Статистическое изучение уровня образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты статистики уровня образования населения…5
1.1 Источники информации……………………………………………5
1.2 Понятие и система показателей статистики уровня образования.6
2 Характеристика российской системы образования…………………...12
3 Статистический анализ показателей уровня образования
населения РФ………………………………………………………………14
3.1 Анализ динамики и структуры уровня образования населения..14
3.2 Анализ грамотности населения…………………………………..18
3.3 Анализ динамики и структуры количества
учащихся и студентов………………………………………………... 21
Заключение………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………… 28
Приложение ………………………………………... …………………….29

Работа состоит из  1 файл

Статистическое изучение уровня образования в России.doc

— 698.00 Кб (Скачать документ)


2 Характеристика российской системы образования

 

 

Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Разнообразие, изменяющиеся потребности учащихся, педагогов, учреждений образования формируют специфический сегмент рынка услуг в области обучения, который не только требует адекватной государственной поддержки, но и содействует развитию предпринимательской деятельности.

Формирование информационного обеспечения этой сферы деятельности зависит от принятой концепции развития образования, Вместе с тем обобщение сложившихся информационных ресурсов, глубокое их изучение, выявление новых направлений развития содействуют формированию современной концепции образования. В настоящее время информационное пространство сферы образования деформировано. В меньшей степени в нем представлены данные, характеризующие спрос на образовательные услуги; в большей степени - ведомственные характеристики развития образования как системы учреждений (т. е. со стороны предложения образовательных услуг). Практически не разработаны методы состыковки различных потоков информации о спросе и предложении, которые позволили бы выявить несоответствия, оценивать варианты решения проблем и находить адекватные управленческие решения, эффективные для всех участников образовательного процесса.

Российская система образования многоступенчатая, охватывающая процесс становления личности от 3 до 30 лет, представляет собой одну из ведущих отраслей экономики рис. 1.1 (приложение А), разработанную Центром исследований и статистики науки (ЦИСН) Миннауки России и РАН.

В ней по данным российского статистического ежегодника за 2009 год на конец 2008 г. обучались 13436 тыс. чел. в общеобразовательных школах, 2244 тыс. руб. в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и 7513 тыс. чел в высших учебных заведениях.

На конец 2008 года в нашей стране действовали 53,6 тыс. школ, 2784 средне специальных профессиональных образовательных учреждения и 1134 вуза.

Существуют два подхода к учету предложения образовательных услуг системой образования. Первый подход - отраслевой, основанный на учете лишь юридических лиц (учебных заведений). Второй подход заключается в учете всего объема услуг в сфере образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако такой подход ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.

Внедрение компьютерных технологий расширяет возможности информационного обеспечения системы образования. В России при более чем 30 университетах созданы центры Internet, продолжается формирование сети дистанционного обучения. Интенсифицируются создание и распространение новых программных продуктов, среди которых можно выделить следующие направления:

- создание информационных систем для внутривузовского управления; формирование учебных курсов и организация учебного процесса на основе новых компьютерных технологий;

- создание аналитических программ по проблемам перспективного развития регионального образования, оценки уровня подготовки абитуриентов и изучение перспектив по трудоустройству специалистов различных отраслевых направлений и специальностей.


3 Статистический анализ показателей уровня образования населения РФ

 

3.1 Анализ динамики и структуры уровня образования населения

 

Данные об уровне образования населения по возрастным группам представлены в Российском статистическом ежегоднике за 2009 в таблице 7.3 [8. c. 219]. Проведём перегруппировку этих данных и представим их в таблицах т3.1 и 3.2.

 

Таблица 3.1 – Уровень образования населения, имеющего профессиональное образование по возрастным группам

Возрастные группы

Всего

чел. данного возраста

в том числе имеют профессиональное образование

послевузовское

высшее

Неполное высшее

среднее

начальное

Всё население в возрасте 15 лет и более, в том числе:

121300235

369134

19009265

3739718

32929158

15366897

15-19

12800628

-

2141

404850

794318

632600

20-24

11466404

19608

1327446

1472913

3109155

1567011

25-29

10612976

45802

2221992

44941

3342775

1580505

30-34

9836374

37489

2050492

311211

3647247

1513283

35-39

10216384

35401

2199037

240744

3820769

1606410

40-44

12546470

42435

2577184

226278

4546464

2073219

45-49

11605892

40569

2310789

171760

4025255

1969185

50-54

10071198

38132

1991497

141801

3355117

1539752

55-59

5347399

26163

1162310

81831

1569274

712127

60-64

7983062

31607

1274898

81688

1864539

866289

65-69

6344576

22658

852236

52102

1253374

567122

70 и более

12468872

29270

1039243

104999

1600871

739394

Возраст не указан

119895

182

4021

1256

7067

3042

 

Для анализа динамики изменения уровня образования населения России представим показатели таблицы 3.1 на рисунке (рис. 3.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.1 – Структура уровня профессионального  образования населения по возрастным группам

 

На рисунке 3.1 видно, что с возрастом уровень образования растёт. Однако рост в основном происходит в возрасте до 30 лет. Увеличение доли людей с высшим и послевузовским образованием объясняется большей долей лиц данного возраста в общей численности населения станы (рисунок 3.2). Наибольшая доля лиц с высшим образованием у более молодого поколения. Современная молодёжь стремится получить высшее образование.

Доля лиц с начальным профессиональным образованием в России невысокая, что позволяет говорить о высоком показателе среднего уровня образования.

Доля лиц со средним специальным профессиональным образованием значительно превышает долю лиц с высшим образованием. Это говорит о том, что в России имеются значительные резервы повышения уровня образования населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.2 – Изменение доли лиц с высшим образованием по возрастным  группам

 

Таблица 3.2 – Уровень образования населения, не имеющего профессиональное образование по возрастным группам в расчёте на 1000 человек

Возрастные группы

Всего

чел. данного возраста

Общее образование

Не имеют начального

образования

Не указали уровень образования

среднее (полное)

основное

начальное

1

2

3

4

5

6

7

Всё население в возрасте 15 лет и более, в том числе:

 

1000

 

175

 

138

 

77

 

10

 

11

15-19

1000

338

451

53

5

10

20-24

1000

227

91

13

4

11

25-29

1000

174

82

9

3

12

30-34

1000

159

49

7

3

14

35-39

1000

166

39

6

3

13

40-44

1000

181

43

7

3

12

45-49

1000

178

63

11

2

11

50-54

1000

172

93

19

2

12

55-59

1000

150

123

46

3

14

Продолжение таблицы 3.2

1

2

3

4

5

6

7

60-64

1000

127

203

137

7

10

65-69

1000

87

203

249

18

9

70 и более

1000

63

190

397

60

9

Возраст не указан

1000

43

22

14

6

786

 

 

Данные таблицы 3.2 свидетельствуют о том, что в России довольно заметна доля людей, не имеющих специального и даже начального образования.

Так более 15 % людей в каждой возрастной группе перешедшей школьный порог имеют только среднее полное общее образование. В среднем около 5 % его не имеют и ограничились только основным образованием. Около 1 % населения России наиболее трудоспособного возраста от 20 до 54 лет имеют только начальное образование.

В среднем по стране около 0,1 % населения вообще не имеют никакого образования. При этом доля таких людей в возрастной группе 15- 24 наиболее высокая среди трудоспособного населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.3 - Структура уровня  образования населения не имеющего профессионального образования по возрастным группам

 

На рисунке 3.3 показано, что основная доля лиц трудоспособного возраста не имеющих профессионального образования получили общее среднее образование, то есть закончили 11 классов общеобразовательной школы.

Тем не менее, доля лиц не закончивших даже 11 классов в России высока. После 30 лет она снижается, так как люди начинают понимать, что получить высокооплачиваемую работу можно только имея профессиональное образование.

 

 

3.2 Анализ грамотности населения

 

 

По данным таблицы 7.4 Российского статистического ежегодника за 2009 составим таблицу 3.3.[8, c.219] В этой таблице проведём анализ динамики и структуры грамотности населения в возрасте 9-49 лет. Показатели в таблице даны по данным переписи населения 2002 года.

 

Таблица 3.3 – Грамотность населения в возрасте 9-49  лет

Годы

Всё население

Городское население

Сельское население

всего

муж-чины

женщи-ны

всего

муж-чины

женщи-ны

всего

муж-чины

женщи-ны

1897

29,6

44,4

15,4

61,1

71,0

48,5

24,6

39,5

11,0

1926

60,9

77,1

46,4

85,0

91,9

78,4

55,0

73,3

38,8

1936

89,7

96,0

83,9

94,9

98,1

91,8

86,7

94,8

79,3

1959

98,5

99,3

97,7

98,8

99,6

98,2

98,0

99,1

97,1

1970

99,7

99,7

99,6

99,8

99,9

99,8

99,4

99,5

99,3

1979

99,8

99,8

99,8

99,9

99,9

99,9

99,6

99,6

99,6

1989

99,8

99,7

99,8

99,8

99,8

99,9

99,5

99,5

99,5

2002

99,8

99,7

99,8

99,9

99,8

99,9

99,5

99,5

99,6

Информация о работе Статистическое изучение уровня образования в РФ