Статистическое исследование безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:24, курсовая работа

Описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические проблемы регулирования безработицы 4
1.1. Виды безработицы 4
1.2. Причины безработицы 6
1.3. Методы борьбы с безработицей 7
2. Статистическое исследование безработицы 10
2.1. Безработица – общие данные 10
2.2. Занятость и безработица по регионам России 17
2.3. Экономическая неактивность 19
Заключение. 21
Список литературы. 23

Работа состоит из  1 файл

курсовик по статистике.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)
 

    Состав  длительно безработных отличается более высокой долей лиц средних  возрастов. Так в числе безработных, ищущих работу один год и более, доля лиц в возрасте от 30 до 49 лет составляет 54,2%, что 7,8 п.п. выше, чем у безработных, ищущих работу менее года. Самую большую пятилетнюю группу среди длительно безработных представляют лица в возрасте от 40 до 44 лет, на их долю приходится 15,5%. Доля возрастных групп до 29 лет среди длительно безработных составляет 31,4%, среди безработных, ищущих работу до года, - 43,0%.

    В общей численности безработных 725 тыс. человек составляют граждане, которым  в соответствии с законодательством  Российской Федерации не может быть присвоен статус безработного  в  органах по содействию занятости населения. Среди них 224 тыс. (3,6%) – студенты и учащиеся дневных образовательных учреждений, и 501 тыс. (7,9%) – пенсионеры, занимающиеся поиском работы и готовые приступить к ней, то есть отвечающие критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. По сравнению с ноябрем 2004 г. численность студентов и учащихся ищущих работу и готовых приступить к ней, увеличилась на 13%, а их доля в численности безработных возросла на 0,8 п.п. при сохранении численности и удельного веса пенсионеров соответственно на 2,5% и 0,6 п.п.

    Уровень безработицы населения в трудоспособном возрасте, определенный без учета  студентов, учащихся и пенсионеров, в ноябре 2005 г. составил 7,9%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Занятость и безработица по регионам России  

    Показатели, характеризующие экономическую активность населения, имеют большую территориальную дифференциацию, обусловленную сложившейся структурой размещения производительных сил, историческими и природно-климатическими особенностями. Разница между самым высоким и самым низким уровнем занятости и безработицы между регионами России составляет два раза и 17 раз.

    В ряду ранжирования всех регионов России  по показателям уровня занятости  и безработицы самые низкие показатели по уровню занятости и самые высокие  по уровню безработицы приходятся на республики Южного федерального округа, Агинский Бурятский автономный округ, Республику Тыва.

    Высокий уровень занятости сложился в  автономных округах Уральского и  Сибирского федеральных округов, Чукотском  и Ненецком автономных округах, Магаданской области.

    По  уровню безработицы наиболее низкие показатели (менее 7%) имеют Москва, Санкт-Петербург, Белгородская, Тульская, Московская, Костромская, Калужская, Самарская, Новгородская, Липецкая, Пермская, Ленинградская, Ивановская области, Эвенкийский автономный округ, Республика Татарстан.

    Межрегиональные различия имеются в возрастном составе  занятых и безработных. Наиболее молодой возрастной состав занятого населения в Республике Ингушетия  и Агинском Бурятском автономном округе – здесь средний возраст занятых составляет 37 лет и на два года ниже, чем в среднем по России. Свыше 40 лет средний возраст занятого населения в городах Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Калининградской, Липецкой областях, что связано с наличием в составе занятых сравнительно многочисленной группы лиц в возрасте старше 60 лет. В этих регионах удельный вес возрастной группы 60-72 года в общей численности занятых составляет 5,2-7,3% (по России – 4,4%).

    Таблица 2.3.1.

    Группировка субъектов Российской Федерации по

    уровням безработицы в 2005 г.

Уровень безработицы, в % к экономически активному  населению Количество  регионов в интервале В % к общему числу регионов Численность безработных  попавших в интервал, тыс. человек В % к общей  численности безработных
до 5,0 3 3,4 189 2,9
от 5,1 до 10,0 49 55,7 3459 53,9
от 10,1 до 12,0 13 14,8 1147 17,9
от 12,1 до 14,0 9 10,2 884 13,8
от 14,1 до 16,0 4 4,5 70 1,1
от 16,1 до 20,0 6 6,8 342 5,3
более 20,0 4 4,5 324 5,0
итого 88 100 6416 100
 

    Среди безработных наиболее молодой возрастной состав отмечается в республиках Тыва, Марий-Эл, Дагестан, Ингушетия, Чувашской Республике, Агинском Бурятском и Корякском автономных округах.

    В республиках Тыва, Дагестан, Ингушетия, а также в Таймырском и Усть-Ордынском  Бурятском автономных округах, Республике Адыгея и Кабардино-Балкарской Республике в составе безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, составляет одну треть или более (в среднем по России – 21%).

    Самое длительное время поиска работы безработными среди регионов  России в Карачаево-Черкесской Республике и Агинском Бурятском автономном округе, где три четверти безработных ищут работу год и более. В республиках Северная Осетия-Алания и Дагестан около двух третей безработных являются длительно безработными. 
 
 

    2.3. Экономическая неактивность 

    Среди населения в возрасте 12-72 лет 39,4 млн. человек, или 35,7% составляют лица, отнесенные к экономически неактивному населению (то есть не являются ни занятыми, ни безработными), из них 19,8 млн. человек, или половину, составляют лица в трудоспособном возрасте. Средний возраст экономически неактивного населения – 43,8 года.

    Таблица 2.4.1.

    Состав  экономически неактивного  населения 

    по  отдельным категориям в ноябре 2005 г.

  Возраст 15-72 года Трудоспособный  возраст
всего мужчины женщины всего мужчины женщины
Экономически  неактивное насе- ление, млн. человек   
 
 
39,4
 
 
 
15,5
 
 
 
23,9
 
 
 
19,8
 
 
 
8,7
 
 
 
11,1
из  них, в %:            
студенты, учащиеся  
29,4
 
36,8
 
24,5
 
47,1
 
52,5
 
42,8
пенсионеры  по воз-расту и инвалиды  
52,8
 
40,2
 
55,2
 
17,7
 
22,8
 
13,6
лица, ведущие дом. хозяйство  
8,4
 
0,9
 
13,3
 
16,7
 
1,5
 
28,7
другие 9,4 13,1 7,0 18,5 23,2 14,9
 

    Среди экономически неактивного населения  в трудоспособном возрасте 0,5 млн. человек  составляют лица, не имеющие работы, ищущие работу, но не готовые приступить к ней, то есть не отвечающие категории готовности к работе, и по этой причине не отнесенные к безработным, и 1 млн. человек – лица, отчаявшиеся найти работу и отказавшиеся от ее поисков. По сравнению с ноябрем 2004 г. количество отчаявшихся найти работу несколько уменьшилось – 53 тыс. человек, или на 5%.

    В численности экономически неактивного  населения 8,4%составляют лица в трудоспособном возрасте, не занятые учебой и ведением домашнего хозяйства, которые при  проведении опроса не выразили желание иметь работу. В целом по России это 1,7 млн. человек, в их числе 52% мужчин. По сравнению с ноябрем 2004 г. количество лиц в трудоспособном возрасте, не занятых экономической деятельностью, учебой и ведением домашнего хозяйства и не желающие иметь работу, практически не изменилось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Важным  принципом с позиций обеспечения  занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса  между экономическими и социальными  результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно  оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

    При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих  развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики,  поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

    Одним из основных элементов формирования политики эффективной  занятости  является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда. В  этой связи следует выделить два блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения.

    Существенное  влияние на ситуацию на федеральном  и региональном рынках труда оказывает  своевременное решение проблем  подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать  внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать.

    В настоящее время возникает необходимость  активизации деятельности  федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному  учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей  предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки.

    При решении вопросов регулирования  занятости населения важно учитывать  специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая  степень коллективизма как традиционного  способа взаимной  поддержки работающих; разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

    Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся  на региональных рынках труда.

    Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить,  прежде всего, сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.  

Список  литературы 

1.  Воронцов  В.А. «Безработица и пути смягчения».М.: Институт экономики., 1999 г.

  1. Заславский И.« Труд, занятость, безработица». М.: РАН., 1994 г.;
  2. Кириллова З.В. Теория статистики. – М.: 2003
  3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Под ред. Пороховского А.А. М.: 1996.
  4. Никифорова А. Н. " Рынок труда, занятость и безработица ". М.: Международные отношения., 2003 г.
  5. Павлов А. «Безработица, проблемы, пути решения». С.-Пб.: Институт экономики ., 1993 г;
  6. Розенберг И.« Проблемы занятости». М.: Институт экономики1995 г;
  7. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону., 1996
  8. «Рынок труда и занятость населения». Вопросы статистики 9/2002.

Информация о работе Статистическое исследование безработицы