Задачи статистики и ее организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:43, реферат

Описание

Цель данной работы сосредоточить свое внимание на наиболее важных теоретических и практических вопросах статистической науки.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- узнать истоки науки статистики и основные школы,
- рассмотреть понятие «статистическая совокупность» и ее свойства,
- найти и собрать информацию об организации государственной статистики в Российской Федерации,
- выяснить значение понятия «статистическое наблюдение»,
- рассмотреть формы организации и виды статистического наблюдения,
- узнать об ошибках статистического наблюдения.

Содержание

Введение 3
1. История статистики 4
2. Статистическая совокупность и ее свойства 7
3. Организация государственной статистики в РФ 10
4. Статистическое наблюдение 11
5. Формы организации и виды статистического наблюдения 14
6. Ошибки статистического наблюдения 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Ускова_Реферат 1.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

 

Министерство культуры российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО  И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

 

Кафедра информационного менеджмента и бухгалтерского учеба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат

На  тему: «Задачи статистики и ее организации».

 

 

 

 

 

   

Выполнил:

студент дневного отделения,

3 курса, ФаУ, 043 группы, Ускова Д.Д.

 

Руководитель:

к.э.н., доцент кафедры  ИМБУ

Магомедов М.Н.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Введение 3

1. История статистики 4 
2. Статистическая совокупность и ее свойства 7 
3. Организация государственной статистики в РФ 10 
4. Статистическое наблюдение 11 
5. Формы организации и виды статистического наблюдения 14 
6. Ошибки статистического наблюдения 16

Заключение 18

Список использованной литературы 19

 

 

 

 

Введение

Статистика - одна из важнейших дисциплин в системе  экономического образования.

Статистическая  информация является важнейшей составной  частью глобальной информационной системы государства. Статистика призвана обеспечить анализ количественной стороны массовых явлений, служить основой для принятия соответствующих управленческих решений.

Статистика  – интегральная наука. Она включает разделы как теоретические, так  и прикладные (экономическая, социальная, отраслевая статистика).

Цель данной работы сосредоточить свое внимание на наиболее важных теоретических и  практических вопросах статистической науки. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

- узнать истоки  науки статистики и основные  школы,

- рассмотреть  понятие «статистическая совокупность» и ее свойства,

- найти и  собрать информацию об организации  государственной статистики в  Российской Федерации,

- выяснить значение  понятия «статистическое наблюдение»,

- рассмотреть  формы организации и виды статистического  наблюдения,

- узнать об  ошибках статистического наблюдения.

 

1. История статистики

Термин «статистика» происходит от латинского status – государство. Термин употребляется в нескольких значениях:

1) как отрасль общественных наук;

2) как совокупность данных о  каком-либо явлении и процессе;

3) как некоторая обобщающая характеристика  явления. 

Принято считать, что термин «статистика» введен в науку немецким профессором физиологии и права Готфридом Ахенвалем (1719-1772 гг.) в 1746 г., предложив заменить название курса «Государствоведение» на «статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причем в конкретных условиях места и времени.

Но статистический учет велся намного раньше 1746г. Статистика  как практическая деятельность людей  зародилась в глубокой древности. Ее возникновение и развитие были обусловлены  общественными потребностями: подсчет  населения, скота, учет земельных угодий и т. д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к V в. II тыс. до н. э. В Древнем Риме проводились учеты свободных граждан и их имущества. Учёт осуществлялся по полу и возрасту, собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. В античном мире учитывали родившихся. В специальные списки вносились юноши, достигшие возраста военнообязанных (18 лет), а также 20 лет (возраст полноправных граждан). Составлялись земельные списки (кадастры), в которые включались сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, доходах. В 1061 г. в Англии проведена всеобщая перепись населения, в ходе которой обследовано 240 тысяч дворов. Монгольские ханы проводили переписи в середине XIII в. для взимания дани с захваченных русских земель. На Руси первыми статистическими источниками были летописи, в которых упоминается о сборе различной информации в IX-XI вв.: возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.

В XVI в. в Венеции, Голландии появляются сборники, характеризующие  политическое устройство, население, основные занятия, производимую продукцию в  странах, с которыми устанавливалась  торговля.

В процессе практических статистических работ начали складываться определённые правила сбора и обработки  данных, приёмы анализа информации. Начали складываться и исторические черты познания массовых явлений  и формы их количественного измерения. У истоков статистики как науки, а не только практической деятельности стояли две школы: английская научная  школа политических арифметиков  и немецкая описательная школа.

Английская  научная школа политических арифметиков  возникла в середине XVII в. и ставила целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик. Явления изучались не в статике, а в динамике. Предметом статистического изучения являлись не отдельные, а массовые общественные явления, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объёме анализируемой совокупности. Школа английских арифметиков имела два направления: демографическое, представленное Д. Граунтом и Э. Галлеем, и статистико-экономическое, разработанное В. Петти. Английские учёные впервые не описывали социально-экономические явления, а давали им числовую оценку. Конкретными цифрами они стремились охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений на основе изучения массовых данных. История показала, что именно эта научная школа явилась истоком современной теории статистики.

Представители описательной статистики стремились систематизировать  существующие способы описания государств. Однако они вели описание только в  словесной форме, без цифр, вне  динамики и связи явлений, т. е. без отражения особенностей развития государства. Собирался информационный материал, который впоследствии не анализировался. Основателем описательной школы был немец Г. Конрринг, который разработал систему описания государственного устройства. Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании представителей этого направления были далеки от современного взгляда на статистику как на науку [7].

Каждая школа  развивалась своим путем, используя свои методы в исследованиях, но предмет изучения у них был общий – государство, общество и, в частности, массовые явления и процессы, происходящие в нем. Статистика сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Однако представители  этих двух школ не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, а именно в первой половине XIX в., когда возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Особый вклад в это направление внёс бельгийский статистик Адольф Кетле. По правилам, разработанным А. Кетле, с середины XIX в. в развитых странах проводятся регулярные переписи населения. Он стал основоположником учения о средних величинах [4].

С начала XX в. при социально-экономических  исследованиях уровня жизни населения, покупательского спроса, качества продукции  начали применяться методы теории вероятностей, составляющей одну из отраслей прикладной математики. Наиболее известным учёным в этой области является Р. Фишер.

Начало  государственной статистики в России можно отнести к концу XII – началу XIII вв., хотя первые переписи земель и населения с постоянно усложнявшейся программой проводились еще в Киевской Руси (IX-XII вв.). Реформы Петра I (1672-1725), которыми были охвачены все основные направления общественной жизни: экономика страны, административное управление, армия, культура и быт населения, а также войны вызывали потребность в полном и точном учете материальных ресурсов и населения. В этот период высший правительственный орган – Сенат – через систему коллегий не только руководил экономикой страны, но и являлся центром по проведению важнейших статистических работ, там собирались полученные материалы обследований, отчеты подведомственных коллегиям производств и заведений, а также местной администрации. Петровская реформа налоговой системы связана с появлением новой единицы, ею стала «душа» мужского пола, что потребовало подушной переписи населения – ревизии. Первая ревизия была объявлена 26 ноября 1718 г., ревизию проводила армия. В начале XVIII в. в России зарождался и текущий учет населения. Так, в 1702 г. был издан указ о подаче в Патриарший Духовный приказ приходскими священниками недельных ведомостей о родившихся и умерших. В первой половине XVIII в. проводились уже переписи рабочих фабрик и мануфактур.

С сентября 1802 г. началось операционно-структурное оформление государственной статистики в России, когда Александра I вводит письменную отчетность министерств. Этот год принято  считать годом рождения российской государственной статистики. В 1811 г. впервые был создан официальный центр правительственной статистики – Статистическое отделение при Министерстве внутренних дел; сюда поступала отчетность губерний.

Среди ярких представителей русской описательной школы статистики выделяется один из первых просветителей России В.Н.Татищев (1686-1750), который поставил вопрос о  едином текущем учёте населения, указал на недостатки ревизий, разработал конкретные предложения по их проведению; рост народонаселения он рассматривал в неразрывной связи с развитием  экономики и культуры России. К  представителям описательной школы  относят и учённого энциклопедических  знаний – М. В. Ломоносова (1711-1765). Он усовершенствовал программу обследования Татищева, разослал её в города и уезды. Материалы о населении, о природных богатствах, финансах и экономике России в разрезе сельского хозяйства, промышленности, торговли, транспорта в течение длительного времени поступали в Российскую академию наук в виде иллюстрированных статистических данных и были обработаны уже после смерти М.В.Ломоносова. Его работы не были чисто описательными, им был присущ аналитический характер.

Среди представителей политических арифметиков можно выделить ученого  и государственного деятеля XVIII в. академика  И. Ф. Ге р м а н а. В его  исследовании «Мемуары о рождениях, браках и смертных случаях в некоторых провинциях и городах России», опубликованном в 1789 г. кратко излагается история статистики естественного движения населения России.

Можно выделить К. И. Арсеньев. который установил соотношение между городским и сельским населением я разгруппировал города по числу жителей с указанием количества городов в каждой группе и населения в них. Следует также отметить попытки К. И. Арсеньева расклассифицировать (разгруппировать) мануфактуры и фабрики в зависимости от характера потребляемого сырья на три группы.

Крупнейшими статистиками первой половины XIX в., определившими  полный отход статистики от описательного  направления и заложившими прогрессивные  для того времени теоретические  основы статистики как самостоятельной науки, были Д. П. Журавский и В. С. Порошин [7].

 

2.Статистическая совокупность и ее свойства

Статистическая совокупность – совокупность однородных по какому-либо признаку предметов, ограниченных пространством и временем.

Статистическая совокупность — это множество единиц (объектов, явлений), объединенных единой закономерностью и варьирующих в пределах общего качества.

Совокупность называется однородной, если один или несколько  изучаемых общественных признаков  ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность называется однородной именно с точки зрения этих признаков.

Совокупность, в которую  входят явления разного типа, считается  разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении  и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

Если говорить о свойствах  статистической совокупности, то важнейшим  является массовость единиц, поскольку явление характеризуется массовым процессом и всем многообразием определяющих его причин и форм. Кроме того статистические совокупности обладают свойством устойчивости - в течение более или менее длительного промежутка времени их характеристики остаются примерно постоянными. Так, доля мальчиков и девочек среди новорожденных, доля лиц разных возрастов среди вступающих в брак и т. д. обнаруживает от года к году не очень значительные колебания. Устойчивость определяет возможность существования и развития общества, на этом свойстве базируются прогнозы, скажем, прогноз пропорций между отраслями и секторами экономики и т. д.

Информация о работе Задачи статистики и ее организации