Статистика цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является определение эффективности ценообразования хозяйства. С учетом поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать краткую характеристику хозяйству;
- рассмотреть понятие «ценообразование»;
- определить показатели ценообразования;
- провести анализ экономической деятельности хозяйства, на основе
которого сделать вывод об эффективности ценообразования;
- предложить основные пути повышения эффективности ценообразования хозяйства.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы ценообразования в рыночных условиях 5
1.1 Система показателей статистики цен 5
1.2. Система индексов цен 6
2. Экономическая характеристика организации и эффективности ценообразования 10
2.1. Природно-экономическая характеристика хозяйства 10
2.2. Анализ эффективности ценообразования
3. Определение и оценка резервов
3.1. Ряды динамики, основная тенденция и прогнозирование
3.2. Система сложных и взаимосвязанных индексов
3.3. Корреляционно-регрессионный анализ
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 471.00 Кб (Скачать документ)


21

 

Оглавление

 

 

Оглавление             

Введение              3

1. Теоретические основы ценообразования в рыночных условиях              5

1.1 Система показателей статистики цен              5

1.2. Система индексов цен              6

2. Экономическая характеристика организации и эффективности     ценообразования              10

2.1. Природно-экономическая характеристика хозяйства              10

2.2. Анализ эффективности ценообразования             

3. Определение и оценка резервов             

3.1. Ряды динамики, основная тенденция и прогнозирование             

3.2. Система сложных и взаимосвязанных индексов             

3.3. Корреляционно-регрессионный анализ             

Список литературы              30


Введение

 

При переходе России к рыночной экономике многие предприятия столкнулись с серьезными проблемами, так как раньше не задумывались о затратах на производство, рынках сбыта и не занимались ценообразованием. Вследствие этого  многие отечественные товары оказались неконкурентоспособными и проиграли свои позиции  иностранным аналогичным товарам, которые были дешевле и качественнее, что отвечало потребительским требованиям. Вот почему сегодня статистика является важнейшим звеном  во всей экономике, предъявляя дополнительные требования к управленческому персоналу. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.[8]

Для анализа эффективности ценообразования необходимы конкретные показатели, отражающие влияние различных факторов на процесс производства.

Целью написания данной курсовой работы является определение эффективности ценообразования хозяйства. С учетом поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- дать краткую характеристику хозяйству;

- рассмотреть понятие «ценообразование»;

- определить показатели ценообразования;

-              провести анализ экономической деятельности хозяйства, на основе

  которого сделать вывод об эффективности ценообразования;

       - предложить основные пути повышения эффективности ценообразования хозяйства.

Предметом исследования являются экономические отношения, которые определяют величину и тенденции изменения уровня ценообразования  сельскохозяйственного производства              и              способствуют рациональному использованию имеющегося производственного потенциала сельских товаропроизводителей.
          Объектом исследования              является ЗАО «Московское».
          Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам ценообразования производства.
          При написании курсовой использовались такие методы как: экономико-статистический, экономико-математический, корреляционно-регресионный и другие.
          Информационной базой для написания работы послужили годовые отчеты сельскохозяйственного предприятия за 2007 – 2009 года.


1. Теоретические основы ценообразования в рыночных условиях

 

1.1 Система показателей статистики цен

 

Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиции макро- и микроэкономики. С точки зрения макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т.д. с микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль. [4]

Цены формируются как в процессе производства, так и в процессе обмена товаров. В условиях плановой экономики они устанавливались централизовано. Плановые отличались относительной стабильностью, устойчивостью. С переходом на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены.

Система показателей статистики цен включает показатели уровня, структуры и динамики цен.

В экономке существует следующая система цен и тарифов:

- розничные цены

- тарифы и у услуги

- оптовые (оптово-отпускные цены предприятия)

- закупочные

- сметные цены (цены на строительные объекты)

- цены внешней торговли.

Система показателей статистики цен представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и движения цен. Она  должна быть достаточно устойчива.

В системе показателей особое место занимают индексы цен на товары и услуги. В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних цен, позволяющие изучить соотношение цен на различные виды товаров. [6]

Система показателей статистики  цен используется не только для изучения ценовых процессов, но и при расчетах большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономических отраслей.

Статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, различным субрынкам. [7]

Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений. [10]

 

1.2. Система индексов цен

             

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу.

Индивидуальный индекс цен характеризует динамику цены конкретного товара (услуги).

(базисный индекс)

(цепной индекс),

где p1 – цена на товар в отчетный период;

рt-1 – цена на товар в предыдущем периоде;

р0 – цена на товар в базисном периоде;

Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам:

         - индекс переменного состава

- индекс постоянного состава

    - индекс структурных сдвигов

Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию.

Между указанными индексами существует взаимосвязь:

Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, кондитерских изделий и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней.

Индекс цен Ласпейреса (индекс потребительских цен):

Этот индекс показывает, во сколько раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном периоде при неизменной базисной структуре товаров-представителей, вошедших в потребительскую корзину.  [6]                                  

Индекс цен Паше (индекс розничных цен):

  .

Данный индекс показывает насколько товары и услуги в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном периоде. Индекс цен Пааше – это индекс розничных цен, так как в качестве весов здесь используется не структура потребительских расходов, а структура товарооборота отчетного периода.                                      

Результат расчета по формуле Пааше показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.

Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает). [2]

«Идеальный» индекс Фишера:

Этот индекс не имеет экономического содержания. Чаще всего он применяется при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания тенденций в структуре и составе объема продукции, в которых происходят значительные изменения.

 

Индекс Лоу:

, где    

Соизмеритель индексируемых величин применяется при реализации товаров в течение продолжительных периодов времени.

Индекс Джевонсона:

,

где p0 и p1 – цены базисного и текущего года различных товаров, n – число товаров

Индекс цен Э.Маршала:

Эта формула индекса цен улавливает сдвиги в структуре потребительских товаров и услуг, но привязана к условной структуре товарооборота потребительской корзины, не характерной, ни для одного реального периода, и поэтому не имеет прямого экономического смысла. Весами в этом индексе выступает средняя арифметическая физического объема товарной массы потребительской корзины. [5]

 

 

 

 

2. Экономическая характеристика организации и эффективности ценообразования

 

2.1. Природно-экономическая характеристика хозяйства

 

ЗАО «Московское» расположен в северной части Рязанского района в 20 км от районного центра п. Соколовка и в 12 км от областного центра г. Рязани. ЗАО «Московское» организовано в 1977 году. Основанием организации данного хозяйства послужило постановление Совет Министров РСФСР №502 от 08.09.1976 г. «Об организации новых совхозов». До 1992 года ЗАО «Московское» назывался совхозом. В 1992 году произошла реорганизация колхозов и совхозов на основании Постановлении правительства Российской Федерации №708 от 04.09.1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций АПК» и хозяйство преобразовалось в ЗАО «Московское». По территории хозяйства проходят дороги районного и областного значения, которые имеют твердое покрытие полотна – асфальт, а также магистраль государственного значения, благодаря чему осуществляется хорошая связь с другими соседними хозяйствами, перерабатывающими предприятиями и районным центром.

Одним из главных перерабатывающих предприятий производимой продукции является Полянский молокозавод, находящийся в с. Поляны. ЗАО «Московское» занимается производством различной продукции. В основном производством молока.

Климат зоны расположения хозяйства, как и всей Рязанской области умеренно – континентальный с теплым летом и умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом и хорошо выраженными переходными сезонами года – весной и осенью. В отдельные годы наблюдаются значительные отклонения от среднегодовых и среднемесячных температур.

Важными ресурсами сельскохозяйственного предприятия являются земли. Земля в сельскохозяйственном производстве выступает в качестве главного средства производства. Она является основой производственной деятельности. Такой показатель, как землепользование, показывает не только какие виды почв, преобладают в хозяйстве, но и насколько эффективно хозяйство использует находящиеся в его распоряжении земли. Вся земля, закреплённая за сельскохозяйственным предприятием, составляет его земельный фонд, который представлен разными угодьями. Процентное соотношение площадей разных угодий в составе общей земельной площади сельскохозяйственных угодий называется соответственно структурой земельных фондов и структурой сельскохозяйственных угодий.

Состав и структура земельного фонда ЗАО «Московское» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Состав и структура земельного фонда ЗАО «Московское»

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

га

%

га

%

га

%

Общая земельная площадь

3409

100,0

3409

100,0

3409

100,0

в т.ч. с.-х. угодья

3176

93,17

3176

93,17

3176

93,17

из них: пашня

1028

30,16

1028

30,16

1028

30,16

             сенокосы

1034

30,33

1034

30,33

1034

30,33

пастбища

1104

32,38

1104

32,38

1104

32,38

Леса и кустарники

70

2,05

70

2,05

70

2,05

Пруды и водоемы

36

1,06

36

1,06

36

1,06

Приусадебные участки

-

-

-

-

-

-

Прочие земли

137

4,02

137

4,02

137

4,02

Информация о работе Статистика цен