Статистика динамики и уровня цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:39, курсовая работа

Описание

В данной работе проводится статистический анализ уровня цен, дается понятие и сущности цен и инфляции, динамики совокупности общих уровней цен в регионах Кыргызстана, а также принципы и методы регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня и динамики инфляции на продукцию и услуги.
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же провести статистический анализ цен в Кыргызской Республике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава1.Теоретические основы статистики цен.
1.1. Понятие и сущность цен.
1.2. Задачи и система показателей статистики цен.
Глава 2. Система индексов цен.
2.1. Индивидуальные и общие индексы.
2.2. Индексы средних цен (тарифов).
Глава3. Анализ динамики и уровня цен в Кыргызстане.
3.1. Методы расчёта индексов цен.
3.2. Методы регистрации цен.
3.3. Индекс потребительских цен.
3.4. Статистический анализ цен в Кыргызстане.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая статистика.doc

— 477.00 Кб (Скачать документ)


Кыргызско-Российский Славянский Университет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по статистике

Статистика динамики и уровня цен

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила: Сатиева А.Т., ЭММ 1-08

                                    Проверил: Марук В.И.

 

 

 

 

Бишкек 2010.
Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава1.Теоретические основы статистики цен.

1.1. Понятие и сущность цен.

1.2. Задачи и система показателей статистики цен.

Глава 2. Система индексов цен.

2.1. Индивидуальные и общие индексы.

2.2. Индексы средних цен (тарифов).

Глава3. Анализ динамики и уровня цен в Кыргызстане.

3.1. Методы расчёта индексов цен.

3.2. Методы регистрации цен.

3.3. Индекс потребительских цен.

3.4. Статистический анализ цен в Кыргызстане.

Заключение

Список использованной литературы.


ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие стремится извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами. Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Кроме того, статистика  цен  играет  немаловажную  роль  для  принятия решений и в макроэкономике,   важнейшее  значение  приобретает  контроль  за уровнем и динамикой цен.

В данной работе проводится статистический анализ уровня цен, дается понятие и сущности  цен  и  инфляции, динамики совокупности общих уровней цен в регионах Кыргызстана, а также принципы  и методы регистрации цен,  методы  расчета  и  анализа  индексов  цен,  методы оценки  уровня  и  динамики  инфляции на продукцию и услуги.

Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же провести статистический анализ цен в Кыргызской Республике.

Для  раскрытия  теоретической  части работы использовались материалы учебной литературы и периодических  изданий, разработанные ведущими специалистами в области  статистики  и  экономистами, указанные в списке литературы.

 

 

 

 

Глава1.Теоретические основы статистики цен.

1.1. Понятие и сущность цен.

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. С другой стороны, цена – это денежное выражение стоимости единицы товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы  их образования и изменения представляют  собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен.

   Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

      индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка

(соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентоспособности на рынке и  т. д.);

      маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого

осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность сома, оборачиваемость товарных  запасов  и  т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Рассматривая статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

      Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:

      инфляционный спрос

      рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация

продукции в связи с общественными катаклизмами).

Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, например торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.

 

1.2. Задачи и система показателей статистики цен.

Задачи статистики цен на современном этапе можно сгруппировать исходя из следующих целей:

      изучение конъюнктуры рынка;

      выявление средней динамики цен (тарифов) на произведенные

продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики;

      выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся

на потребительском рынке;

      определение стоимости социального набора и набора основных

продуктов питания;

      элиминирование стоимостных макропоказателей от изменения

цен(дефляция), например, ВВП и показателей СНС;

      определение паритета покупательной способности валют

для международных сопоставлений национального продукта.[1,196]

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:

- регистрацию цен, наблюдение за их изменением;

- анализ уровня цен, его дифференциации;

- характеристику структуры цен;

- изучение соотношений цен различных товаров, субрынков и перекрестной эластичности   цен;

- оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;

- региональный анализ цен;

- анализ и моделирование динамики цен;

- выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию и динамику цен;  

- прогнозирование цен.

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и движения цен. Она должна быть достаточно устойчива, но в период становления рыночных отношений необходимы ее динамичность и непрерывное совершенствование. В этот период расширяется предложение, действует большое количество цен, что затрудняет получение информации о ценах на конкретные виды товаров, поэтому в системе показателей особое место занимают индексы цен, которые отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг. В связи с этим в системе показателей особое место занимают индексы цен на товары и услуги. В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних цен, позволяющие изучить соотношения цен на разные виды товаров. Важную роль в анализе ценовой информации играют пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставление уровней цен по различным каналам реализации товаров и т.д.

При статистическом изучении требуются разработка и анализ структуры цен определенных товаров. Они позволяют выявить сложившиеся условия производства и обращения, связи между производителями по технологической цепочке, распределительные отношения, реализуемые через цены в условиях свободного ценообразования.

Система показателей статистики цен используется не только для изучения ценовых процессов, но и при расчетах большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней.

При построении системы показателей статистики цен предусматривается и определенная ее согласованность с показателями других направлений статистики (например, статистики промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, торговли) и статистики, изучающей функциональные аспекты (например, потребление, уровень жизни, финансы). Проблемы разработки системы показателей, методологии сбора, обработки и анализа ценовой информации довольно сложны, и одним из перспективных направлений их решения является подготовка методической концепции статистики цен с учетом дифференциации экономических показателей в системе национальных счетов (СНС).

Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система индексов цен.

2.1. Индивидуальные и общие индексы.

Индекс цен исторически является одним из первых экономических индексов. Практически задачи индекса цен в основном сводятся к оценке изменений цен во времени (индексы динамики) или в пространстве (территориальные индексы). Построение системы индексов цен базируется на общеметодологических принципах, согласно которым в ней выделяются индивидуальные, сводные индексы и индексы средних цен (тарифов).

Индивидуальный индекс динамики определяется как отношение цены конкретного i-го товара текущего периода  к цене предыдущего периода , т.е. [1,198]       

          (1)         

где pio-цена на товар в базисном периоде, pi1-цена на товар в текущем периоде.

Индивидуальные индексы цен позволяют решать многие практические задачи, но основной задачей является изучение динамики цен разнородной совокупности товаров и услуг. Эта задача решается с помощью сводных индексов, характеризующих среднее изменение цен изучаемой совокупности товаров и услуг.

Сводный (общий) индекс цен относится к числу классических показателей, разработкой которого исследователи занимаются с XVII в.

Наиболее широкое применение в статистической практике получили агрегатные формулы сводных индексов цен, разработанные в середине XVIII в. немецкими учеными Э. Ласпейресом и Г. Пааше.

Индекс Ласпейреса [1,199]:

        (2)   

Индекс Паше [1,199]:

                  (3)

Числитель и знаменатель в приведенных индексах состоят из агрегатов, включающих индексируемую величину р и вес q. Различие между индексами Ласпейреса и Пааше заключается в выборе периодов весов. В индексе Ласпейреса берутся веса базисного или предшествующего периода, а в индексе Пааше — текущего периода. В статистической практике при расчете сводных индексов цен широко применяются различные модификации агрегатных формул, в частности в виде формул среднеарифметических и среднегармонических с использованием индивидуальных индексов (ip).

Индекс Пааше (средняя гармоническая формула) [1,200]:

Информация о работе Статистика динамики и уровня цен