Статистика рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Статистика"

Работа состоит из  1 файл

Статистика.docx

— 287.96 Кб (Скачать документ)

1.Предмет  и задачи статистики рынка.

Предмет – системы показателей, характеризующие конъюнктуру рынка  потребителей, товародвижение и товарооборот, товарные запасы, осн.рыночные категории, а также инфраструктуру рынка и эк.эффективность рыночных процессов.

Объект – рынок, который представляет собой систему отношений купли-продажи  между отдельными и эк.свободными продавцами и покупателями(субъектами).

Продавцы классифицируются:

  1. Индивидуальные
    1. Население
    2. Индивидуальные производители(частная портниха, НЕ ПБЮЛ)
  2. Массовые
    1. Производители
    2. Торговые посредники(дистрибьюторы,дилеры,джабберы)
    3. Гос.учреждения
    4. Соц-бытовые учреждения
    5. Общественные учреждения.

Покупатели  классифицируются:

  1. Индивидуальные(только население)
  2. Массовые
    1. Производственные потребители
    2. Торговые посредники
    3. Конечные массовые потребители

Рынок товаров включает:

  1. Рынок средств производства, внутри которого:
    1. Рынки природного сырья
    2. Сельхоз продукция
    3. Промышленная продукция
  2. Рынок предметов потребления:
    1. Потребление продовольств товаров
    2. Потребление непродовольств товаров
  3. Рынок услуг:
    1. Услуги производственного характера
    2. Потребительские услуги.

Каждый их этих рынков подразделяется на:

  1. Локальный(рынок одного товара)
  2. Региональный (территориальный)

Общая интегральная задача статистики рынка заключается в изучении закономерностей развития рынка, выявлении  и моделировании его внутренних и внешних взаимосвязей и на этой основе прогнозировании его дальнейшего развития.

Функциональные задачи статистики рынка могут быть представлены в  следующем порядке:

  1. сбор и обработка статистической информации;
  2. оценка и анализ конъюнктуры рынка;
  3. характеристика структуры рынка;
  4. оценка и анализ развития рынка;
  5. региональный анализ рынка;
  6. характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.

Эти задачи реализуются в ходе статистического  исследования рынка в целом и  конкретных рынков средств производства, предметов потребления и услуг. При этом выделяются оптовый и потребительский рынки. Статистика дифференцирует задачи исследования в соответствии со спецификой отдельных экономических категорий рынка и рыночных процессов, отраженных системой блок-показателей:

  1. исследование спроса и предложения, их тенденций и соотношений;
  2. характеристика цен и ценообразования;
  3. изучение процессов товародвижения, товарооборота (продажи услуг), товарных запасов и товарооборачиваемости;
  4. оценка состояния и развития инфраструктуры рынка;
  5. выявление и анализ социально-экономических результатов и результативности функционирования рынка.
  6. Система показателей статистики рынка.

В процессе реализации выдвинутых задач  исследования рынка статистика пользуется соответствующими показателями, т. е. количественными  и -качественными характеристиками тех явлений (г процессов, которые в совокупности и сочетании образуют рынок товаров и услуг. Эти показатели призваны отразить состояние, развитие и устойчивость рынка на различных уровнях, во временя и в пространстве (географическом и социально-экономическом). Они характеризуют индивидуальные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц.

В основе системы показателей лежат  основные экономические и социальные категории рынка. К ним относятся: товар; предложение; спрос; цена; товарооборот; товарный запас; основные фонды; издержки обращения; прибыль от реализации товаров.

Система национальных счетов (СНС) - один из наиболее распространенных в мире и совершенных методов изучения экономики и ее результатов на основе построения балансовых макроэкономических моделей.

  1. Понятие и сущность конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка – это конкретная экономич ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени, которая представляет собой сумму условий, определяющих рыночную ситуацию.

Конъюнктурный анализ  позволяет всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и  дать комплексную характеристику состояния рынка. Выясняется, насколько благоприятна конъюнктура для осуществления поставленных целей.

Конъюнктура складывается из множества  единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным  законам.

В основе анализа конъюнктуры рынка  лежат 4 концептуальных задачи:

  1. Анализ тенденций и закономерностей рынка
  2. Пропорциональность рынка
  3. Устойчивость(колеблемость рынка во времени и пространстве)
  4. Анализ цикличности рынка.
  5. Система показателей конъюнктуры рынка.

Система показателей  конъюнктуры рынка, состоящая из 9 блоков:

  1. Предложение товаров в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам и регионам
    1. Объем, структура, динамика предложения
    2. Производственный и сырьевой потенциал предложения
    3. Эластичность предложения
  2. Покупательский спрос на товары в целом и в распределении по отдельным товарам, покупателям, регионам.
    1. Спрос в дифференциации по степени удовлетворения вектору изменения, формам образования, покупательским намерением, состоянию рынка и месту покупки
    2. Потребительский потенциал рынка (ёмкость) в целом и по отдельным товарам.
    3. Эластичность спроса
  3. Пропорциональность рынка
    1. Соотношение спроса и предложения
    2. Соотношение рынков средств производственных и потребительских товаров
    3. Товарная структура товарооборота
    4. Доли рынка отдельных производителей оптовых и рыночных продавцов
    5. Структура продавцов по формам собственности
    6. Структура покупателей по формам собственности (если оптовые), по соц-демограф характеристикам (если розничные)
    7. Региональная структура рынка
  4. Тенденции развития рынка (темпы роста параметров рынка, таких как объем продаж, цена, тов.запасы, инвестиции, прибыль)
  5. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка
    1. Коэф.вариации продаж, цен, товарных запасов во времени и пространстве
    2. Параметры эконометрических моделей сезонности, цикличности развития рынка
  6. Региональные различия состояния и развития рынка
    1. Региональная вариация соотношения спроса и предложения и др. пропорций рынка
    2. Региональная вариация среднедушевого уровня спроса
    3. Региональная вариация темпов динамики основных параметров рынка
  7. Деловая активность
    1. Портфель заказов, его состав, заполненность и динамика
    2. Число, размер, частота и динамика сделок
    3. Степень загруженности производственных мощностей
  8. Номинальный или рыночный риск
    1. Инвестиционный риск
    2. Риск принятия маркетинговых решений
    3. Риск случайных колебаний
  9. Масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции
    1. Число фирм, выступающих на рынке каждого товара
    2. Общий объем реализации товаров на рынке и распределение продавцов по объемам продаж
    3. Уровень приватизации или доля частных предприятий в общем объеме рынка (кол-ве предприятий)
    4. Доля малых, средних и крупных фирм и доля их объемов продаж в общем объеме рынка.
  10. Конъюнктурные оценки рыночной ситуации.

Конъюнктура рынка – это конкретная экономич ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени, которая представляет собой сумму условий, определяющих рыночную ситуацию.

Конъюнктурный анализ  позволяет всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и  дать комплексную характеристику состояния рынка.

Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, числом и размером фирм, выступающих в качестве продавцов. При этом характеризуется функциональная специализация фирм по виду товара, ассортименту и его осн.свойствам. Все продавцы ранжируются по размеру в целом и внутри каждой формы собственности и по доле, занимаемой ими на рынке.

Доля рынка имеет 2характеристики:

Количественная оценка: dQi =(Qi / ∑Qi) * 100%, где Qi-товарооборот отдельного производителя.

Качественная оценка может принимать значения: большая, средняя, незначительная и тд. в зависимости от сопоставления с долей рынка самого крупного конкурента.

Для оценки масштабов рынка необходимо четко классифицировать рынок по след признакам:

  1. Степень и характер сбалансированности рынка
    1. Рынок продавца
    2. Рынок покупателя
  2. Степень и виды конкуренции
    1. Чистая конкуренция (очень много фирм, стандартн вид товара, контроль цен отсутствует, препятствия для вступления в отрасль отсутствуют, неценовая конкуренция по качеству)
    2. Монополистическая конкуренция (много фирм, дифференцир товар, частичный контроль цен, сравнительно легкое вхождение в отрасль, неценовая конкуренция по качеству и ассортименту)
    3. Олигополия ( неск фирм, сложн стандартный или дифференцир товар, ограниченный контроль цен, существенные препятствия для входа в отрасль, неценовая конкуренция по качеству, ассортименту и сервису)
    4. Чистая монополия (одна фирма, уникальный товар, значит контроль цен, вступление в отрасль блокировано, неценовая конкуренция отсутствует)
  3. Территориальный уровень
    1. Локальный
    2. Региональный
    3. Федеральный
    4. Мировой
  4. Классификация товаров
    1. Производственного назначения
    2. Потребительского назначения
  5. Место рынка в системе товародвижения
    1. Оптовый
    2. Мелкооптовый
    3. Розничный
  6. Качественная оценка рынка
    1. Потенциальный рынок
    2. Фактически функционирующий рынок
    3. Освоенный рынок
  7. Организационная оценка рынка
    1. Открытый
    2. Закрытый
  8. Позиция маркетинга по отношению к рынку
    1. Целевой рынок
    2. Неперспективный рынок
    3. Основной рынок
    4. Дополнительный
  9. Конъюнктурная оценка рынка
    1. Развивающийся
    2. Сокращающийся
    3. Стабильный
    4. Нестабильный
    5. Стагнирующий (замер, не двигается)
    6. Коллапсирующий

 

  1. Расчет и анализ потенциала рынка.

Оценка масштаба и типа рынка  выполняется расчетом потенциала рынка.

Потенциал рынка – прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обуславливающ спрос и предложение. Различают:

  1. Производственный потенциал (объем товара, который может быть произведен и предложен рынку в течение опред периода времени)

Eпроиз.= ∑ (Ni * Wi * Di *  Ri * Kнтп * Эс) – В – С,  где

Ni – кол-во произ (натур или стоим)

Wi – произ мощность

Di – степень загруженности произ мощностей

Ri – степень обеспеченности ресурсами

Kнтп – коэф, позволяющий изменить расход ресурсов

Эс – эластичность сырья от цены

В – внутреннее потребление

С – объем товаров, предлагаемый извне.

  1. Потребительский потенциал (емкость рынка) – количество или стоимость товара, который может поглотить рынок при определенных условиях за определенный период времени.

Eпотр. = ∑ (Si * Эд(ц) * Kпотр.) – (Н - Иф – Им) – А ±З – С,  где

Si – численность i-той группы населения

Эд(ц) – эластичность дохода с учетом цены

Kпотр. – коэф. потребления товара

Н – насыщенность рынка

Иф/м – износ физический/ моральный

А – альтернативные формы потребления (как правило собств пр-во, ярмарки, выставки с распродажами)

З – страховой запас товаров

С – доля конкурентов.

Расчетная оценка емкости рынка с учетом стимулирующего спроса:

Eпотр. = ∑ (Si * Kпотр. * [Tцен * Эцен][Тдох. * Эдох.]) – (Н – И) – А + D – C

D – объем стимулирующего спроса

Тцен/дох. – темп роста цен/доходов

Эцен/дох. – эластичность потребления по цене/доходу.

Насыщенность рынка определяется на основе выборочного обследования хоз-в по данным на конец года.

Величина износа рассчитывается по средней продолжительности срока  службы товара.

7. Анализ пропорциональности развития  рынка

 

Сбалансированность рынка оценивается  на основе показателей пропорциональности. Чем меньше пропорциональность, тем  более сбалансирован рынок.

Пропорциональность рынка оценивают  по:

соотношение спроса и предложения (проводится на основе баланса спроса и предложения)

Информация о работе Статистика рынка