, федеральных законах о статистике и информации и других нормативно-правовых документах, регламентирующих осуществление учетно-статистической деятельности [6].

Принципы организации  государственной статистики в РФ:

-    централизованное руководство,

-    единое организационное строение и методология,

-    неразрывная связь с органами государственного управления.

Система государственной  статистики имеет иерархическую  структуру. Эта структура имеет  федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.

Федеральная служба государственной  статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны (далее — статистическая информация), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.

Основными функциями  Федеральной службы государственной статистики являются:

1) представление  в установленном порядке статистической  информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;

2) разработка и совершенствование научно-обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;

3) разработка  и совершенствование системы  статистических показателей, характеризующих  состояние экономики и социальной  сферы;

4) сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;

5) контроль за  выполнением организациями и  гражданами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица, законодательства  Российской Федерации в области государственной статистики;

6) развитие информационной  системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости  и взаимодействия с другими  государственными информационными  системами;

7) обеспечение  хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;

8) реализация  обязательств Российской Федерации,  вытекающих из членства в международных  организациях и участия в международных  договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Руководитель  Федеральной службы государственной  статистики — Суринов Александр Евгеньевич, назначенный на должность Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года № 1871-р. Руководство деятельностью Федеральной службы государственной статистики осуществляет Правительство Российской Федерации [8].

 

 

4. Статистическое  наблюдение

Статистическое наблюдение  – систематический, планомерно организуемый на научной основе процесс сбора первичных данных о различных явлениях социальной и экономической жизни. 

Планомерность статистического  наблюдения заключается в том, что оно проводится по специально разработанному плану, который включает в себя вопросы, связанные с организацией и техникой сбора статистической информации, контроля ее качества и достоверности, представления итоговых материалов. 

Массовый характер статистического  наблюдения обеспечивается наиболее полным охватом всех случаев проявления изучаемого явления или процесса, т. е. в процессе статистического наблюдения подвергаются измерению и регистрации количественные и качественные характеристики не отдельных единиц изучаемой совокупности, а всей массы единиц совокупности.

Систематичность статистического  наблюдения означает, что оно должно проводиться не случайным образом, т. е. стихийно, а выполняться либо непрерывно, либо регулярно через равные промежутки времени.

Статистическое наблюдение осуществляется путем регистрации  признаков единиц изучаемой совокупности в соответствующих учетных документах и последующей ее оценки. Данные, которые получаются посредством статистического наблюдения представляют собой факты, так или иначе характеризующие явления общественной жизни.

Конкретными примерами  статистического наблюдения служит систематическое собирание сведений, например, на производствах о количестве произведенных товаров и продуктов, издержках производства, прибыли и т. д. 

Статистическое наблюдение имеет конкретные требования, которые  определяют его достоверность и  статистическую принадлежность: 

1. Явления, которые  подлежат статистическому наблюдению, должны определять конкретное  значение в народном хозяйстве,  практическую или научную ценность, которая предоставляет некоторые  типы социально-экономических явлений. 

2. Массовые данные, которые собираются в результате статистического наблюдения должны обеспечить, отражение всей совокупности фактов, которые имеют отношение к исследуемому вопросу. Учитывая постоянное изменение и развитие социальных явлений, нужно также и учитывать различные качественные состояния. Если данные, которые получаются в результате статистического наблюдения будут неполными или ошибочными, то результаты статистического анализа и общие выводы могут иметь не только ряд неточностей, но и вообще неверный исход. 

3. При сборе статистических  данных необходимо также учитывать  и многообразность факторов и  причин, которые непосредственно  влияют на развитие социальных  и экономических явлений. Также  эти факторы и причины могут  предопределять направленность  и статистического наблюдения также как и сбор данных, которые непосредственно характеризуют объект изучения. Учитывается ряд фактов и событий которые влияют на изменение состояний этого объекта.

4. Главным фактором  который необходим для сбора  статистических наблюдений выступает проверка на достоверность и корректность входных данных. Важнейшей характеристикой выступает строгое статистическое соответствие данных. При наличии недостоверности в собираемой статистической информации проявляется ошибка анализа данных на более поздних этапах, которая не устраняется никакими способами. 

5. Статистическое наблюдение  должно проводиться на научной  основе по заранее разработанным  системе, плану и правилам (программе), обеспечивающим строго научное  решение всех программно-методологических и организационных вопросов. По времени регистрации фактов различают непрерывное, периодическое и единовременное наблюдение. Текущее наблюдение ведется систематически, постоянно, непрерывно, по мере возникновения явлений. 

Процесс проведения статистического наблюдения представлен на рис. 1.

Рис. 1. Схема проведения статистического наблюдения

Процесс подготовки статистического наблюдения предполагает определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации, выбора единицы наблюдения. Также необходимо разработать бланки документов для сбора данных и выбрать средства и методы их получения.

Чаще всего статистическое наблюдение имеет целью провести анализ данных с какой-то практической ценностью, например, перепись населения, статистическое исследование уровня насыщенности рынка конкретным товаром и т. п. главной задачей наблюдения выступает сбор конкретных статистических данных соответственно с некоторой программой. Соответственно с задачей статистического наблюдения предопределяется также и эта самая программа и методы сбора статистической информации. Если цель статистического наблюдения указывается нечетко, то данные, которые собираются смогут быть не только ненужными но и несоответствующими сути самого исследования. 

Кроме цели наблюдения необходимо установить также и объект наблюдения. Объект наблюдения – это некая совокупность, которая характеризуется протеканием социально-экономических явлений подлежащих исследованию. Выступать как объект статистического наблюдения могут не только совокупности физических лиц, физических единиц но и юридических лиц. 

Объект статистического  наблюдения устанавливается после  детального изучения четких границ совокупности подлежащей изучению. Это можно сделать  указав наиболее важные признаки, которые выступают отличающими характеристиками от других похожих объектов.

Таким образом, статистическое наблюдение представляет собой трудоемкую и кропотливую  работу, требующую привлечения квалифицированных  кадров, всесторонне продуманной  ее организации, планирования, подготовки и проведения [3].

5. Формы организации  и виды статистического наблюдения

Статистическое наблюдение различается по организационным формам и видам.

К основным организационным  формам статистического наблюдения относят: отчетность, специально организованное наблюдение и регистровое наблюдение.

Важнейшей формой статистического  наблюдения является отчетность.

Отчетность – это форма статистического наблюдения, при которой в соответствующие статистические органы поступают в определенные сроки сведения от предприятий и организация, которые осуществляют экономическую деятельность. Сведения должны подаваться в установленном законом порядке отчетных документов. Отчетные документы должны быть заполнены на основании данных первичного учета и подписаны лицами, ответственными за предоставленные сведения. Органами государственной статистики утверждаются формы статистической отчетности.

Информация о работе Задачи статистики и ее организации